Рулевое управление автомобиля — реечное, с гидроусилителем. Рулевой механизм типа «шестерня—рейка»
В картере рулевого механизма на двух подшипниках установлена приводная шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатой рейкой.
При повороте рулевого колеса поворачивается вал рулевой колонки, который через промежуточный вал (на концах которого имеются карданные шарниры) соединен с приводной шестерней.
Шестерня перемещает рейку, которая через рулевые тяги с наконечниками и соединенные с ними рычаги поворотных кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.
Картер рулевого механизма крепится к подрамнику двумя болтами.
В картере рулевого механизма рейка поджимается к приводной шестерне через упор.
Регулировку бокового зазора между шестерней и рейкой выполняют вращением регулировочной пробки.
Регулировку проводят только при сборке рулевого механизма на заводе-изготовителе.
В эксплуатации зазор регулировке не подлежит.
Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков.
Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир — резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.
В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце — резьба (правая), на которую наворачивается наконечник тяги.
В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы.
Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники — разные.
Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом.
Чехол закреплен пластмассовым хомутом на картере рулевого механизма, а на рулевой тяге чехол держится за счет упругости резины — при этом узкий поясок чехла должен совпасть с проточкой, выполненной на рулевой тяге.
При сборке рулевого механизма на заводе резьбовое соединение наконечника шарнира рулевой тяги с рейкой законтрено от отворачивания фиксирующим анаэробным герметиком.
Рулевая колонка — травмобезопасная, с механизмом регулировки наклона рулевого колеса.
Вал рулевой колонки крепится к приводной шестерне рулевого механизма через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами.
Промежуточный вал для обеспечения травмобезопасности выполнен составным.
При фронтальном ударе автомобиля во время аварии рулевая колонка не должна перемещаться к водителю.
Это достигается за счет шлицевого соединения в средней части вала.
На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо, закрепленное винтом.
Рулевая колонка прикреплена к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов.
На автомобиль устанавливается гидравлический усилитель (гидроусилитель) рулевого управления.
В систему гидроусилителя входят: рулевой механизм, насос, бачок для рабочей жидкости и соединительные трубки магистралей.
В нагнетательной магистрали установлен датчик давления жидкости для выдачи сигнала на электронный блок управления двигателем.
Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в отдельном корпусе на картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки.
Распределительное устройство предназначено следить за рассогласованием углов поворота рулевого колеса и вала приводной шестерни рулевого механизма и строго дозировано изменять давление жидкости в камерах исполнительного механизма.
На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.
При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру со сливом.
При этом поршень гидроцилиндра из- за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.
При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Для контроля уровня жидкости в бачке гидроусилителя, на его полупрозрачном корпусе нанесены метки MIN и MAX.
Возможные неисправности рулевого управления и методы исправления
Причина неисправности Методы устранения
Увеличенный свободный ход рулевого колеса
Ослабла затяжка гаек крепления шаровых пальцев наконечников тяг - Затяните гайки
Увеличенный зазор в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг - Замените наконечники тяг
Большой зазор между упором рейки и гайкой - Отрегулируйте зазор в рулевом механизме
Рулевое колесо вращается туго
Обрыв или слабое натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов - Проверьте состояние ремня. Замените ремень
Низкий уровень жидкости в бачке гидроусилителя рулевого управления - Замените насос, прокачайте систему
Поврежден подшипник верхней опоры амортстойки передней подвески - Замените подшипник опоры
Повреждены опорная втулка или упор рейки рулевого механизма - Замените поврежденные детали или рулевой механизм в сборе
Низкое давление в шинах передних колес - Установите нормальное давление в шинах
Повреждены шарниры наконечников рулевых тяг - Замените наконечники рулевых тяг
Повреждены подшипники шестерни рулевого механизма - Замените подшипники или рулевой механизм в сборе
Нарушены углы установки передних колес - Отрегулируйте углы установки колес
Ослабло крепление рулевого механизма - Подтяните болты крепления рулевого механизма к подрамнику
Неравномерное сопротивление вращению рулевого колеса на работающем двигателе
Наличие воздуха в гидросистеме рулевого управления - Удалите воздух из гидросистемы
Недостаточное давление рабочей жидкости гидроусилителя - Замените насос гидроусилителя рулевого управления
Заедание золотника распределительного устройства рулевого механизма - Замените рулевой механизм