Гидрокомпенсаторы зазоров в механизме привода клапанов двигателя K4M служат для компенсации тепловых расширений элементов привода.
Работа гидрокомпенсатора основана на принципе несжимаемости моторного масла, постоянно заполняющего при работе двигателя внутреннюю полость гидрокомпенсатора и перемещающего его плунжер при появлении зазора в приводе клапана, обеспечивая постоянный контакт ролика нажимного рычага привода клапана с кулачком распределительного вала без зазора.
Благодаря этому отпадает необходимость регулировки клапанов при техническом обслуживании.
Гидрокомпенсаторы представляют собой неразборные компактные устройства, вставленные в гнезда головки блока цилиндров.
Стук клапанов работающего двигателя может быть вызван:
- - попаданием воздуха в надплунжерные полости гидрокомпенсаторов при слишком низком или слишком высоком уровне масла в картере, а также при длительной стоянке автомобиля на уклоне;
- - загрязнением прецизионных поверхностей гидрокомпенсаторов зазоров в механизме привода клапанов шламом из моторного масла низкого качества (или при его несвоевременной замене, а также при повреждении масляного фильтра);
- - износом гидрокомпенсаторов.
Если прокачкой или промывкой не удается восстановить работоспособность гидрокомпенсаторов, замените их, так как их конструкция неразборная.
Первоначально убедитесь в том, что посторонний шум при работе двигателя вызван неисправностью именно гидрокомпенсаторов:
— пустите двигатель.
При неисправности гидрокомпенсаторов посторонний шум в зоне крышки головки блока появляется сразу после пуска двигателя и изменяется в соответствии с изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Если шум не появляется сразу после пуска двигателя или не изменяется при изменении частоты вращения коленчатого вала, неисправность вызвана не нарушением работы гидрокомпенсаторов.
Более того, если шум не меняется при изменении частоты вращения коленчатого вала, вероятно, причина постороннего шума не в двигателе;
— при работе двигателя на холостом ход убедитесь, что уровень шума не меняется при изменении нагрузки (например, при переключении селектора автоматической коробки передач из положения N в положение D при выключении сцепления автомобиля с механической коробкой передач или при включении электропотребителей и кондиционера).
Если уровень шума меняется, причиной может быть соударение деталей вследствие износа вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, а не неисправность гидрокомпенсаторов;
— прогрейте двигатель до рабочей температуры.
Если шум уменьшился или исчез, возможно, стук гидрокомпенсаторов вызван загрязнением маслом. В этом случае необходимо промыть гидрокомпенсаторы.
— если шум не исчез, вероятно, в гидрокомпенсаторы попал воздух, и его следует удалить.
При слишком низком уровне масла в картере масляный насос захватывает вместе с маслом воздух; при слишком высоком уровне масла в картере масло взбалтывается и вспенивается противовесами коленчатого вала.
При длительной стоянке автомобиля на уклоне масло вытекает из полостей гидрокомпенсаторов и масляных каналов, а подвод масла к гидрокомпенсаторам после пуска двигателя требует некоторое время, за которое полость гидрокомпенсатора успевает попасть воздух.
Во всех этих случаях при попадании масла с воздухом в надплунжерную полость гидрокомпенсатора воздух внутри полости при открытии клапана будет сжиматься и гидрокомпенсатор будет недожат, что приведет к появлению характерного стука работы клапанного механизма с увеличенными зазорами.
Для удаления воздуха из гидрокомпенсаторов выполните следующее:
проверьте уровень масла в картере двигателя и при необходимости доведите до нормы;
- - пустите двигатель и прогрейте его на холостом ходу в течение 1 — 3 мин;
- - увеличьте частоту вращения коленчатого вала до 3000 мин-1, затем резко уменьшите до частоты холостого хода и дайте двигателю поработать на холостом ходу;
- - повторите цикл и проверьте, исчез ли шум механизма привода клапанов.
Если гидрокомпенсаторы исправны, шум исчезает через 10 — 30 циклов;
- - после исчезновения шума повторите для удаления воздуха еще пять раз;
- - дайте двигателю поработать на холостом ходу 1—3 мин и убедитесь, что шум механизма привода клапанов исчез.
Если шум механизма привода клапанов не исчез после удаления воздуха и прогрева двигателя до рабочей температуры, выявите неисправные гидрокомпенсаторы следующим образом.
Заглушите двигатель и сразу же после остановки установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия, снимите крышку головки блока цилиндров.
Снимите распределительные валы.
Для проверки работоспособности гидрокомпенсаторов двигателя нажмите на плечо коромысла, опирающегося на гидрокомпенсатор.
Если коромысло удается переместить практически без усилия, гидрокомпенсатор неисправен.
Аналогично проверьте состояние гидрокомпенсаторов остальных цилиндров (порядок работы цилиндров 1—3—4—2).
После определения неисправных гидрокомпенсаторов сначала надо попробовать их промыть следующим образом.
Снимаем воздушный фильтр (статья – Как заменить элемент воздушного фильтра двигателя Рено Сандеро)
Снимаем крышку головки блока цилиндров (статья - Замена прокладки крышки головки блока цилиндров Рено Сандеро)
Снимаем распределительный вал со стороны заменяемого гидрокомпенсатора
Снимаем нажимной рычаг клапана
Вынимаем неисправный гидрокомпенсатор
Подготавливаем три емкости для промывки гидрокомпенсаторов (можно использовать обрезанные пластмассовые канистры).
Размер каждой емкости должен быть достаточным для того, чтобы гидрокомпенсатор, опущенный на дно емкости в вертикальном положении, был полностью погружен в жидкость.
Заполняем емкости чистым дизельным топливом.
Емкости желательно пометить.
Первую емкость применяем для предварительной промывки гидрокомпенсатора, вторую – для окончательной промывки, а третью – для заправки гидрокомпенсаторов.
Помещаем гидрокомпенсатор в первую емкость и очищаем наружную поверхность.
Погрузив гидрокомпенсатор в первую емкость наполовину плунжером вниз, легким нажатием проволоки через отверстие отжимаем шарик клапана и, удерживая шарик отжатым, перемещаем плунжер гидрокомпенсатора 5 – 10 раз до тех пор, пока перемещение плунжера не станет совершенно свободным.
Если не удается добиться легкого перемещения плунжера, замените гидрокомпенсатор.
Вынимаем гидрокомпенсатор из емкости и, отжав шарик клапана, перемещаем плунжер до полного вытекания дизельного топлива из гидрокомпенсатора.
Помещаем гидрокомпенсатор во вторую емкость и повторяем операцию 7.
вынимаем гидрокомпенсатор из емкости и сливаем из него дизельное топливо, как описано в операции 8.
Помещаем гидрокомпенсатор на дно третьей емкости вертикально плунжером вверх и отжимаем проволокой шарик его клапана.
Удерживая шарик клапана отжатым, перемещаем плунжер вниз и затем медленно перемещайте вверх, чтобы надплунжерная полость гидрокомпенсатора заполнилась дизельным топливом.
Вынимаем гидрокомпенсатор из емкости, удерживая его плунжером вверх, с небольшим усилием нажимаем на плунжер и убеждаемся, что он остался неподвижным.
Одновременно проверяем общую высоту гидрокомпенсатора, сравнив его с новым гидрокомпенсатором.
Если при проверке удалось переместить плунжер гидрокомпенсатора, повторяем операции 12 и 13 до полного заполнения полости гидрокомпенсатора дизельным топливом.
Если и после этого гидрокомпенсатор не достигнет рабочего состояния, то заменяем его.
До сборки механизма привода клапанов, храните заправленные гидрокомпенсаторы только в вертикальном положении, плунжерами вверх. Избегайте попадания грязи в гидрокомпенсаторы.
Устанавливать заправленные гидрокомпенсаторы нужно как можно быстрее, чтобы исключить возможную потерю дизельного топлива.
После этого устанавливаем и собираем детали в обратном порядке.
Запускаем двигатель, даем ему поработать 1-3 мин на холостом ходу.
При необходимости удаляем воздух из гидрокомпенсаторов.