Карданная передача состоит из переднего и заднего валов, передающих крутящий момент от раздаточной коробки к ведущим мостам.

Каждый карданный вал имеет на концах карданные шарниры с игольчатыми подшипниками

На длиннобазных модификациях автомобилей УАЗ-3153 вместо заднего вала установлена карданная передача из двух валов с промежуточной опорой, установленной на поперечине рамы

Задний карданный вал состоит из трубы, к одному из концов которой приварена вилка шарнира, а к другому — шлицевой наконечник, входящий в шлицевое отверстие вилки второго шарнира

Задний карданный вал: 1 - фланец; 2 - крестовина переднего шарнира; 3 - скользящая вилка; 4 - пресс-масленка; 5 - шлицевой конец вала; 6 - обойма; 7, 10 - стальные кольца; 8 - войлочное кольцо; 9 - резиновое кольцо; 11 - вал; 12 - балансировочная пластина; 13 - вилка заднего шарнира; 14 - крестовина заднего шарнира; 15 - фланец; 16 - вилка шарнира; 17 - обойма подшипника; 18 - игла; 19 - смазочный канал; 20 - шип крестовины; 21 - стопорное кольцо; 22 - радиальное манжетное уплотнение; 23 - торцовое уплотнение

Такое соединение компенсирует изменение длины карданного вала при работе подвески

Передний карданный вал имеет аналогичную конструкцию, за исключением части трубы, проходящей под картером сцепления, которая заменена сплошным стержнем малого диаметра

Это сделано для предотвращения касания вала о картер двигателя при работе передней подвески

Для защиты от грязи и удержания смазки в обоймах подшипников шарниров имеются резиновые манжеты, а на шипах крестовин установлены резиновые торцовые уплотнения.

Шлицевые соединения уплотнены резиновыми и войлочными кольцами.

Шарниры и шлицевые соединения смазываются через пресс-масленки, ввернутые в крестовины шарниров и скользящие вилки валов

Смазка карданной передачи

Работаем на подъемнике или смотровой канаве

В последнем случае вывешиваем заднее колесо и отключаем привод передних колес

Включаем нейтральную передачу

Очищаем от грязи карданные валы, шарниры и пресс-масленки на крестовинах шарниров и шлицевом соединении.

При этом проворачиваем карданный вал для доступа к пресс-масленкам

Особенности конструкции карданной передачи автомобиля УАЗ

Нагнетаем шприцем смазку в пресс-масленки шарниров до появления ее из-под уплотнений всех четырех подшипников каждого шарнира

Если этого не происходит, возможно, засорился клапан масленки или неисправно уплотнение какого-либо подшипника (смазка выходит только из-под этого уплотнения)

Особенности конструкции карданной передачи автомобиля УАЗ

Чтобы очистить клапана масленки, плоскогубцами откручиваем масленку

Промываем масленку в керосине и продуваем сжатым воздухом

Особенности конструкции карданной передачи автомобиля УАЗ

Нажимая тонким стержнем на шарик клапана, убеждаемся, что он подвижен и перекрывает канал масленки под действием пружины

Неисправную масленку заменяем

Поврежденное уплотнение подшипника также заменяем

Особенности конструкции карданной передачи автомобиля УАЗ

Также смазываем шлицевое соединение, не следует нагнетать сюда слишком много смазки (дожидаясь выхода смазки из-под уплотнения)

Особенности конструкции карданной передачи автомобиля УАЗ

Если необходимо, пресс-масленку шлицевого соединения откручиваем ключом на 8 и проверяем, как указано выше

Шлицевое соединение и шарниры переднего карданного вала смазываем таким же образом

Возможные неисправности карданной передачи и методы устранения

Неисправность

- вероятная причина

Метод устранения

Вибрация карданной передачи (проявляется в виде гула и прерывистого шума и усиливается с возрастанием скорости движения автомобиля)

- Нарушение балансировки вала

Отбалансировать вал. Если такой возможности нет, то заменить вал в сборе с шарнирами

- Деформация карданного вала

Заменить вал

- Сильный износ шлицевого соединения карданного вала

Заменить вал

- Износ отверстий в ушках вилок и фланцев карданных валов

Заменить вал, фланцы или скользящую вилку

Стуки или удары в карданной передаче при переключении передач или торможении двигателем

- Ослабление затяжки крепежных деталей карданной передачи

Произвести затяжку крепежных деталей

- Износ шлицев фланца ведущей шестерни мостов

Заменить фланец

- Сильный износ шлицевого соединения карданного вала

Заменить вал

- Сильный износ крестовины. Наличие продольных вмятин на цапфах

Заменить крестовину в комплекте с подшипниками и манжетами

Манжету устанавливать так, чтобы ее пружина была обращена к торцовому уплотнению, напрессованному на крестовину