Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости.
Система состоит из рубашки охлаждения в блоке цилиндров и головке блока цилиндров, радиатора с электровентилятором, радиатора отопителя, расширительного бачка, водяного насоса, термостата и шлангов
Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры, камеры сгорания, дроссельный узел, радиатор отопителя (при низкой температуре) и затем поступает к термостату.
В зависимости от положения клапана термостата жидкость поступает в рубашку охлаждения (при низкой температуре) или радиатор (при высокой температуре).
Радиатор с горизонтальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. Внизу левого бачка радиатора находится сливной кран.
В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя и наливной горловине.
Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры.
Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы.
На корпус бачка нанесены метки «F» (полный) и «L» (низкий) для контроля уровня охлаждающей жидкости.
Бачок соединен шлангом с наливной горловиной радиатора.
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки.
Насос заменяют при появлении радиального люфта вала насоса или течи охлаждающей жидкости из контрольного отверстия
Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя.
Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров.
При температуре охлаждающей жидкости до (82±1,5) °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.
При температуре (82±1,5) °С термостат начинает открываться, а при 95 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.
Обычно термостат заменяют при заклинивании клапанов как в открытом положении или в закрытом положении
В закрытом положении если заклинивает клапан, двигатель перегревается, охлаждающая жидкость поступает по малому кругу, минуя радиатор охлаждения двигателя
Если термостат заклинивает в открытом положении, то двигатель не достаточно прогревается или прогревается долго
Электровентилятор системы охлаждения (с пластмассовой крыльчаткой) служит для дополнительного обдува радиатора, он включается и выключается по сигналу электронного блока управления двигателем.
Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера электровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью.
Изменение скоростного режима вентилятора обеспечивается блоком управления двигателем посредством подключения дополнительного сопротивления.
Электровентилятор в сборе с кожухом закреплен на радиаторе системы охлаждения.
Систему заполняют жидкостью (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до –40 °С.
Емкость системы охлаждения 5,3 литра
Возможные неисправности системы охлаждения и методы устранения
Двигатель перегревается
Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке - Долейте охлаждающую жидкость
Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении) - Замените термостат
Неисправен водяной насос - Проверьте насос и в случае неисправности замените
Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми - Промойте снаружи сердцевину радиатора
Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями - Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью
Электровентилятор не включается из-за обрыва электрических цепей датчиков, выхода из строя датчиков, реле или электродвигателя вентилятора - Проверьте и восстановите электрические цепи. При необходимости замените датчики, реле или электровентилятор в сборе
Повреждение клапана в пробке заливной горловины радиатора (постоянно открыт клапан, из-за чего система находится под атмосферным давлением) - Замените пробку наливной горловины
Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Негерметичен расширительный бачок - Замените расширительный бачок
Негерметичен радиатор - Замените радиатор
Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов - Подтяните хомуты крепления шлангов
Повреждено уплотнение водяного насоса - Замените водяной насос
Повреждена прокладка корпуса водяного насоса - Замените прокладку
Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости в стыке головки блока с блоком цилиндров, кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле) - Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом (см. Как заменить прокладку головки цилиндров двигателя Hyundai Solaris).
Замените поврежденную прокладку, восстановите герметичность заглушек
Негерметичен радиатор отопителя - Замените радиатор отопителя
Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух
Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя - Устраните утечку охлаждающей жидкости.
Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров
Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры
Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении) - Замените термостат
Замена охлаждающей жидкости
Подготавливаем автомобиль и устанавливаем его на подъемник или смотровую канаву
Перед заменой охлаждающей жидкости нужно подождать пока двигатель остынет, чтобы не обжечься парами или самой жидкостью
Поворачиваем пробку наливной горловины радиатора системы охлаждения двигателя на 90°
И снимаем пробку
Подставляем емкость для слива жидкости под кран радиатора системы охлаждения, который расположен в нижней левой части радиатора
Выкручиваем на два-три оборота пробку сливного крана и сливаем жидкость и радиатора
Затягиваем пробку сливного крана
Сжимаем пассатижами хомут крепления нижнего шланга радиатора и сдвигаем хомут по шлангу
Снимаем шланг с патрубка бачка радиатора и сливаем жидкость из двигателя в приготовленную емкость
Устанавливаем нижний шланг радиатора
Открываем пробку расширительного бачка и удаляем из бачка остатки охлаждающей жидкости с помощью резиновой груши или технического шприца.
Заполняем систему охлаждения двигателя, заливая охлаждающую жидкость в наливную горловину радиатора до тех пор, пока она не начнет переливаться из горловины в шланг к расширительному бачку.
Плотно закрываем пробку наливной горловины
Заливаем жидкость в расширительный бачок до метки «F» на стенке бачка
Запускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры (до включения вентилятора)
Затем останавливаем двигатель и при необходимости доливаем жидкость в расширительный бачок до метки «F»
При работе двигателя следите за температурой охлаждающей жидкости по указателю.
Если указатель дошел до красной зоны, а вентилятор радиатора не включился, включите отопитель и проверьте, какой воздух через него проходит.
Если отопитель подает подогретый воздух, скорее всего, неисправен вентилятор, а если подает холодный воздух, значит, в системе охлаждения двигателя образовалась воздушная пробка.
Для ее удаления заглушите двигатель, дайте ему остыть и отверните пробку наливной горловины.
Пустите двигатель, дайте ему поработать в течение 3–5 мин и закройте пробку горловины.
Для лучшего заполнения системы без воздушных пробок периодически прожимайте шланги радиатора рукой.
Через несколько дней эксплуатации автомобиля после замены охлаждающей жидкости проконтролируйте ее уровень.
При необходимости восполните уровень.
Если через очень короткое время цвет свежей жидкости стал коричневым, значит, вы залили подделку, в которую производитель «забыл» добавить ингибиторы коррозии.
Кроме того, одним из признаков подделки является резкое полное обесцвечивание жидкости.
Краситель охлаждающей жидкости хорошего качества очень стоек и со временем только темнеет.
Обесцвечивается жидкость, подкрашенная бельевой синькой. Такой «антифриз» необходимо быстрее заменить.