Для улучшения наполнения цилиндров топливной смесью на всех режимах двигатели 1.6л оборудованы фазорегулятором распределительного вала впускных клапанов.

Смещение момента закрытия впускных клапанов оптимизирует наполнение цилиндров топливной смесью в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.

В результате повышается крутящий момент на режиме средних нагрузок и мощность при высокой частоте вращения коленчатого вала.

Механизм фазорегулятора

При высокой частоте вращения коленчатого вала более позднее закрытие впускных клапанов обеспечивает поступление дополнительной порции топливной смеси за счет высокой скорости движения смеси.

Напротив, при невысокой частоте вращения инерция движения смеси невелика.

Поэтому желательно более раннее закрытие выпускных клапанов, чтобы избежать недостаточного наполнения цилиндров и потерю крутящего момента вследствие вытеснения части свежей смеси.

Чем выше частота вращения коленчатого вала, тем позднее должно происходить закрытие впускных клапанов.

Электромагнитный клапан фазорегулятора

Количество масла, подаваемого к фазорегулятору, определяется электромагнитным клапаном, установленным на головке блока цилиндров (см. рис. 2).

На клапан подается электропитание в виде переменного сигнала степени циклического открытия (амплитудой 12 В и  частотой 250 Гц,).

Это позволяет подавать масло в механизм фазорегулятора и таким образом изменять угол сдвига фаз.

Работа фазорегулятора: 1 - ротор фазорегулятора, 2 - шестерня фазорегулятора, 3 - распределительный вал впускных клапанов, 4 - электрический клапан фазорегулятора

Фазорегулятор распределительного вала постоянно изменяет фазы газораспределения.

Электронный блок управления посылает на электромагнитный клапан переменный сигнал степени циклического открытия, величина которого пропорциональна требуемому смещению фаз.

Фазы постоянно изменяются от 0˚ до 43˚ по углу поворота коленчатого вала.

При частоте вращения коленчатого вала в пределах 1500–4300 мин–1 ЭБУ подает напряжение питания на электромагнитный клапан.

При превышении 4300 мин–1 питание электромагнитного клапана прекращается.

При этом положение механизма фазорегулятора способствует наполнению цилиндров при высокой частоте вращения коленчатого вала.

В этом положении запорный плунжер блокирует механизм.

При частоте вращения до 1500 мин–1 напряжение питания не подается на электромагнитный клапан.

Механизм заблокирован плунжером.

С момента подачи питания на электромагнитный клапан при частоте вращения коленчатого вала более 1500 мин–1 под действием давления масла запорный плунжер отходит и высвобождает механизм.

Управление электромагнитным клапаном фазорегулятора распределительного вала происходит при соблюдении следующих условий:

  • - датчик частоты вращения коленчатого вала исправен;
  • - датчики положения распределительных валов исправны;
  • - система впрыска исправна;
  • - после запуска двигателя;
  • - Двигатель работает не на холостом ходу при нажатой педали акселератора;
  • - получено пороговое значение профиля впрыска, устанавливаемого с учетом нагрузки и частоты вращения коленчатого вала;
  • - температура охлаждающей жидкости находится в пределах 10 — 120˚ С;
  • - повышенная температура масла в двигателе.

Резервные режимы:

  • - возврат фазорегулятора в исходное положение;
  • - нулевое смещение фаз.

Примечание. При блокировке электромагнитного клапана в открытом положении двигатель на холостом ходу работает не устойчиво, давление во впускной трубе повышено.

При этом отмечается более шумная работа двигателя.

Основные неисправности электромагнитного клапана фазорегулятора:

  • - разомкнутая цепь;
  • - замыкание на массу или на +12В;
  • - смещение или рассогласование запрограммированных значений;
  • - неправильное определение положения фазорегулятора;
  • - величина регулирования вне допустимых пределов.