С помощью проверки компрессии можно определить износ шатунно-поршневой группы и общий износ двигателя.
Проверяют компрессию специальным прибором — компрессометром, который можно приобрести в магазинах автозапчастей.
Так выглядит компрессометр.
Существуют варианты компрессометров, у которых взамен резьбового штуцера для вворачивания вместо свечи зажигания установлен резиновый наконечник.
Такие компрессометры при проверке компрессии просто сильно прижимают к свечному отверстию.
Потребуется ключ на 16 для выворачивания свечей зажигания
Процедура проверки компрессии в цилиндрах показана на примере двигателей K7J и K7M.
Проверку компрессии двигателя К4М выполняйте аналогично.
Различие заключается в том, что со свечей двигателя K4M необходимо предварительно снять четыре катушки зажигания
Запускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры
Останавливаем двигатель и отсоединяем колодку жгута проводов от модуля зажигания.
Если этого не сделать, то при отсоединенных наконечниках высоковольтных проводов при проворачивании стартером двигателя может привести к пробою его высоковольтной цепи.
Выкручиваем все свечи зажигания
Отключаем топливный насос, вынув реле топливного насоса из монтажного блока в моторном отсеке.
Вкручиваем в свечное отверстие проверяемого цилиндра компрессометр (если он с резьбой, если с резиновым наконечником, то вставляем и прижимаем к свечному отверстию)
Помощник нажимает на педаль газа до упора, чтобы полностью открыть дроссельную заслонку.
Включает стартер и прокручивает коленчатый вал двигателя до тех пор, пока давление в цилиндре не перестанет увеличиваться (по показанию компрессометра).
Чтобы показания компрессометра были правильными коленчатый вал должен проворачиваться со скоростью 180-200 мин -1 или выше, но не более 350 мин -1.
Зафиксировав показания компрессометра, устанавливаем его стрелку на ноль, нажав на клапан выпуска воздуха.
Повторяем операции 5—8 для остальных цилиндров.
Давление должно быть не ниже 1,0 МПа и не должно отличаться в разных цилиндрах более чем на 0,1 МПа.
Пониженная компрессия в отдельных цилиндрах может возникнуть в результате неплотной посадки клапанов в седлах, повреждения прокладки головки блока цилиндров, поломки или пригорания поршневых колец.
Пониженная компрессия во всех цилиндрах указывает на износ поршневых колец.
Для выяснения причин недостаточной компрессии залейте в цилиндр с пониженной компрессией около 20 мл чистого моторного масла и вновь измерьте компрессию.
Если показания компрессометра повысились, наиболее вероятна неисправность поршневых колец.
Если значение компрессии осталось неизменным, то это указывает на неплотное прилегание тарелок клапанов к их седлам или на повреждение прокладки головки блока цилиндров.
Причину недостаточной компрессии можно выяснить также подачей сжатого воздуха в цилиндр, в котором поршень предварительно установлен в ВМТ такта сжатия.
Для этого снимите с компрессометра наконечник и присоедините к нему шланг компрессора.
Вставьте наконечник в свечное отверстие и подайте в цилиндр воздух под давлением 0,2—0,3 МПа.
Для того чтобы коленчатый вал двигателя не провернулся, включите высшую передачу и затормозите автомобиль стояночным тормозом.
Выход (утечка) воздуха через дроссельный узел свидетельствует о негерметичности впускного клапана, а через глушитель — о негерметичности выпускного клапана.
При повреждении прокладки головки блока цилиндров воздух будет выходить через горловину расширительного бачка в виде пузырей или в соседний цилиндр, что обнаруживается по характерному шипящему звуку.