Полноприводные автомобили оснащаются пяти или шестиступенчатыми механическими коробками передач

Пятиступенчатая коробка передач JR5, и шестиступенчатая коробка передач TL 8.

Коробка передач JR5 устанавливается с двигателем K4M. А коробка TL 8 может устанавливаться как с двигателем K4M, так и с двигателем F4R.

Все коробки передач имеют модификацию для установки на автомобили 2WD и 4WD, что отражено в маркировке на картере.

Отличие коробки передач для автомобиля 4WD в наличии у нее фланца для присоединения раздаточной коробки и в отсутствии сальника правой полуосевой шестерни (сальник установлен на выходном валу раздаточной коробки).

Механическая коробка передач TL 8 имеет те же присоединительные и установочные размеры, что и коробка передач JR5, и во многом аналогична ей по конструкции.

Разница в наличии шестой передачи и расположении шестерен и синхронизаторов на валах, а также литой задней крышке вместо штампованной.

Коробка передач TL 8

рис. 1. Шестиступенчатая коробка передач автомобиля 4х4: 1 - выключатель заднего хода, 2 - сапун, 3 - картер коробки передач, 4 - рычаг выбора передач, 5 - рычаг переключения передач, 6 - картер сцепления, 7 - пробка маслозаливного отверстия, 8 - сальник привода левого колеса, 9 - первичный вал, 10 - сальник ведущего вала раздаточной коробки

Коробка передач — механическая, двухвальная, с шестью передачами переднего хода и одной — заднего, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.

Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей.

Корпус коробки передач состоит из двух частей (отлитых из алюминиевого сплава): картера сцепления и картера коробки передач.

При сборке между ними наносят бензомаслостойкий герметик-прокладку.

Ведущие шестерни всех передач переднего хода расположены на первичном валу и находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями, установленными на вторичном валу.

Шестерни всех передач переднего хода косозубые, а заднего хода — прямозубые.

На вторичном валу также расположена ведущая шестерня главной передачи.

Ведущая шестерня главной передачи находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней главной передачи.

Ведомая шестерня главной передачи установлена на коробке дифференциала и крепится к ней болтами.

В коробке дифференциала установлены два сателлита и две полуосевые шестерни.

Сателлиты установлены на оси, крепленной в коробке дифференциала.

Полуосевые шестерни передают крутящий момент к приводам передних колес.

Коробка дифференциала вращаются на двух роликовых конических подшипниках, внутренние кольца которых напрессованы на коробке дифференциала, а наружные запрессованы в картеры коробки передач и сцепления.

Коробка дифференциала посредством шлицевого соединения передает вращение на ведущий вал раздаточной коробки.

рис. 2. Механизм управления коробкой передач: 1 - трос выбора передач, 2 - трос включения передач, 3 - механизм управления, 4 - чехол рычага переключения передач

Привод управления коробкой передач состоит из механизма управления, установленного в салоне автомобиля на туннеле пола, и механизма переключения передач, расположенного в картере коробки передач.

Механизмы связаны двумя тросами: выбора и включения передач.

рис. 3. Расположение механизма управления коробкой передач: 1 - механизм управления КПП, 2 - болты крепления механизма, 3 - фиксаторы корпуса

Механизм управления коробкой передач крепится к туннелю пола четырьмя болтами.

При выборе той или иной передачи трос выбора передач перемещает рычаг выбора передач, который, в свою очередь, устанавливает переключатель передач в пазу соответствующей вилки включения передачи.

После того, как передача была выбрана, трос включения поворачивает рычаг, включая необходимую передачу.

рис. 4. Трос включения и трос выбора передач: 1 - головка наконечника троса выбора передач, 2 - пружина, 3 - запорная втулка фиксатора, 4 - зубчатый фиксатор, 5 - наконечник троса выбора передач, 6 - зубчатый конец троса, 7 - головка наконечника троса выбора передач, 8 - защитный чехол троса, 9 - наконечник оболочки троса включения передач, 10 - установочная втулка оболочки троса включения передач, 11 - оболочка троса включения передач, 12 - оболочки троса выбора передач, 13 - установочная втулка оболочки троса выбора передач, 14 - наконечник оболочки троса выбора передач

Трос включения и трос выбора передач — невзаимозаменяемые.

Трос выбора передач можно отрегулировать по длине.

Для изменения длины троса необходимо запорной втулкой 3 поджать пружину 2.

После этого сдвигаем зубчатый фиксатор 4 (оранжевого цвета) внутри наконечника троса, выводя его зубья из зацепления с зубчатым концом троса 6.

Перемещаем зубчатый конец троса 6 внутри наконечника, устанавливая необходимую длину троса, после чего фиксируем конец троса зубчатым фиксатором 4 и отпускаем запорную втулку.

Особенности коробки передач Renault Duster

Коробка передач сообщается с атмосферой через сапун, расположенный в ее верхней части.

При техническом обслуживании наконечник на шланге следует несколько раз повернуть для его прочистки.

В коробку передач на заводе заливают трансмиссионное масло, рассчитанное на весь срок службы.

Уровень масла в коробке передач должен находиться на уровне нижней кромки маслозаливного отверстия, закрытого пластмассовой пробкой.

Коробка передач представляет собой сложный узел, для ремонта которого необходимый опыт и специальный инструмент.

Поэтому, ремонт коробки передач следует выполнять в специализированном техническом центре, располагающим как необходимым оборудованием, так и запасными частями.

При серьезной поломке или сильном износе деталей коробки передач целесообразно заменить ее целиком.

Возможные неисправности механической коробки передач и способы исправления

- Причина неисправности

Способ устранения

Вибрация, шум в коробке передач:

- Ослабление крепления или повреждение опор подвески двигателя и коробки передач

Затяните крепление или замените опоры

- Износ или повреждение шестерен и подшипников

Отремонтируйте коробку передач на сервисе

- Залито масло несоответствующей марки

Залейте кондиционное масло

- Недостаточный уровень масла

Долейте масло до уровня

Утечка масла:

- Разрушение, повреждение сальника или уплотнительных колец

Замените поврежденные детали

Затрудненное переключение передач и скрежет при переключении:

- Неполное выключение сцепления

Удалите воздух из гидропривода выключения сцепления

- Неисправность тросов привода переключения передач

Замените тросы привода переключения передач на сервисе

- Износ синхронизаторов

Отремонтируйте коробку, замените синхронизаторы

Самопроизвольное выключение передач:

- Износ вилок переключения передач или поломка пружин фиксаторов

Отремонтируйте коробку передач, замените неисправные детали

- Увеличенный зазор муфты синхронизатора на ступице

Отремонтируйте коробку передач.

Передаточные числа механических коробок передач

Передача

КПП JR5

Модификация КПП TL8

001

0,14

I

3,73

4,45

4,45

II

2,05

2,59

2,59

III

1,32

1,74

1,69

IV

0,97

1,30

1,17

V

0,82

1,02

0,87

VI

-

0,81

0,67а

Передача

заднего хода

3,55

3,55

3,55

Главная

передача

4,92/4,86*

4,92/4,86*

4,86

* Для автомобиля 4WD