Полноприводные автомобили оснащаются пяти или шестиступенчатыми механическими коробками передач
Пятиступенчатая коробка передач JR5, и шестиступенчатая коробка передач TL 8.
Коробка передач JR5 устанавливается с двигателем K4M. А коробка TL 8 может устанавливаться как с двигателем K4M, так и с двигателем F4R.
Все коробки передач имеют модификацию для установки на автомобили 2WD и 4WD, что отражено в маркировке на картере.
Отличие коробки передач для автомобиля 4WD в наличии у нее фланца для присоединения раздаточной коробки и в отсутствии сальника правой полуосевой шестерни (сальник установлен на выходном валу раздаточной коробки).
Механическая коробка передач TL 8 имеет те же присоединительные и установочные размеры, что и коробка передач JR5, и во многом аналогична ей по конструкции.
Разница в наличии шестой передачи и расположении шестерен и синхронизаторов на валах, а также литой задней крышке вместо штампованной.
Коробка передач TL 8
Коробка передач — механическая, двухвальная, с шестью передачами переднего хода и одной — заднего, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.
Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей.
Корпус коробки передач состоит из двух частей (отлитых из алюминиевого сплава): картера сцепления и картера коробки передач.
При сборке между ними наносят бензомаслостойкий герметик-прокладку.
Ведущие шестерни всех передач переднего хода расположены на первичном валу и находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями, установленными на вторичном валу.
Шестерни всех передач переднего хода косозубые, а заднего хода — прямозубые.
На вторичном валу также расположена ведущая шестерня главной передачи.
Ведущая шестерня главной передачи находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней главной передачи.
Ведомая шестерня главной передачи установлена на коробке дифференциала и крепится к ней болтами.
В коробке дифференциала установлены два сателлита и две полуосевые шестерни.
Сателлиты установлены на оси, крепленной в коробке дифференциала.
Полуосевые шестерни передают крутящий момент к приводам передних колес.
Коробка дифференциала вращаются на двух роликовых конических подшипниках, внутренние кольца которых напрессованы на коробке дифференциала, а наружные запрессованы в картеры коробки передач и сцепления.
Коробка дифференциала посредством шлицевого соединения передает вращение на ведущий вал раздаточной коробки.
Привод управления коробкой передач состоит из механизма управления, установленного в салоне автомобиля на туннеле пола, и механизма переключения передач, расположенного в картере коробки передач.
Механизмы связаны двумя тросами: выбора и включения передач.
Механизм управления коробкой передач крепится к туннелю пола четырьмя болтами.
При выборе той или иной передачи трос выбора передач перемещает рычаг выбора передач, который, в свою очередь, устанавливает переключатель передач в пазу соответствующей вилки включения передачи.
После того, как передача была выбрана, трос включения поворачивает рычаг, включая необходимую передачу.
Трос включения и трос выбора передач — невзаимозаменяемые.
Трос выбора передач можно отрегулировать по длине.
Для изменения длины троса необходимо запорной втулкой 3 поджать пружину 2.
После этого сдвигаем зубчатый фиксатор 4 (оранжевого цвета) внутри наконечника троса, выводя его зубья из зацепления с зубчатым концом троса 6.
Перемещаем зубчатый конец троса 6 внутри наконечника, устанавливая необходимую длину троса, после чего фиксируем конец троса зубчатым фиксатором 4 и отпускаем запорную втулку.
Коробка передач сообщается с атмосферой через сапун, расположенный в ее верхней части.
При техническом обслуживании наконечник на шланге следует несколько раз повернуть для его прочистки.
В коробку передач на заводе заливают трансмиссионное масло, рассчитанное на весь срок службы.
Уровень масла в коробке передач должен находиться на уровне нижней кромки маслозаливного отверстия, закрытого пластмассовой пробкой.
Коробка передач представляет собой сложный узел, для ремонта которого необходимый опыт и специальный инструмент.
Поэтому, ремонт коробки передач следует выполнять в специализированном техническом центре, располагающим как необходимым оборудованием, так и запасными частями.
При серьезной поломке или сильном износе деталей коробки передач целесообразно заменить ее целиком.
Возможные неисправности механической коробки передач и способы исправления
- Причина неисправности
Способ устранения
Вибрация, шум в коробке передач:
- Ослабление крепления или повреждение опор подвески двигателя и коробки передач
Затяните крепление или замените опоры
- Износ или повреждение шестерен и подшипников
Отремонтируйте коробку передач на сервисе
- Залито масло несоответствующей марки
Залейте кондиционное масло
- Недостаточный уровень масла
Долейте масло до уровня
Утечка масла:
- Разрушение, повреждение сальника или уплотнительных колец
Замените поврежденные детали
Затрудненное переключение передач и скрежет при переключении:
- Неполное выключение сцепления
Удалите воздух из гидропривода выключения сцепления
- Неисправность тросов привода переключения передач
Замените тросы привода переключения передач на сервисе
- Износ синхронизаторов
Отремонтируйте коробку, замените синхронизаторы
Самопроизвольное выключение передач:
- Износ вилок переключения передач или поломка пружин фиксаторов
Отремонтируйте коробку передач, замените неисправные детали
- Увеличенный зазор муфты синхронизатора на ступице
Отремонтируйте коробку передач.
Передаточные числа механических коробок передач
Передача |
КПП JR5 |
Модификация КПП TL8 |
|
---|---|---|---|
001 |
0,14 |
||
I |
3,73 |
4,45 |
4,45 |
II |
2,05 |
2,59 |
2,59 |
III |
1,32 |
1,74 |
1,69 |
IV |
0,97 |
1,30 |
1,17 |
V |
0,82 |
1,02 |
0,87 |
VI |
- |
0,81 |
0,67а |
Передача заднего хода |
3,55 |
3,55 |
3,55 |
Главная передача |
4,92/4,86* |
4,92/4,86* |
4,86 |
* Для автомобиля 4WD |