Задние подвески автомобиля отличаются по конструкции, в зависимости от модели

В статье рассмотрим заднюю подвеску автомобиля 2WD и 4WD.

Задняя подвеска автомобиля 4х2

Элементы задней подвески: 1 - кронштейн крепления рычага балки к кузову; 2 - балка; 3 - кронштейн рычага; 4 - рычаг балки; 5 - амортизатор; 6 - буфер хода сжатия; 7 - подушки и шайбы верхнего крепления амортизатора к кузову; 8 - болт крепления амортизатора к рычагу; 9 - нижняя прокладка пружины; 10 - пружина; 11 - верхняя прокладка пружины; 12 - тормозной механизм заднего колеса; 13 - цапфа заднего колеса; 14 - барабан тормозного механизма в сборе с подшипником заднего колеса; 15 - колпачок; 16 - гайка подшипника колеса; 17 - сайлентблок рычага балки; 18 - болт и гайка крепления рычага балки к кронштейну

Задняя подвеска — полунезависимая упругой балкой, пружинная с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия.

Балка U-образного сечения с приваренными к ней продольными рычагами.

Балка жесткая на изгиб, работает на скручивание, выполняя роль торсиона.

Это позволяет колесам задней оси перемещаться в вертикальной плоскости независимо друг от друга в определенных пределах.

Задняя подвеска: 1 - амортизатор, 2 - пружина, 3 - балка задней подвески

Такая конструкция подвески приближает ее по комфортности к независимой подвеске, но дешевле и проще в изготовлении.

К балке и рычагам приварены кронштейны для опоры пружин.

Для повышения поперечной устойчивости и уменьшения углов крена, внутри балки установлен стабилизатор поперечной устойчивости, концы которого приварены к усилителям рычагов.

Стабилизатор представляет собой трубу — по краям круглого сечения, а в средней части овального.

К рычагам подвески приварены фланцы для крепления осей задних колес и щитов тормозных механизмов.

Через внутреннюю обойму сайлентблока проходит болт 1, соединяющий рычаг с кронштейном кузова. Кронштейн крепится к кузову тремя болтами 2

Спереди рычаги снабжены приварными втулками, с запрессованными в них сайлентблоками, которые предназначены для шарнирного соединения рычагов подвески с кузовом.

Наружная обойма сайлент-блока — пластмассовая, а внутренняя металлическая.

Резиновый массив сайлент-блока, привулканизированный к обоймам, в сечении несимметричен.

Поэтому при запрессовке сайлент-блока в рычаг его необходимо строго ориентировать.

Упругими элементами подвески являются винтовые пружины.

Пружина задней подвески: 1 - верхняя прокладка, 2 - пружина, 3 - нижняя прокладка

Пружина опирается через резиновые прокладки: снизу — на кронштейн рычага и сверху — на опору, приваренную к лонжерону кузова.

Прокладки предотвращают передачу высокочастотных колебаний подвески на кузов.

Не допуская контакта «сталь по «стали», прокладки также исключают стуки и скрипы.

Нижний виток пружины имеет меньший диаметр.

Пружины задней подвески по жесткости делятся на классы.

Класс пружины маркируется краской. С правой и левой сторон автомобиля должны устанавливаться пружины одного класса.

При замене рекомендуется устанавливать пружины такого же класса, какие были установлены на автомобиле.

Амортизатор задней подвески: 1 - гайка крепления штока; 2 - шайба; 3 - подушка штока; 4 - распорная втулка; 5 - буфер хода сжатия; 6 - чехол; 7 - защитный колпак; 8 - амортизатор

В нижнюю проушину амортизатора запрессован резинометаллический шарнир, через центральную втулку которого проходит болт, соединяющий амортизатор с рычагом подвески.

Шток амортизатора крепится к кузову через две резиновые подушки (одна снизу опоры, другая – сверху) и две металлические шайбы.

Между подушками на штоке амортизатора установлена распорная втулка, не позволяющая подушкам сильно деформироваться при затягивании гайки штока.

На штоке амортизатора установлен буфер хода сжатия, к которому крепится чехол.

Буфер служит для ограничения хода колеса вверх.

Предотвращает деформацию и поломку элементов подвески, а также исключает передачу ударных нагрузок на кузов.

Узел подшипника заднего колеса; 1 - барабан тормозного механизма; 2 подшипник заднего колеса; 3 - стопорное кольцо подшипника; 4 - гайка подшипника; 5 -колпачок

Подшипники задних колес двухрядные.

Роль ступицы заднего колеса выполняет тормозной барабан, в отверстии которого с натягом установлено наружное кольцо подшипника.

Цапфа заднего колеса

Внутренние кольца подшипника установлены на цапфе (оси) заднего колеса — с небольшим зазором.

В барабане подшипник фиксируется стопорным кольцом

В процессе эксплуатации подшипник не требует пополнения смазки.

Цапфа заднего колеса крепится четырьмя болтами через щит тормозного механизма к фланцу балки задней подвески

Углы установки задних колес заданы конструктивно геометрией балки и в эксплуатации регулировке не подлежат.

Углы можно лишь проверить на специальном стенде и сравнить с контрольными значениями.

В том случае, если значения углов установки задних колес не соответствуют контрольным значениям, необходимо проверить состояние элементов задней подвески.

Возможные неисправности задней подвески автомобиля 4х2

Шум и стук в подвеске при движении автомобиля:

Неисправен амортизатор - Замените амортизатор

Ослабление крепления амортизатора или износ втулки проушин амортизатора - Затяните болт с гайкой нижнего крепления амортизатора или замените втулки

Износ сайлентблоков продольных рычагов подвески - Замените сайлентблоки

Осадка или поломка пружины - Замените пружину

Выход из строя подшипника ступицы колеса - Замените подшипник

Увод автомобиля от прямолинейного движения:

Неодинаковое давление воздуха в шинах - Установите нормальное давление в шинах

Шины колес имеют разный износ или рисунок протектора - Замените шины

Нарушен угол развала - Устраните причину нарушения угла развала

Осадка или поломка одной из пружин - Замените пружину

Деформация продольных рычагов - Замените сайлентблоки

Повышенный или чрезмерный износ протектора шин:

Давление воздуха в шинах не соответствует норме - Установите нормальное давление

Нарушены параметры установки колес - Устраните причины нарушение параметров установки колес

Перегрузка автомобиля - Не допускайте перегруза автомобиля

Нарушение балансировки колес - Отбалансируйте колеса

Задняя подвеска автомобиля 4х4

Задняя подвеска — независимая, многорычажная с цилиндрическими витыми пружинами и телескопическими амортизаторными стойками, служащими для гашения колебаний, поглощения толчков и ударов, действующих на кузов автомобиля через его колеса.

Задняя подвеска автомобиля 4x4: 1 - ступица заднего колеса; 2 - кулак; 3 - амортизаторная стойка; 4 - стойка стабилизатора поперечной устойчивости; 5 - штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 6 - подрамник; 7- передний поперечный рычаг; 8 - задний поперечный рычаг; 9 - кронштейн кузова; 10 - продольный рычаг

Амортизаторные стойки включают в себя упругие элементы — пружины, которые предотвращают отрыв колес от дороги, обеспечивая постоянное сцепление с дорогой.

Элементы задней подвески на автомобиле: 1 - подрамник; 2 - болт с эксцентриковой шайбой; 3 - скоба крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости; 4 - задний поперечный рычаг; 5 - штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 6 - амортизаторная стойка; 7 - кулак; 8 - продольный рычаг; 9 - передний поперечный рычаг

Амортизаторы стоек препятствуют колебаниям кузова, что соответственно сказывается на безопасности и комфортабельности движения.

Амортизаторная стойка внизу крепится к кулаку двумя болтами с гайками, а верхняя опора стойки крепится к кузову гайкой.

Правая и левая амортизаторные стойки взаимозаменяемые.

Элементы амортизаторной стойки: 1 - телескопическая стойка; 2 - буфер хода сжатия с защитным чехлом; 3 - верхняя опорная чашка пружины; 4 - подшипник верхней опоры; 5 - верхняя опора стойки; 6 - гайка крепления верхней опоры; 7 - резинометаллическая опорная шайба; 8 - гайка крепления амортизаторной стойки к кузову; 9 - пружина; 10 - виброшумопоглащающий чехол пружины

Кулак через сайлент-блоки соединен двумя поперечными рычагами с подрамником задней подвески и одним продольным рычагом — с кронштейном, закрепленным на кузове.

Левый кулак задней подвески: 1 - кулак; 2 - подшипник ступицы заднего колеса; 3 - отверстие под датчик ABS; 4 - сайлентблок переднего поперечного рычага; 5 - сайлентблок продольного рычага; 6 - тормозной щит; 7- сайлентблок заднего поперечного рычага

Тормозные и тяговые силы при движении автомобиля воспринимаются продольными рычагами, а силы в направлении перпендикулярной продольной оси автомобиля — поперечными рычагами подвески.

Левый и правый кулаки задней подвески — невзаимозаменяемые.

В кулаке установлен двухрядный радиально-упорный шариковый подшипник закрытого типа, который закреплен в кулаке стопорным кольцом.

Во внутренних кольцах подшипника с натягом установлена ступица колеса.

Внутренние кольца подшипника стягиваются (через ступицу) гайкой на хвостовике корпуса наружного шарнира привода колеса.

В эксплуатации подшипник не регулируется и не требует пополнения смазки.

Гайки крепления ступиц колес одинаковые, с правой резьбой.

Детали стабилизатора поперечной устойчивости: 1 - стойка стабилизатора, 2 - скоба, 3 - подушка, 4 - штанга

Для повышения поперечной устойчивости и уменьшения углов крена кузова установлен стабилизатор поперечной устойчивости.

Концы штанги стабилизатора через стойки с шаровыми шарнирами соединены с амортизаторными стойками.

Стойки стабилизатора взаимозаменяемые.

Штанга стабилизатора крепится двумя скобами через резиновые разрезные подушки к подрамнику задней подвески.

Штанга изготовлена из пружинистой стали.

Из углов установки задних колес регулируется только их схождение.

Стойка стабилизатора поперечной устойчивости

Задний поперечный рычаг подвески соединяется с подрамником болтом, имеющим эксцентриковый поясок и эксцентриковую шайбу.

Соединение заднего поперечного рычага с подрамником: 1 - кронштейн подрамника, 2 - болт с энсцентриковым поясом и шайбой, 3 - задний поперечный рычаг

Поворотом этого болта регулируется схождение колеса.

Болт крепления заднего поперечного рычага к подрамнику: 1 - эксцентриковая шайба, 2 - болт

При вращении болта с шайбой изменяется его положение в отверстии подрамника: при смещении болта к продольной оси автомобиля уменьшается вылет заднего поперечного рычага и, следовательно, уменьшается угол схождения колеса; при смещении болта от оси — угол увеличивается.

Угол развала колес задан конструктивно геометрией подвески и в эксплуатации регулировке не подлежит.

Угол можно лишь проверить на специальном стенде и сравнить с контрольными значениями.

В том случае, если значения углов не соответствуют контрольным значениям необходимо проверить состояние элементов задней подвески.

Возможные неисправности задней подвески автомобиля 4х4

Шум и стук в подвеске при движении автомобиля:

Неисправен амортизатор - Замените амортизатор

Ослабление крепления амортизаторной стойки или износ подушек верхнего крепления стойки - Затяните верхнее крепление амортизаторной стойки или замените подушки

Износ сайлентблоков продольных рычагов подвески - Замените сайлентблоки

Осадка или поломка пружины - Замените пружину

Выход из строя подшипника ступицы заднего колеса - Замените подшипник

Увод автомобиля от прямолинейного движения:

Неодинаковое давление в шинах - Установите нормальное давление в шинах

Шины колес имеют разный износ или рисунок протектора - Замените шины

Нарушен угол развала - Устраните причину нарушения угла развала

Осадка или поломка одной из пружин - Замените пружину

Деформация продольных рычагов - Замените балку задней подвески

Износ сайлентблоков продольных рычагов - Замените сайлентблоки

Повышенный или неравномерный износ протектора шин:

Давление воздуха в шинах не соответствует норме - Установите нормальное давление

Нарушены параметры установки колес - Устраните причины нарушение параметров установки колес

Перегрузка автомобиля - Не допускайте перегрузки автомобиля

Нарушение балансировки колес - Отбалансируйте колеса

Обратите внимание на систему выпуска отработавших газов.

Посторонние стуки, издаваемые ею, часто принимают за стук в задней подвеске.

Применение нестандартных деталей или обрыв элементов подвески глушителя может вызвать сильный стук, особенно при перегазовках.

Для проверки остановите двигатель, осмотрите систему выпуска, проверьте надежность крепления и подвеску глушителя.

Взявшись за конец выхлопной трубы, покачайте глушитель вверх-вниз и из стороны в сторону – стуков быть не должно.