Двигатель после снятия с автомобиля нужно тщательно отмыть и очистить.

Устанавливаем двигатель на стенд или подставку.

Подготавливаем необходимый инструмент для разборки

При разборке нужно маркировать детали, которые будут в дальнейшем эксплуатироваться.

Коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, поэтому их разукомплектовывать нельзя.

Головкой на 10 отворачиваем шесть болтов крепления крышки блока цилиндров и снимаем крышку вместе с прокладкой.

Вынимаем масломерный щуп

Как разобрать двигатель

Ключом на 12 ослабляем болт верхнего крепления генератора

Как разобрать двигатель

Ключом на 13 отворачиваем гайку крепления регулировочной пластины к головке блока

Как разобрать двигатель

Снимаем пластину со шпильки головки блока

Как разобрать двигатель

Отворачиваем ключом на 13 две гайки крепления крайних стоек крепления оси коромысел

Как разобрать двигатель

Ключом на 17 равномерно ослабляем и отворачиваем четыре гайки крепления основных стоек оси коромысел

Как разобрать двигатель

Снимаем ось коромысел со шпилек

Как разобрать двигатель

Вынимаем восемь штанг толкателей и раскладываем их по порядку, чтобы потом поставить их на свои места

Как разобрать двигатель

Головкой на 19 отворачиваем десять гаек крепления головки блока в последовательности обратной затяжке

Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров

Снимаем наконечники высоковольтных проводов и выворачиваем свечи зажигания.

Отсоединяем шланг от фильтра тонкой очистки топлива.

Отсоединяем от карбюратора шланг вакуум-корректора датчика распределителя зажигания.

Как разобрать двигатель

Снимаем головку со шпилек блока цилиндров.

Как разобрать двигатель

Снимаем прокладку головки блока цилиндров

Как разобрать двигатель

Переворачиваем двигатель поддоном вверх и ключом на 13 отворачиваем восемнадцать гаек крепления поддона.

Под угловыми гайками крепления поддона установлены фигурные шайбы

Как разобрать двигатель

Снимаем с поддона переднюю и заднюю части прокладки

Как разобрать двигатель

Снимаем с блока боковые части прокладки

Как разобрать двигатель

Уплотнительные прокладки вторично нельзя использовать.

Все прокладки продаются в ремкомплектах.

Как разобрать двигатель

Головкой на 12 с удлинителем отворачиваем два болта крепления топливного насоса

Как разобрать двигатель

Снимаем топливный насос

Как разобрать двигатель

Между насосом и блоком установлена прокладка

Как разобрать двигатель

Ключом на 24 отворачиваем болт и отсоединяем трубку от корпуса масляного фильтра

Как разобрать двигатель

Ключом на 13 отворачиваем четыре гайки крепления масляного фильтра

Как разобрать двигатель

Снимаем масляный фильтр

Как разобрать двигатель

Ключом на 14 отворачиваем шесть гаек и два болта крепления картера сцепления

Как разобрать двигатель

Снимаем картер сцепления

Как разобрать двигатель

Ключом на 24 отворачиваем и снимаем кран масляного радиатора и масляную трубку

Как разобрать двигатель

Ключом на 12 отворачиваем штуцер и вынимаем трубку указателя уровня масла

Снимаем крышку распределительных шестерен для этого:

Как разобрать двигатель

Торцевым ключом на 46 отворачиваем храповик

Как разобрать двигатель

Головкой на 12 отворачиваем шесть болтов крепления шкива

Как разобрать двигатель

Снимаем шкив коленчатого вала

Как разобрать двигатель

Трехпалым съемником стягиваем ступицу шкива

Как разобрать двигатель

Ключом на 13 отворачиваем восемь гаек крепления передней крышки

Как разобрать двигатель

Снимаем крышку распределительных шестерен

Как разобрать двигатель

Ключом на 13 отворачиваем две гайки крепления крышки коробки толкателей.

Как разобрать двигатель

Снимаем крышку толкателей

Как разобрать двигатель

Вынимаем восемь толкателей клапанов и маркируем их или раскладываем по порядку

Как разобрать двигатель

С помощью бородка выбиваем шпонку

Как разобрать двигатель

Снимаем маслоотражатель с коленчатого вала

Как разобрать двигатель

Головкой на 12 через отверстие в шестерне отворачиваем болты крепления упорного фланца

Как разобрать двигатель

Вынимаем распределительный вал вместе с шестерней

Как разобрать двигатель

Фиксируем гильзы от выпадения с помощью подходящих втулок, шайб и гаек

Если не зафиксировать гильзы цилиндров, то при возможном проворачивании коленчатого вала они могут приподняться за счет трения об их зеркала поршней.

Под посадочные буртики гильз попадут частицы окалины из водяной рубашки, и при сборке двигателя гильзы неплотно сядут на свои места, что приведет к просачиванию охлаждающей жидкости в масляный картер.

Переворачиваем блок цилиндров.

Как разобрать двигатель

Головкой на 13 отворачиваем две гайки крепления масляного насоса

Как разобрать двигатель

Снимаем масляный насос

Как разобрать двигатель

Шестигранником на 8 отворачиваем две гайки крепления держателя сальника

Как разобрать двигатель

Снимаем держатель сальника заднего подшипника

Как разобрать двигатель

Головкой на 15 отворачиваем две гайки крышки шатуна

Как разобрать двигатель

Снимаем крышку шатуна

Как разобрать двигатель

Деревянной ручкой молотка выдавливаем поршень из цилиндра.

Вынимаем также остальные поршни.

Как разобрать двигатель

Головкой на 19. отворачиваем две гайки крепления крышки коренного подшипника

Как разобрать двигатель

Снимаем крышку коренного подшипника. Снимаем также остальные крышки коренных подшипников.

Как разобрать двигатель

Извлекаем из блока коленчатый вал

Как разобрать двигатель

Отворачиваем приспособление, удерживающее гильзы и вынимаем их. Маркируем гильзы

После этого промываем все детали и подготавливаем их для дефектации