Двигатель Cummins ISF3.8 дизельный четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный шестнадцатиклапанный с жидкостным охлаждением, с турбонаддувом

Двигатель оснащен электронной системой подачей топлива.

Двигатели ISF3.8 СМ2220, ISF3.8 СМ2220 AN, ISF3.8 СМ2220 LAN с закрытой системой вентиляции картера - вид спереди: 1 - крышка головки блока цилиндров, 2 - передний подъемный кронштейн двигателя, 3 - клапан закрытой системы вентиляции картера, 4 - впускной воздушный патрубок, 5 - электронный блок управления (установлен с двигателем), 6 - шкив насоса охлаждающей жидкости, 7 - шланг системы вентиляции картера и шланг слива моторного масла, 8 - датчик положения распределительного вала, 9 - датчик положения коленчатого вала, 10 - масляный поддон, 11 - шкив коленчатого вала, 12 - крышка, 13 - натяжитель ремня привода навесных агрегатов, 14 - шкив вентилятора системы охлаждения, 15 - генератор, 16 - компрессор системы кондиционирования

На рисунке 1 двигатели ISF3.8 СМ2220, ISFЗ.8 СМ2220 AN, ISF3.8 СМ2220 LAN с закрытой системой вентиляции картера - вид спереди

Двигатели ISF3.8 СМ2220, ISF3.8 СМ2220 AN, ISF3.8 СМ2220 LAN - вид слева: 1 - передний подъёмный кронштейн двигателя, 2 - крышка головки блока цилиндров, 3 - форсунка, 4 - топливная трубка высокого давления, 5 - аккумулятор топлива, 6 - крышка маслозаливной горловины, 7 - задний подъёмный кронштейн двигателя, 8 - компрессор кондиционера, 9 - ТНВД, 10 - картер маховика, 11 - подача топлива, 12 - подогреватель моторного масла, 13 - сливная пробка масляного поддона, 14 - топливный фильтр, 15 - масляный фильтр, 16 - впускной патрубок охлаждающей жидкости, 17 - датчик положения коленчатого вала, 18 - датчик атмосферного давления, 19 - датчик положения распределительного вала, 20 - насос охлаждающей жидкости, 21 - трубка перепуска охлаждающей жидкости, 22 - датчик давления моторного масла (сзади ЭБУ на маслоохладителе), 23 - датчик давления наддува и датчик температуры воздуха на впуске в сборе, 24 - датчик температуры охлаждающей жидкости

На рисунке 2 двигатели ISF3.8 СМ2220, ISFЗ.8 СМ2220 AN, ISF3.8 СМ2220 LAN – вид слева

Двигатели ISF3.8 СМ2220, ISF3.8 СМ2220 AN, ISF3.8 СМ2220 LAN с открытой системой вентиляции картера - вид спереди: 1 крышка головки блока цилиндров, 2 - передний подъемный кронштейн двигателя, 3 - впускной воздушный патрубок, 4 электронный блок управления (установлен с двигателем), 5 - шкив насоса охлаждающей жидкости, 6 - датчик положения распределительного вала, 7 - датчик положения коленчатого вала, 8 - трубка системы вентиляции картера, 9 - масляный поддон, 10 - шкив коленчатого вала, 11 - натяжитель ремня привода навесных агрегатов, 12 - шкив вентилятора системы охлаждения, 13 - генератор, 14 - компрессор системы кондиционирования

На рисунке 3 двигатели ISF3.8 СМ2220, ISFЗ.8 СМ2220 AN, ISF3.8 СМ2220 LAN с открытой системой вентиляции картера - вид спереди

Двигатели ISF3.8 СМ2220, ISF3.8 СМ2220 AN, ISF3.8 СМ2220 LAN - вид сзади: 1 - электронный блок управления (установлен на двигателе), 2 - линии воздушного компрессора, 3 - топливные трубки высокого давления, 4 - крышка маслозаливной горловины, 5 - линия возврата топлива, 6 - задний подъёмный кронштейн двигателя, 7 - выпускной коллектор, 8 - турбокомпрессор, 9 - выпускной патрубок турбокомпрессора, 10 - картер маховика, 11 - маховик, 12 - воздушный компрессор

На рисунке 4 двигатели ISF3.8 СМ2220, ISFЗ.8 СМ2220 AN, ISF3.8 СМ2220 LAN – вид сзади

Двигатели ISF3.8 СМ2220, ISF3.8 СМ2220 AN, ISF3.8 СМ2220 LAN - вид справа: 1 - подъёмный кронштейн двигателя, 2 - крышка маслозаливной горловины, 3 - выпускной коллектор, 4 - крышка головки блока цилиндров, 5 - компрессор кондиционера, 6 - ступица вентилятора, 7 - ремень привода навесных агрегатов, 8 - генератор, 9 - зубчатое колесо, 10 - трубка возврата масла из турбокомпрессора, 11 - масляный поддон, 12 - выпускной патрубок отработавших газов, 13 - стартер, 14 - картер маховика, 15 - турбокомпрессор, 16 - трубка подачи масла к турбокомпрессору

На рисунке 5 двигатели ISF3.8 СМ2220, ISFЗ.8 СМ2220 AN, ISF3.8 СМ2220 LAN – вид справа

Двигатели ISF3.8 СМ2220, ISF3.8 СМ2220 AN, ISF3.8 СМ2220 LAN - вид сверху: 1 - компрессор кондиционера, 2 - выпускной коллектор, 3 - топливные трубки высокого давления, 4 - привод перепускного клапана турбокомпрессора, 5 - стартер, 6 - картер маховика, 7 - линии воздушного компрессора, 8 - датчик давления в аккумуляторе топлива, 9 - воздушный компрессор, 10 - масляный щуп, 11 - впускной воздушный патрубок, 12 - топливная рампа, 13 - электронный блок управления, 14 - проводка двигателя, 15 - насос охлаждающей жидкости, 16 - ремень привода навесных агрегатов, 17 - форсунка, 18 - ступица вентилятора, 19 - крышка головки блока цилиндров

На рисунке 6 двигатели ISF3.8 СМ2220, ISFЗ.8 СМ2220 AN, ISF3.8 СМ2220 LAN – вид сверху

Технические характеристики двигателей

Примечание: приведенные значения мощности и крутящего момента являются ориентировочными и могут значительно изменяться в зависимости от конкретной модели, коробки переключения передач, года выпуска, версии программного обеспечения ЭБУ и метода измерения.

Блок цилиндров изготовлен из серого чугуна.

Цилиндры расточены в самом блоке.

Между цилиндрами расточены каналы для охлаждающей жидкости.

Конструкция и характеристики двигателей Cummins ISF3.8

На блоке цилиндров выполнены приливы и отверстия для крепления деталей и узлов.

В нижней части блока цилиндров изготовлены пять опор коренных подшипников.

Крышки коренных подшипников крепятся к блоку двумя болтами каждая.

Крышки обработаны совместно с блоком, менять их местами нельзя.

Крышка четвертого подшипника обработана под установку вкладышей с буртиками для ограничения осевого перемещения коленвала.

На каждой крышке выбиты порядковые номера.

К переднему торцу блока прикрепляется масляный насос.

Конструкция и характеристики двигателей Cummins ISF3.8

Корпус масляного насоса выполнен из алюминиевого сплава.

В корпус масляного насоса запрессовывается передний сальник коленвала.

К заднему торцу блока прикреплен картер маховика, рисунок 1, к которому крепится картер сцепления.

Картер маховика изготовлен из чугуна, а картер сцепления из алюминиевого сплава.

Сверху блока прикрепляется головка цилиндров, а снизу крепится поддон, выполненный из пластика.

Конструкция и характеристики двигателей Cummins ISF3.8

Головка блока цилиндров (ГБЦ) изготовлена из серого чугуна по поперечной схеме продувки цилиндров.

Между блоком цилиндров и головкой устанавливается прокладка металлоармированная, безусадочная.

В головке устанавливаются впускные и выпускные клапана, изготовленные из жаропрочной стали.

Стержни клапанов хромированные.

Клапаны снабжены по одной пружине и фиксируются через тарелку двумя сухарями.

Пружины изготовлены из трансформаторной стали.

Направляющие клапанов выполнены непосредственно в головке цилиндров и втулок не имеют, поэтому при износе направляющих клапанов ГБЦ заменяют.

Конструкция и характеристики двигателей Cummins ISF3.8

Распредвал выполнен из чугуна и имеет пять опорных шеек, и по два кулачка на цилиндр.

Распределительный вал установлен в блоке цилиндров.

Распределительный механизм двигателя Cummins ISF3.8

Привод распределительного вала осуществляется через шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней коленчатого вала (рис. 7).

Кулачки распределительного вала воздействуют на толкатели.

Штанги толкателей через коромысла приводят в действие клапаны.

Коромысла клапанов прикреплены к головке блока болтами.

Зазоры в приводе клапанов регулируют с помощью ввернутых в коромысло болтов с контргайками.

Камеры сгорания в нижней части головки отсутствуют, так как они выполнены в днищах поршней.

Сверху головка цилиндров закрывается пластиковой крышкой.

В ГБЦ устанавливаются с натягом седла клапанов.

Коленвал стальной пятиопорный, вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем.

Нижние вкладыши биметаллические, а верхние триметаллические.

Отверстия для отвода масла есть только в верхних вкладышах.

На переднем носке коленвала выполнен шестигранник для привода масляного насоса.

На заднем носке коленчатого вала изготовлена шестерня для привода топливного насоса и распределительного вала.

Осевое смещение коленвала фиксируется буртиками верхнего вкладыша четвертого коренного подшипника.

Проточка на задней шейке распредвала выполнена для установки в нее упорной пластины, чтобы зафиксировать вал от осевого перемещения.

На заднем конце распредвала изготовлен хвостовик с внутренней резьбой для установки звездочки его привода.

Распределительный вал вращается с помощью шестерни, которая входит в зацепление с шестерней коленчатого вала.

Весь распределительный механизм собран в картере распределительных шестерен.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава.

В днищах поршней выполнена камера сгорания.

Чтобы правильно устанавливать поршня в цилиндр, на верхней поверхности нанесена стрелка.

Поршня устанавливают так чтобы, стрелка была обращена к передней части двигателя.

На поршнях установлены три кольца. Два кольца компрессионные и одно кольцо маслосъемное.

Верхнее кольцо трапециевидной формы.

Второе компрессионное кольцо имеет проточку. Кольцо нужно устанавливать этой проточкой вниз.

Маслосъемное кольцо состоит из литого кольца и расширителя.

Поршень крепится к шатуну поршневым пальцем плавающего типа.

От осевого перемещения палец удерживается стопорными кольцами в бобышках поршней.

Для охлаждения поршней на нижней части блока цилиндров установлены форсунки, которые соединяются с масляной магистралью.

Масло из форсунок подается струей на юбки поршней.

Шатуны стальные, кованые.

В верхнюю головку шатуна запрессовывается втулка из оловянистой бронзы.

Крышка шатуна крепится двумя болтами.

На крышках шатуна выбиты номера цилиндров. Крышки шатунов и сами шатуны выполняются как одно целое.

Поэтому местами менять нельзя. В нижнюю головку шатуна вставляют шатунные вкладыши.

двигатель

ISF3.8s3154

(Евро-3) (ГАЗ)

ISF3.8еR154

Евро-4) (ГАЗ)

ISF3.8е4168

(Евро-4) (МАЗ)

ISF3.8е4168

(Евро-4) (ПАЗ)

Рабочий объем, см 3

3760

Диаметр цилиндра

х ход поршня

102х115

Мощность, кВт (л.с.) при об\мин

112(152,3)/2600

112(152,3)/2600

125(170)/2600

122(168)/2600

Крутящий момент, Нм при об/мин

491/1200-1900

491/1200-1900

-

592/1300-1700

Степень сжатия

17,2

17,2

17,2

17,2

Порядок работы

1-3-4-2

Минимальная частота вращения х.х. об/мин

800

800

-

-

Максимальная частота вращения х.х. об/мин

2950

2950

-

-

ТНВД

BOSCH CR/

CP3S3L110-30-789S

DENSO HP

-

-

Маховик чугунный, со стальным зубчатым венцом. Прикрепляется к коленвалу восемью болтами.

В центральной части запрессовывается опорный подшипник первичного вала коробки передач.

Система смазки двигателя комбинированная: наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные — или направленным разбрызгиванием, или разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров между сопрягаемыми деталями.

Давление в системе смазки создается масляным насосом, установленным в передней крышке блока цилиндров и приводимым в действие от переднего конца коленчатого вала.

Насос всасывает масло из масляного картера двигателя через маслоприемник и через масляный фильтр подает его в главную масляную магистраль.

От главной магистрали отходят каналы подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала.

В постелях коренных подшипников установлены форсунки, через которые масло разбрызгивается на стенки цилиндров и днища поршней.

К шатунным подшипникам масло подается через каналы, выполненные в теле коленчатого вала.

От главной масляной магистрали отходит канал подвода масла к подшипникам распределительного вала.

Часть масла через шланг отводится на турбокомпрессор, после чего возвращается обратно в картер.

Излишнее масло сливается из головки блока в масляный картер через дренажные каналы.