Для проверки элементов системы запуска двигателя понадобится цифровой тестер и соединительные провода.
Проверка работы замка зажигания
Отсоедините провод, соединяющий замок зажигания с промежуточным реле стартера (с меткой “S” или “Start”) от клеммы замка зажигания.
Подсоедините положительный вывод цифрового тестера к замку зажигания, а отрицательный вывод - к массе шасси или двигателя.
Переведите тестер в режим измерения напряжения постоянного тока, установив ключ в замке зажигания в положение “OFF”. Напряжения на замке зажигания быть не должно.
В противном случае, замените замок зажигания.
Поверните ключ в замке зажигания в положение “Start”. При этом тестер должен показывать номинальное напряжение.
При отсутствии напряжения продолжите проверку.
Поверните ключ в замке зажигания в положение “OFF”.
Проверьте напряжение в цепи питания замка зажигания, подсоединив положительный вывод тестера к клемме замка зажигания, на которой установлен провод, идущий к клемме ‘В” реле стартера.
Поверните ключ в замке зажигания в положение “Start”.
Если тестер показывает номинальное напряжение на входной клемме замка зажигания, то необходимо заменить замок зажигания.
Если тестер не показывает наличие напряжения, то замок зажигания не является причиной неисправности.
Необходимо проверить проводку, реле стартера и аккумуляторную батарею.
Проверка промежуточного реле стартера
Отсоедините клемму, соединяющую промежуточное реле с тяговым реле стартера.
Подсоедините выводы цифрового тестера к клеммам замка зажигания.
Переведите цифровой тестер в режим измерения сопротивления.
Подсоедините выводы тестера к двум клеммам промежуточного реле.
Если ключ в замке зажигания находится в положении “OFF”, тестер должен показывать сопротивление свыше 100 кОм.
При меньшем сопротивлении, замените промежуточное реле.
Поверните ключ в замке зажигания в положение “Start”.
Тестер должен показывать сопротивление менее 10 Ом.
При большем сопротивлении, продолжите проверку.
Поверните ключ в замке зажигания в положение “OFF”.
Переведите цифровой тестер в режим измерения напряжения.
Подсоедините один вывод тестера к клемме “S” промежуточного реле, а другой - к «массе».
Поверните ключ в замке зажигания в положение “START”.
Если тестер не показывает наличие напряжения, промежуточное реле включения стартера не является причиной неисправности.
При наличии напряжения необходимо заменить промежуточное реле.
Поверните ключ в замке зажигания в положение “OFF”.
Отсоедините выводы тестера и подключите клемму, соединяющую промежуточное реле с тяговым реле стартера.
Проверка тягового реле стартера
Подсоедините положительный вывод тестера к положительной клемме тягового реле стартера, а отрицательный вывод тестера к “массе” шасси или двигателя.
Тестер должен показывать наличие напряжения (12 В или 24 В постоянного тока, в зависимости от системы), когда замок зажигания находится в положении “OFF”, при этом стартер должен работать.
Если тестер не показывает наличие напряжения, проверьте, не оборван ли провод, соединяющий реле стартера с аккумулятором.
Убедитесь в отсутствие плохо закрепленных или корродированных клеммных соединений.
Если тестер показывает наличие напряжения, но стартер не работает, проверьте, не оборван ли провод, соединяющий реле стартера с замком зажигания, плавкие предохранители, системы останова двигателя и убедитесь в отсутствии коррозии на клеммах.
Если провод, соединяющий реле стартера с замком зажигания не поврежден, а стартер при этом не работает, то выполните следующее:
- а) Отсоедините провод, соединяющий тяговое реле со стартером, от клеммы реле.
- б) Соедините положительный вывод тестера с клеммой “S” реле стартера или промежуточного реле стартера, а отрицательный - с «массой» шасси или двигателя.
- в) Поверните ключ в замке зажигания в положение “START”.
- Если тестер показывает наличие напряжения, а стартер не работает, то необходимо заменить реле стартера.
- Если тестер не показывает наличие напряжения, то проверьте провод, соединяющий клемму “S” реле стартера или клемму замка зажигания с промежуточным реле стартера, на отсутствие обрывов и плохо закрепленных или покрывшихся коррозией соединений.
При отсутствии повреждений замените стартер.
Проверка работы стартера
Очистите от загрязнений разъемы стартера и убедитесь в отсутствии повреждений на них.
Если слышно, как работает тяговое реле, а двигатель не работает, поверните ключ в замке зажигания в положение “OFF” и попробуйте провернуть коленчатый вал с помощью спецприспособления №3824591.
Если коленчатый вал проворачивается, попробуйте запустить двигатель.
Если стартер вращает коленчатый вал, то убедитесь в отсутствии повреждений на шестерне стартера и зубчатом венце маховика. При наличии повреждений замените их.
Если коленчатый вал не вращается, или при прокручивании требуется прикладывать повышенное усилие, то убедитесь в отсутствии внутренних повреждений или отказов привода и вспомогательных агрегатов.
Измерьте расстояние от опорного фланца стартера до передней поверхности зубчатого венца маховика.
Расстояние:
- - максимальное 52,32 мм;
- - минимальное 49,28 мм.
Проверьте напряжение на клеммах стартера во время его работы.
Если оно падает более чем на 2,4 В при напряжении 12 В и более чем на 4,8 В при напряжении 24 В, убедитесь в чистоте и надежности крепления всех разъемов.
Если проводка исправна, а падение напряжения больше нормы, замените стартер.
Снятие и установка стартера
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Нанесите метки на все провода стартера и отсоедините их.
Очистите паром поверхности вокруг стартера и просушите сжатым воздухом.
Открутите три болта и снимите стартер
Установка стартера
Установите стартер и затяните три болта. Момент затяжки 43 Нм
Подсоедините проводку к стартеру. Момент затяжки:
- - М5 - 4Нм;
- - М10 - 21Нм.
Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
На рисунке 20 схема системы запуска и зарядки ГАЗ Валдай ISF3.8 Евро-4
На рисунке 21 схема системы запуска и зарядки ПАЗ 4234-05 с 2011г.
На рисунке 22 схема системы запуска и зарядки ПАЗ 4234-05 с 2013г.
На рисунке 23 схема системы запуска и зарядки ПАЗ 3204/3204-12 с 2013г.