Система подачи воздуха двигателей с системой селективного каталитического нейтрализатора состоит из следующих узлов:
- - воздушный фильтр;
- - впускной воздуховод;
- - турбонагнетатель;
- - трубопровод наддувочного воздуха;
- - охладитель наддувочного воздуха;
- - нагреватель впускной системы.
Проверка сопротивления впускной системы
Установите вакуумный или водяной манометр во впускной воздуховод.
Переходник манометра необходимо устанавливать перпендикулярно потоку воздуха на прямом участке канала, на расстоянии одного диаметра канала от турбокомпрессора.
Примечание: на многих автомобильных двигателях сопротивление впускной системы можно измерить, сняв механический индикатор засорения и установив вместо него вакуумный или водяной манометр.
Выведите двигатель в режим работы с максимальной подачей топлива, максимальной нагрузкой и номинальной частотой вращения.
Снимите показания манометра.
Максимальное сопротивление впускной систем 635 мм водяного столба
Если сопротивление выше нормы:
- - Замените или очистите воздушный фильтр.
- - Проверьте впускной воздуховод на отсутствие повреждений.
Система турбонаддува
Предварительные проверки
Проверьте патрубок, соединяющий компрессор и промежуточный охладитель наддувочного воздуха, на отсутствие разрывов.
Примечание: при использовании некачественных патрубков возможен их разрыв при достижении максимального давления наддува (например, при движении по трассе со скоростью близкой к максимальной, при движении в гору или при обгоне).
Особенно от данной неисправности страдают водители а/м ГАЗ “Валдай” ранних годов выпуска.
Кроме того патрубок данных автомобилей имеет сложную форму и его не всегда можно найти в продаже.
В качестве компромиссного решения дилеры предлагают снизить давление наддува, но при этом потеряв в мощности.
Некоторые владельцы решали проблему кардинально, устанавливая на патрубок самодельный металлический переходник, уменьшающий его диаметр, что позволило установить более прочный шланг, имеющий одинаковые размеры с обоих концов.
Внимание: движение с порванным патрубком вызывает подсос грязного воздуха, что приведет к быстрому выходу из строя турбины и цилиндро-поршневой группы.
Снимите впускной воздуховод и впускной воздушный патрубок с турбокомпрессора.
Проверьте рабочие лопатки компрессора на отсутствие повреждений.
Замените турбокомпрессор при обнаружении повреждений.
Если повреждено рабочее колесо компрессора, проверьте впускной воздуховод и фильтрующий элемент на отсутствие повреждений.
Перед запуском двигателя устраните все повреждения.
Снимите выпускной патрубок с выходного штуцера турбокомпрессора.
Проверьте колесо турбины на отсутствие повреждений.
Проверьте механизм управления перепускным клапаном турбокомпрессора.
Проверьте штифт рычага.
Замените турбокомпрессор, если штифт рычага изношен выше допустимого.
Проверьте клапан и его седло на отсутствие трещин или эрозии.
При необходимости замените турбокомпрессор.
Переместите рычаг рукой для проверки свободы вращения его оси.
Проверьте отсутствие чрезмерного люфта между осью и втулкой.
Замените турбокомпрессор, если ось и втулка повреждены или их заело.
Проверьте привод перепускного клапана турбокомпрессора.
Проверьте осевой зазор оси турбокомпрессора.
Установите стрелочный индикатор на ось турбокомпрессора.
Утопите ось.
Выставите индикатор на ноль.
Сместите ось к лапке индикатора и определите осевой зазор.
Осевой зазор 0,001 - 0076 мм
Проверьте радиальный зазор подшипника оси турбокомпрессора.
Аккуратно прижмите колесо компрессора к корпусу и щупу.
Запишите величину зазора.
Удерживая щуп в том же положении, отведите колесо компрессора от корпуса и повторно измерьте зазор между ними.
Вычтите меньшую величину зазора из большей. Полученный результат - это радиальный зазор подшипника.
Радиальный зазор 0,396 - 0,602 мм
Повторите эти операции для рабочего колеса турбины.
Замените турбокомпрессор, если радиальный зазор подшипника не соответствует норме.
Проверьте входной и выходной патрубки компрессора турбокомпрессора на отсутствие масла.
Если масло обнаруживается в обоих каналах, проверьте наличие источника масла перед турбокомпрессором.
Примечание:
- - Наличие следов масла на входе компрессора допускается для двигателей с замкнутой системой вентиляции картера двигателя, в которой полость картера сообщается с впускным воздуховодом.
- - После отказа турбокомпрессора или в других случаях, когда происходит попадание масла или посторонних частиц в систему наддувочного воздуха, она подлежит проверке и очистке.
Если отложения и/или потеки масла обнаруживаются только в выходном патрубке, установите впускной воздуховод и трубопроводы охладителя наддувочного воздуха для проверки сопротивления впускной системы.
Проверьте сопротивление впускной системы.
При отсутствии сопротивления во входном канале замените турбокомпрессор.
Проверка герметичности
Добавьте флуоресцентный краситель (№ЗЗ76891) в моторное масло из расчета одна доза на 38 литров масла.
Примечание: флуоресцентный краситель поставляется в пластиковых бутылках емкостью 118 мл.
Дайте двигателю проработать на низких оборотах холостого хода в течение 10 мин.
Выключите двигатель.
Дайте турбокомпрессору остыть.
Снимите выпускной трубопровод с выходного штуцера турбокомпрессора.
Снимите выходной патрубок выпускной системы.
С помощью лампы теплового излучения высокой интенсивности проверьте выходной патрубок турбины на отсутствие масла.
Свечение тёмно-синего цвета указывает на наличие топлива в масле, а желтое - на утечку масла.
Если в корпусе турбины обнаружено масло, снимите магистраль слива масла и проверьте, не засорена ли она.
При обнаружении засорения устраните его.
Установите сливную магистраль с новыми уплотнительными кольцами на блок цилиндров.
Если в сливной магистрали нет засорения, снимите турбокомпрессор.
С помощью лампы теплового излучения высокой интенсивности проверьте выходной патрубок турбины на отсутствие масла.
Свечение жёлтого цвета указывает на утечку масла из двигателя.
В случае жёлтого свечения турбокомпрессор можно установить на место и продолжить его эксплуатацию.
Тонкий слой масла на корпусе и рабочем колесе турбины можно не удалять, так как он выгорит сам во время работы двигателя.
Все маслянистые отложения в корпусе турбины должны быть удалены перед установкой чистой ветошью.
Если на входе в турбину жёлтое свечение не обнаружено, замените турбокомпрессор.
Установите выходной патрубок выпускного коллектора.
Установите выпускной трубопровод на выходной штуцер турбокомпрессора.
Установите впускной трубопровод на входной канал компрессора турбокомпрессора.