Снятие головки блока цилиндров мы рассмотрели в статье. В этой статье мы рассмотрим разборку и сборку головки блока цилиндров.
Во время разборки головки блока цилиндров нужно детали маркировать и складывать по порядку.
Головкой на 8 отворачиваем 20 болтов крепления корпуса подшипников распределительных валов
Снимаем корпус подшипников распредвалов.
Вынимаем из корпуса направляющие трубы свечей зажигания
Около первой шейки на впускном распределительном валу выполнен поясок
Вынимаем распредвалы с сальниками
Извлекаем две заглушки концов распредвалов
С помощью магнита извлекаем из гнезд гидротолкатели и складываем их по порядку
Откручиваем ключом на 13 две гайки крепления патрубка системы охлаждения
Снимаем патрубок
Откручиваем ключом на 21 датчик температуры охлаждающей жидкости
Под тарелки клапанов подкладываем деревянный брусок.
Устанавливаем приспособление для рассухаривания клапанов.
Подпятник рассухаривателя устанавливаем на тарелку пружины клапана, а зацепной рычаг заводим за головку болта, ввернутого в отверстие головки цилиндров, предназначенное для крепления корпуса подшипников.
Надавливаем на рычаг и сжимаем пружину клапана. Извлекаем пинцетом два сухаря клапана
Извлекаем тарелку пружины
Вынимаем пружину
Для извлечения маслоотражательных колпачков пользуемся специальными щипцами
Снимаем сальники клапанов с втулок
Вынимаем клапаны из направляющих втулок головки цилиндров и складываем их по порядку
Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров.
Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, а затем по диагоналям и измерьте щупом зазор между поверхностью головки и линейкой.
Если зазор больше 0,1 мм, можно прошлифовать привалочную поверхность.
Аналогично проверьте плоскостность привалочных поверхностей головки блока под впускной коллектор
Проверьте плоскостность под катколлектор.
Неплоскостность этих поверхностей не должна превышать 0,1 мм
Для проверки герметичности головки блока заглушите отверстие в головке под гнездо термостата.
Это можно сделать, например, установив глухую прокладку из плотного картона под гнездо и завернув гайки его крепления.
Вверните на место датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, если его выворачивали.
Очищаем клапан от нагара.
Проверяем визуально состояние клапана.
Заменяем клапан, если есть глубокие риски на рабочей фаске 1, трещины, деформация стержня 3, коробление тарелки клапана 2, следы прогара.
Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой клапанов.
Для этого наносим на фаску клапана сплошной тонкий слой притирочной пасты.
Надеваем на стержень клапана предварительно подобранную пружину и вставляем клапан в направляющую втулку со стороны камеры сгорания.
На сам стержень клапана наносим графитовую смазку, чтобы притирочная паста не попала на поверхность втулки клапана.
Надеваем на стержень клапана приспособление для притирки клапана или реверсивную дрель с наконечником из шланга для соединения с клапаном.
Включив дрель на минимальную частоту вращения (в реверсивном режиме) или вращая приспособление (в случае ручной притирки) попеременно в обе стороны на пол-оборота, притрите клапан, периодически то, прижимая его к седлу, то ослабляя усилие прижатия.
Внешним признаком удовлетворительной притирки является однотонный матово-серый цвет рабочей фаски клапана
На седле клапана тоже должна быть однотонная полоска серого цвета
После притирки нужно тщательно протереть клапан и седло клапана от притирочной пасты
Проверьте герметичность клапана, для чего установите его с пружинами и сухарями в головку.
Затем положите головку камерами сгорания вверх, заглушите свечное отверстие и залейте керосин в камеру сгорания.
Если в течение 3 мин керосин не просочится в канал головки блока, клапан герметичен.
Для того чтобы проверить головку блока на отсутствие трещин, нужно подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подвода сжатого воздуха.
Заглушить все отверстия в головке деревянными пробками.
Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм.
В местах, где есть трещины, будут выходить воздушные пузыри.
Осмотрите гидротолкатели клапанов.
Если царапины и прочие дефекты, замените гидротолкатели.
Измерьте наружные диаметры толкателей, изношенные толкатели замените.
На рабочих поверхностях 2 не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, натира металла.
Гидротолкатели с такими дефектами надо заменить.
На поверхностях 2 допускаются концентрические следы приработки с кулачками распределительного вала.
Проверьте зазоры между направляющими втулками и клапанами.
Зазор вычисляют как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана.
Зазоры между клапаном и направляющей втулкой, мм:
- - номинальный для впускных и выпускных клапанов – 0,018-0,047
- - предельно допустимый для впускных и выпускных клапанов – 0,3
Если зазор, не достиг предельно допустимого, можно попробовать устранить его заменой клапана.
Если это не удается сделать или зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку.
Для этого выпрессуйте со стороны камеры сгорания дефектную втулку оправкой, предварительно замерив высоту выступания верхней части втулки над поверхностью головки блока.
Охладите новую втулку, например, с помощью углекислоты, смажьте ее маслом, вставьте в специальную оправку и запрессуйте со стороны распределительного вала так, чтобы высота выступания верхней части втулки соответствовала замеренному значению.
Разверните отверстие во втулке с помощью развертки до 7,0 – 7,015 мм для впускных и выпускных клапанов.
Сборка головки блока цилиндров
Собираем головку в обратной последовательности с учетом следующего:
Для запрессовки маслоотражательных клапанов пользуемся специальной оправкой
Смазываем новый маслоотражательный колпачок и запрессовываем на направляющую втулку клапана
Устанавливаем головку блока на двигатель – (читаем статью по установке ГБЦ)
Устанавливаем гидротолкатели клапанов
Смазываем опоры распределительных валов и гидротолкатели
Устанавливаем распределительные валы в опоры головки так, чтобы кулачки 1-го цилиндра были направлены в сторону от толкателей клапанов
Смазываем моторным маслом шейки распредвалов
Смазываем кулачки распредвалов
На поверхность корпуса подшипников наносим герметик
Места нанесения герметика на корпус подшипника
Устанавливаем корпус подшипников и равномерно крест- накрест затягиваем болты крепления
Смазав уплотнительные кольца направляющих труб моторным маслом, устанавливаем трубы
С другой стороны ГБЦ запрессовываем заглушки.