Коленчатый вал снимаем и устанавливаем при капитальном ремонте двигателя.
Снятие коленчатого вала
Снимите крышки коренных подшипников.
а) Проверьте наличие установочных меток на крышках коренных подшипников и блоке цилиндров.
Нумерация крышек начинается от передней части двигателя.
б) Отверните болты крышки коренного подшипника, но не снимайте их.
в) Используя 2 болта как рычаг, раскачайте крышку коренного подшипника и снимите ее.
Не повредите резьбу болтов.
Наносим на снятые детали метки в соответствии с их расположением
Снимаем коленчатый вал
Снимите верхние вкладыши коренных подшипников.
Нанесите метку относительного расположения на снятый вкладыш
Проверка коленчатого вала
Измерьте диаметр шатунных и коренных шеек коленчатого вала.
Диаметр шатунной шейки:
- - номинальный 68,962 - 69,013 мм;
- - ремонтный (0,25 мм) 68,712 - 68,763 мм;
- - ремонтный (0,50 мм) 68,462 - 68,513 мм.
Диаметр коренной шейки:
- - номинальный 82,962 - 83,013 мм;
- - ремонтный (0,25 мм) 82,712 - 82,763 мм;
- - ремонтный (0.50 мм) 82,462 - 82,513 мм.
Максимальная овальность 0,050 мм
Максимальная конусность 0,013 мм
Если размеры одной шейки отличаются от номинального, расточите все шейки до ближайшего ремонтного размера.
Определите зазор коренного подшипника с помощью пластикового калибра.
Положите коленчатый вал в блок цилиндров.
Положите пластиковый калибр поперек каждой коренной шейки.
Установите крышки коренных подшипников.
Затяните болты крепления крышек коренных подшипников.
Примечание: не поворачивайте коленчатый вал.
Снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала.
Измерьте максимальную ширину сплющенного калибра, определив по ней величину радиального зазора.
Зазор в коренном подшипнике 0,04 - 0,12 мм
Проверьте длину стержня болта крепления крышки коренного подшипника.
Максимальная длина 120 мм
Проверьте толщину вкладышей коренных подшипников.
Толщина вкладыша:
- - номинальная 2,456 - 2,464 мм;
- - ремонтный (0,25 мм) 2,706-2,714 мм;
- - ремонтный (0,50 мм) 2,956-2,964 мм.
При необходимости подберите новый подшипник по номеру, выбитому с обратной стороны старого вкладыша.
Установка коленчатого вала
Установите вкладыши коренных подшипников, совместив выступы вкладышей с выемками постелей коренных подшипников.
Установите вкладыш упорного подшипника коленчатого вала на коренную опору №4.
Нанесите смазку для сборочных работ (№З163О87) на рабочие поверхности коренных подшипников и упорного подшипнике со стороны коленчатого вала.
Убедитесь в наличии направляющих втулок в крышках коренных подшипников.
Установите коленчатый вал.
Установите вкладыши коренных подшипников, совместив выступы вкладышей с выемками крышек коренных подшипников
Нанесите смазку для сборочных работ (№3163087) на рабочие поверхности коренных подшипников и упорного подшипника со стороны коленчатого вала.
Не наносите смазку с обратной стороны вкладыша!
Убедитесь, что на поверхностях крышек коренных подшипников между крышкой и блоком цилиндров нет грязи и посторонних частиц.
Установите крышки коренных подшипников в соответствии с номерами, нанесенными при снятии.
Совместите направляющие втулки на крышке коренного подшипника с соответствующими отверстиями в блоке цилиндров.
Примечание: убедитесь, что крышки правильно установлены в те места откуда они были сняты, номерами в направлении маслоохладителя двигателя.
Нумерация начинается с передней части двигателя.
Смажьте резьбу и под головками болтов моторным маслом.
Установите крышку коренного подшипника, аккуратно постукивая по ней молотком с пластиковым бойком.
После установки крышки на место, затяните болты.
Момент затяжки 50 Нм
Равномерно затяните болты в последовательности, показанной на рисунке 20.
Выполните каждую операцию со всеми болтами перед переходом к следующей операции.
Момент затяжки:
Болты, бывшие в эксплуатации:
- - первый этап 60 Нм;
- - второй этап 80 Нм;
- - третий этап довернуть на 90°.
Новые болты:
- - первый этап 120 Нм;
- - второй этап полностью ослабьте болты;
- - третий этап 60 Нм;
- - четвертый этап 85 Нм;
- - пятый этап довернуть на 120°.
Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.
С помощью стрелочного индикатора проверьте осевое перемещение коленчатого вала.
Осевое перемещение 0,11 - 0,39 мм
Если осевой зазор больше максимального значения, замените упорный вкладыш коренного подшипника, устанавливающийся в районе коренной шейки 4.
Существуют ремонтные размеры упорных вкладышей 0,25 мм и 0,50 мм.