Ремонт шатунно-поршневой группы проводим при капитальном или частичном ремонте двигателя, когда необходимо поменять детали ШПГ.
Конечно, если уже сняли двигатель, то желательно провести капитальный ремонт, так как двигатель все равно придется снимать.
- Отсоединяем кабели аккумулятора
- Сливаем масло из системы смазки
- Снимаем масломерный щуп и трубку масломерного щупа
- Снимаем поддон картера и прокладку
- Снимаем форсунки охлаждения поршней
- Сливаем охлаждающую жидкость
- Снимаем головку блока цилиндров
Проверните коленчатый вал так, чтобы поршни оказались ниже зоны отложения нагара, которая располагается над зоной перемещения поршневых колец.
Для удаления нагара используйте мелкозернистый абразивный брусок с волокнистой структурой и растворитель.
Нанесите на днище поршня номер цилиндра.
Проворачиваем коленчатый вал так, чтобы поршень оказался в нижней мертвой точке для снятия шатуна
Откручиваем болты шатуна, но болты не снимаем.
Молотком с резиновой головкой постучите по болтам шатуна для страгивания крышек.
Если на двигателе установлены шатуны с нижней головкой разрывного типа, проявляйте осторожность при снятии крышки во избежание повреждения контактных поверхностей шатуна или крышки.
При повреждении контактных поверхностей в зоне разрыва обязательно замените шатун и его крышку для снижения вероятности повреждения двигателя. Нарушение правил сборки может привести к повреждению шатуна.
- Снимаем болты шатуна
- Снимаем крышку шатуна
- Снимаем нижний вкладыш шатунного подшипника.
- Выталкиваем поршень в сборе с шатуном из цилиндра.
- Снимаем верхний вкладыш шатунного подшипника.
Шатунные вкладыши нельзя использовать повторно.
Поршень и шатун в сборе следует устанавливать в тот цилиндр, с которого они были сняты, чтобы обеспечить точное прилегание приработавшихся поверхностей, если детали используются повторно.
Нужно на каждый поршень в сборе прикрепить бирку с номером цилиндра.
С помощью расширителя поршневых колец (№ по каталогу 3823137) снимите поршневые кольца.
- Извлекаем стопорные кольца из канавок поршня
- Снимаем поршневой палец и извлекаем шатун.
- Очищаем и проверяем поршни и поршневые пальцы.
Проверяем состояние шатунов
Установка шатунно-поршневой группы
Устанавливаем пружинное кольцо в канавку поршневого пальца с одной стороны поршня
Смазываем палец и отверстия под него чистым моторным маслом
При сборке поршня и шатуна нужно соблюдать правильную ориентацию.
На поверхностях шатунов имеются три насечки, которые должны быть обращены в сторону передней части двигателя
На поршнях имеется стрелка, нанесенная на них для этой цели.
Устанавливаем поршни на шатуны (нагревать поршни для установки пальца не нужно).
Вставьте палец в поршень и шатун.
Устанавливаем второе стопорное кольцо.
Устанавливаем поршневые кольца
На верхней поверхности компрессионных колец находится метка «ТОР», либо метка их производителя, например «точка». При сборке метки должны быть обращены вверх.
Маслосъемное (нижнее) кольцо устанавливается любой стороной.
Маслосъемное кольцо нужно устанавливать так, чтобы зазор пружинного расширителя оказался напротив замка кольца.
С помощью расширителя (№ по каталогу 3823137), устанавливаем поршневые кольца на поршень.
Тип и место установки кольца определяем по его профилю.
- - 1 – верхнее компрессионное поршневое кольцо;
- - 2 – промежуточное поршневое кольцо;
- - 3 – маслосъемное кольцо.
Очищаем перед сборкой блок цилиндров и все детали.
Проверяем блок цилиндров на наличие дефектов.
Убедитесь в отсутствии грязи и посторонних частиц на шатунах и обратной стороне вкладышей.
Не смазывайте обратную сторону шатунных подшипников.
Установите верхний вкладыш в шатун.
Выступ вкладыша подшипника должен попасть в паз шатуна.
Кромка вкладыша должна быть заподлицо с поверхностью под крышку.
Если на двигателе установлены шатуны с нижней головкой разрывного типа, то нижние и верхние вкладыши подшипника не взаимозаменяемы.
Чистым маслом для сборочных работ, номер по каталогу 3163087, или его аналогом смажьте внутреннюю поверхность вкладыша.
Смазываем моторным маслом стенку цилиндра.
Смазываем кольца и юбки поршней чистым моторным маслом.
Повернув кольца, располагаем их замки так, как показано на рисунке. Замок каждого кольца не должен находиться напротив поршневого кольца или замков других колец.
Неправильное расположение замков колец приведет к нарушению герметичности цилиндра.
Приспособлением для сжатия колец, номер по каталогу 4919373, сжимаем кольца.
Поворачиваем коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка устанавливаемого шатуна оказалась в нижней мертвой точке.
Обязательно соблюдайте ориентацию поршня в сборе с шатуном при его установке.
Выставив метку «Front» (вперед) и/или стрелку на верхней поверхности поршня в направлении передней части двигателя, вставьте шатун в цилиндр до контакта приспособления для сжатия поршневых колец с верхней поверхностью блока цилиндров.
Прижмите приспособление для сжатия поршневых колец к блоку цилиндров.
Протолкните поршень через приспособление в цилиндр.
Перемещайте поршень до тех пор, пока верхнее кольцо полностью не войдет в цилиндр.
Если поршень не перемещается свободно, снимите его и проверьте, нет ли сломанных или поврежденных колец.
Осторожно проталкиваем поршень в цилиндр, направляя шатун к шатунной шейке.
Будьте осторожны, чтобы не повредить шейку коленчатого вала.
Устанавливаем вкладыш в крышку шатуна.
Выступ «2» вкладыша должен попасть в паз «1» крышки. Смазываем моторным маслом внутреннюю поверхность вкладыша.
Номера на шатуне и крышке должны быть одинаковые, поршень должен быть установлен в соответствующий цилиндр.
Номера на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны шатуна для уменьшения вероятности повреждения двигателя во время его работы.
Установите крышку и болты шатуна.
С помощью динамометрического ключа затягиваем болты крышки шатуна. Используя метод поворота болта на определенный угол в конце затяжки, попеременно затягиваем болты шатуна:
- - первый этап затяжки – 34 Нм;
- - второй этап – повернуть на 60˚ против часовой стрелки;
- - третий этап – затянуть с моментом 34 Нм;
- - четвертый этап – повернуть на угол 60˚ по часовой стрелке.
Измеряем боковой зазор между шатуном и кривошипом коленчатого вала
Боковой зазор должен быть – 0,100 -0,004 – 0,35 +0,014 мм
Измеряем выступание поршня над верхней поверхностью блока цилиндров. Эта операция необходима только после ремонта или замены поршня, коленчатого вала, шатуна или блока цилиндров.
Измеряем выступание с помощью глубиномера (№ 3823495 по каталогу).
Устанавливаем циферблатный индикатор на верхнюю поверхность блока цилиндров и выставляем его на ноль.
Перемещаем индикатор непосредственно над поршневым пальцем, не допуская его поперечных отклонений.
Не касайтесь выступом индикатора поверхности с гальваническим покрытием.
Поворачиваем коленчатый вал так, чтобы поршень оказался в верхней мертвой точке.
Поворачивая коленчатый вал в разные стороны, определяем максимальное показание индикатора.
Записываем результаты измерения.
Выступание поршня должно быть: 0,034 -0,001 – 0,260 +0,010 мм
Если выступание поршня не соответствует норме, нужно проверить правильность подбора и обработки деталей.
Проверяем свободное вращение коленчатого вала после установки крышек шатунов.
Если коленчатый вал не вращается свободно, проверяем, как установлены шатунные подшипники и их размер.
После выполненных операций собираем все детали в обратном порядке в соответствии с технологией.