Проверять качество и натяжку ремня газораспределительного механизма двигателя нужно при каждом техническом обслуживании двигателя.
При ослабленном ремне быстро изнашиваются зубья ремня, и возможен перескок ремня на зубчатых шкивах, что приведет к нарушению фаз газораспределения и может привести к аварийному повреждению двигателя.
При отсутствии специальных тестеров, проверку натяжения ремня можно провести по «правилу большого пальца», и определить прогиб с помощью линейки.
По этому правилу прогиб между центрами шкивов составляет от 180 до 280 мм, прогиб должен быть примерно 6 мм.
Еще можно проверить приблизительную натяжку перекручиванием ведущей ветви ремня вдоль оси.
Если усилием руки удается перекрутить ветвь более чем на 90˚, ремень натянут слабо.
При осмотре ремня нужно обращать внимание, чтобы не было трещин, порезов, отслоений.
Поверхность ремня не должна иметь следов масла.
Подготавливаем автомобиль для выполнения задания. Устанавливаем его на подъемник или смотровую канаву.
Снимаем правую опору силового агрегата для этого:
Подставляем под поддон картера через деревянный или резиновый брусок домкрат.
Извлекаем из держателей, расположенных на кронштейне опоры топливные трубки
Вынимаем держатель жгута проводов из отверстия кронштейна опоры
Головкой на 16 откручиваем три болта крепления кронштейна опоры к верхней крышке привода ГРМ
Откручиваем три болта крепления опоры к кузову
Снимаем правую опору
Снимаем правый грязезащитный щиток (статья - Снятие защиты силового агрегата Рено Сандеро)
Проверка и замена ремня на двигателе K4M 1,6 л
Расположение и схема установки ремня показана на рисунке 6.
Головкой на 13 откручиваем три болта и две гайки крепления верхней крышки привода ГРМ
Снимаем верхнюю крышку
Головкой на 18 проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке и осматриваем ремень ГРМ
При нормальном натяжении ремня указатель 1 должен совпадать с выемкой указателя 2 натяжного ролика
Если подвижный указатель смещен относительно неподвижного указателя, то подтягиваем ремень.
Ослабляем ключом на 13 затяжку гайки крепления натяжного ролика и шестигранником на 6 поворачиваем ролик по часовой стрелке, натягивая ремень до совмещения указателей.
Удерживая в этом положении, затягиваем гайку крепления ролика.
Для замены ремня снимаем ремень вспомогательных агрегатов (Замена ремня вспомогательных агрегатов Рено Сандеро)
Снимаем верхнюю крышку привода ГРМ
Включаем пятую передачу и помощник нажимает на педаль тормоза
Головкой на 18 откручиваем болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов
Извлекаем болт с шайбой
Снимаем шкив привода вспомогательных агрегатов
Головкой на 8 откручиваем четыре болта крепления нижней крышки привода ГРМ
Снимаем крышку
Устанавливаем коленчатый и распределительные валы в положение верхней мертвой точки первого цилиндра.
Для этого выкручиваем все свечи.
Вкручиваем болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов на место, установив набор подходящих шайб.
Для определения положения распределительных валов необходимо извлечь заглушки из отверстий в левом торце головки цилиндров.
Снимаем воздухозаборник с резонатором
В центре заглушки протыкаем отверткой отверстие
Извлекаем заглушку из отверстия в блоке цилиндров. Также извлекаем другую заглушку
Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке, пазы на торцах распределительных валов должны занять горизонтальное положение, и смещены вниз относительно осей распределительных валов.
Для фиксации распределительных валов в этом положении можно изготовить приспособление из металлической пластины толщиной пять миллиметров.
Размеры приспособления показаны на рисунке
Устанавливаем приспособление в пазы валов
Проверяем нахождение коленчатого вала в положении ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров. Для этого:
Откручиваем пробку головкой Е14
Вставляем установочный палец в отверстие (показано со снятым поддоном)
При нахождении коленчатого вала в положении ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров, установочный палец 1 должен ввернуться в отверстие до конца резьбы и упереться в отфрезерованную площадку 2 на щеке коленчатого вала.
После этого коленчатый вал будет невозможно провернуть.
Если при вворачивании установочного пальца он упрется, а торец регулировочной гайки на пальце при этом не соприкоснется с торцом бобышки отверстия в блоке цилиндров (между гайкой и бобышкой останется зазор), то нужно немного провернуть (вынув приспособление из пазов распределительных валов) коленчатый вал против часовой стрелки.
Затем нужно ввернуть установочный палец в отверстие блока цилиндров до конца (до соприкосновения торцов гайки пальца и бобышки отверстия в блоке) и провернуть коленчатый вал по часовой стрелке до упора площадки щеки вала в палец.
Устанавливаем приспособление для фиксации распределительных валов, если оно было снято.
В качестве установочного пальца можно применить болт М10
На болт накручиваем две регулировочные гайки и законтриваем их так, чтобы длина резьбовой части болта была равна 75 мм.
Поворачиваем ролик против часовой стрелки, уменьшая натяжение привода ГРМ
Снимаем ремень с натяжного ролика
Снимаем ремень со шкивов насоса охлаждающей жидкости, коленчатого и распределительных валов
Маркировка ремня (количество зубьев 131, ширина 25,4 мм)
При замене ремня желательно заменить натяжной и опорный ролик, для этого откручиваем гайку крепления натяжного ролика
Снимаем натяжной ролик со шпильки корпуса насоса охлаждающей жидкости
Ключом TORX T50 откручиваем винт крепления опорного ролика
Снимаем опорный ролик и его втулку.
Установка ремня ГРМ
Ремень ориентируем так, чтобы стрелки на ремне совпадали с направлением движения ремня по часовой стрелке.
Устанавливаем ремень на зубчатые шкивы коленчатого вала, насоса охлаждающей жидкости, шкивы распределительных валов.
Затем одновременно надеваем ремень на натяжной ролик и устанавливаем ролик на шпильку корпуса насоса охлаждающей жидкости.
При монтаже натяжного ролика вставляем отогнутый конец 1 кронштейна ролика в углубление 2 корпуса насоса охлаждающей жидкости.
Регулируем натяжение ремня, как описано выше.
Выкручиваем фиксирующий палец из отверстия в блоке цилиндров и снимаем приспособление для фиксации распределительных валов.
Прокручиваем коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке, пока пазы на распределительных валах не займут положение соответствующее верхней мертвой точки 1-го поршня.
Закручиваем пробку в отверстие блока цилиндров.
Легкими ударами молотка с пластмассовым бойком запрессовываем новые заглушки в отверстия головки блока цилиндров.
Собираем детали в обратном порядке.
Болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов заменяем новым и затягиваем моментом 40 Нм, затем доворачиваем на 110˚.
Болт крепления кронштейна натяжного ролика ремня привода вспомогательных агрегатов закручиваем моментом 21 Нм.
Болт крепления опорного ролика ремня привода ГРМ затягиваем моментом 50 Нм.
Гайку крепления натяжного ролика ремня привода ГРМ затягиваем моментом 28 Нм.
Болт М8 крепления верхней крышки привода ГРМ затягиваем моментом 22 Нм.
Болт М10 крепления верхней крышки привода ГРМ затягиваем моментом 44 Нм.
Болт крепления нижней крышки привода ГРМ затягиваем моментом 8 Нм.
Замена ремня ГРМ на двигателе K7J и K7M
Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия и снимаем шкив привода вспомогательных агрегатов и нижнюю крышку ремня привода газораспределительного механизма, как описано в статье – «Проверка и замена ремня привода вспомогательных агрегатов Рено Сандеро»
Запоминаем или помечаем любым способом положение натяжного ролика относительно оси, ослабляем затяжку гайки крепления ролика
Поворачиваем ролик по часовой стрелке, ослабив тем самым натяжение ремня привода газораспределительного механизма
Снимаем ремень с зубчатого шкива водяного насоса
Снимаем ремень с распределительного вала
Снимаем ремень с коленчатого вала и натяжного ролика
И вынимаем ремень полностью
На оригинальном ремне должны быть нанесены стрелки, указывающие направление его движения при работе двигателя.
Если на ремне таких стрелок нет, то нужно нанести их краской или фломастером, чтобы устанавливать ремень в прежнее положение.
Чтобы заменить натяжной ролик, окончательно откручиваем гайку от его оси
Снимаем ролик
Устанавливаем новый натяжной ролик в обратной последовательности. При этом отверстия под специальный ключ должны быть направлены наружу.
Установка ремня
Устанавливаем ремень сначала на зубчатый шкив распредвала, сориентировав его стрелками «Б» по направлению движения при работе двигателя и совместив риску «А» с установочной меткой на шкиве.
Затем натягиваем ведущую ветвь на шкив водяного насоса
И шкив коленчатого вала, также совместив риску на ремне с установочной меткой на шкиве.
После этого устанавливаем ремень на натяжной ролик.
Натягиваем ремень, повернув натяжной ролик против часовой стрелки до совпадения нанесенных ранее меток, и затягиваем гайку крепления ролика.
Устанавливаем на коленчатый вал шкив привода вспомогательных агрегатов и проворачиваем коленчатый вал за болт крепления на два оборота и проверяем правильность установки меток.
После этого собираем все детали в обратном порядке.