Стартер автомобиля Renault/Dacia Sandero четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, совмещенный с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле
Крышки и корпус статора стянуты двумя болтами.
В корпусе статора закреплены постоянные магниты.
Вращение от вала якоря электродвигателя передается шестерне привода через муфту свободного хода.
При повороте ключа в выключателе зажигания в положение «D» (пуск двигателя) напряжение от аккумуляторной батареи подается на втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле, в результате рычаг привода перемещается, и шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым ободом маховика двигателя.
Одновременно якорь тягового реле замыкает силовые контакты (в этот момент втягивающая обмотка выключается) и на электродвигатель стартера подается напряжение от аккумуляторной батареи.
Якорь стартера через муфту свободного хода проворачивает коленчатый вал двигателя.
После пуска двигателя, когда частота вращения шестерни превышает частоту вращения вала стартера, муфта свободного хода разблокируется и пробуксовывает, предохраняя, стартер от высокой частоты вращения и повреждений.
Возможные неисправности стартера и способы устранения:
- Причина
Способ устранения
При вращении якоря стартера сильный шум:
- Ослаблено крепление стартера
Подтяните болты крепления стартера
- Повреждены зубья шестерни привода стартера или венца маховика двигателя
Отремонтируйте стартер, замените маховик двигателя
- Неисправен стартер
Отремонтируйте стартер
Стартер не включается:
- Неисправен аккумулятор
Проверьте аккумулятор
- Окисление клемм аккумулятора и наконечников проводов
Зачистите, закрепите и смажьте наконечники проводов и клеммы
- Нарушение контактов в соединениях, обрыв проводов в цепях электроснабжения и управления стартером
Проверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в цепях
- Нарушение в работе замка зажигания
Замените контактную группу замка зажигания
- Неисправен стартер
Отремонтируйте или замените стартер
Тяговое реле включается, но якорь стартера не вращается или вращается слишком медленно:
- Сильно разряжен аккумулятор
Зарядите или замените аккумулятор
- Окисление клемм аккумулятора и наконечников проводов
Зачистите, закрепите наконечники проводов
- Неисправен выключатель (замок) зажигания
Замените контактную группу замка зажигания
Стартер включается, но шестерня не входит в зацепление:
- Забоины на зубьях шестерни привода или обода маховика
Устраните забоины или замените маховик или привод стартера
Стартер не включается после пуска двигателя:
- Заедание ключа в замке зажигания в положении «D»
Отремонтируйте или замените замок зажигания
- Замыкание контактов замка зажигания
Замените замок зажигания
- Неисправен стартер
Отремонтируйте или замените стартер
Снятие стартера
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Откручиваем гайку крепления управляющего провода и отсоединяем провод от тягового реле
Откручиваем гайку крепления силового провода
Снимаем провод с контактного болта тягового реле
Выкручиваем три болта крепления стартера
Вынимаем стартер
Устанавливаем стартер в обратной последовательности
Ремонт стартера
Перед тем как разобрать стартер, нужно проверить исправность его.
Отверткой проверяем легкость перемещения муфты свободного хода привода вала
Шестерня привода должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в противоположном направлении.
Соединяем проводами минусовую клемму аккумулятора с корпусом стартера, и плюсовую клемму с выводом управляющего провода тягового реле.
Если тяговое реле исправно, то раздастся щелчок и выдвинется муфта привода. В противном случае тяговое реле подлежит замене.
Отсоединяем провод от управляющего вывода тягового реле и подсоединяем к нижнему контактному болту тягового реле.
Якорь стартера должен начать вращаться.
В противном случае стартер нужно ремонтировать.
Откручиваем гайку на нижнем контактном болте
Отсоединяем шину от контактного болта тягового реле
Выкручиваем три винта крепления тягового реле к крышке стартера со стороны привода
Снимаем тяговое реле
Выкручиваем два болта крепления крышки со стороны привода
Разъединяем крышку и корпус стартера, извлекаем опору рычага вместе с резиновой проставкой
И рычагом привода
Снимаем крышку со стороны привода
Выкручиваем два винта крепления крышки со стороны коллектора
Снимаем крышку
Извлекаем из стартера якорь в сборе со щеткодержателем
Снимаем щеткодержатель с якоря
Сдвигаем по валу якоря ограничительное кольцо с помощью подходящей оправки
Поддеваем отверткой и снимаем стопорное кольцо
Снимаем с вала якоря ограничительное кольцо
Снимаем привод (бендикс)
Дефектация деталей стартера
Осматриваем щеткодержатель. Проверяем высоту щеток.
Если высота щеток меньше 7 мм, заменяем щеткодержатель в сборе.
Проверяем обмотку якоря на короткое замыкание с помощью омметра.
Сопротивление должно стремиться к бесконечности.
На шлицах и цапфах вала якоря не должно быть повреждений.
Коллектор не должен иметь следов обгорания.
Незначительное обгорание устраняем тряпкой смоченной в бензине и мелкой наждачной шкуркой.
Проверяем, легко ли перемещается якорь тягового реле стартера, замыкаются ли контактные болты контактной пластиной.
Проверяем привод. Зубья шестерни привода не должны быть сильно забиты.
Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы муфты в направлении вращения якоря и не должна проворачиваться в обратном направлении.
На рычаге привода стартера не должно быть трещин и следов значительного износа пазов вилок.
Собираем стартер в обратном порядке
Смазываем шлицевую поверхность вала кремнийсодержащей смазкой
Смазываем моторным маслом подшипники (втулки) в крышках стартера
Для установки ограничительного кольца можно воспользоваться раздвижными пассатижами
Перед установкой тягового реле наносим на поверхность реле, контактирующую с крышкой стартера со стороны привода, тонкий слой герметика.
Перед установкой щеткодержателя на якорь разводим щетки и фиксируем подходящей оправкой.