Рулевое управление автомобиля — реечное, с гидроусилителем. Рулевой механизм типа «шестерня—рейка».
В картере рулевого механизма на двух подшипниках установлена приводная шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатой рейкой
При повороте рулевого колеса поворачивается вал рулевой колонки, который через промежуточный вал (на концах которого имеются карданные шарниры) соединен с приводной шестерней.
Шестерня перемещает рейку, которая через рулевые тяги с наконечниками и соединенные с ними рычаги поворотных кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.
Рулевой механизм установлен в подкапотном пространстве.
Картер рулевого механизма закреплен на поперечине передней подвески.
В картере рулевого механизма рейка поджимается к приводной шестерне через упор.
Регулировку бокового зазора между шестерней и рейкой выполняют вращением регулировочной пробки.
Регулировку проводят только при сборке рулевого механизма на заводе-изготовителе. В эксплуатации зазор регулировке не подлежит.
Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков.
Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир — резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.
В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце — резьба (правая), на которую наворачивается наконечник тяги.
В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы.
Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники — разные.
Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом.
Чехол закреплен пластмассовым хомутом на картере рулевого механизма, а на рулевой тяге чехол держится за счет упругости резины — при этом узкий поясок чехла должен совпасть с проточкой, выполненной на рулевой тяге.
При сборке рулевого механизма на заводе резьбовое соединение наконечника шарнира рулевой тяги с рейкой законтрено от отворачивания фиксирующим анаэробным герметиком.
Рулевая колонка — травмобезопасная, с механизмом регулировки наклона рулевого колеса.
Вал рулевой колонки крепится к приводной шестерне рулевого механизма через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами.
Промежуточный вал для обеспечения травмобезопасности выполнен составным.
При фронтальном ударе автомобиля во время аварии рулевая колонка не должна перемещаться к водителю.
Это достигается за счет шлицевого соединения в средней части вала.
На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо, закрепленное винтом.
Рулевая колонка прикреплена к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов.
На автомобиль устанавливается гидравлический усилитель (гидроусилитель) рулевого управления.
В систему гидроусилителя входят: рулевой механизм, насос, бачок для рабочей жидкости и соединительные трубки магистралей.
В нагнетательной магистрали установлен датчик давления жидкости для выдачи сигнала на электронный блок управления двигателем.
Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в отдельном корпусе на картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки.
Распределительное устройство предназначено следить за рассогласованием углов поворота рулевого колеса и вала приводной шестерни рулевого механизма и строго дозировано изменять давление жидкости в камерах исполнительного механизма.
На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.
При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру со сливом.
При этом поршень гидроцилиндра из- за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.
При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Для контроля уровня жидкости в бачке гидроусилителя, на его полупрозрачном корпусе нанесены метки MINI и MAXI.
Возможные неисправности рулевого управления и методы исправления
Причина неисправности - Методы устранения
Увеличенный свободный ход рулевого колеса:
Ослабла затяжка гаек крепления шаровых пальцев наконечников тяг - Затяните гайки
Увеличенный зазор в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг - Замените наконечники тяг
Большой зазор между упором рейки и гайкой - Отрегулируйте зазор в рулевом механизме
Рулевое колесо вращается туго:
Обрыв или слабое натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов - Проверьте состояние ремня. Замените ремень
Низкий уровень жидкости в бачке гидроусилителя рулевого управления - Замените насос, прокачайте систему
Поврежден подшипник верхней опоры амортстойки передней подвески - Замените подшипник опоры
Повреждены опорная втулка или упор рейки рулевого механизма - Замените поврежденные детали или рулевой механизм в сборе
Низкое давление в шинах передних колес - Установите нормальное давление в шинах
Повреждены шарниры наконечников рулевых тяг - Замените наконечники рулевых тяг
Повреждены подшипники шестерни рулевого механизма - Замените подшипники или рулевой механизм в сборе
Нарушены углы установки передних колес - Отрегулируйте углы установки колес
Ослабло крепление рулевого механизма - Подтяните болты крепления рулевого механизма к подрамнику
Неравномерное сопротивление вращению рулевого колеса на работающем двигателе:
Наличие воздуха в гидросистеме рулевого управления - Удалите воздух из гидросистемы
Недостаточное давление рабочей жидкости гидроусилителя - Замените насос гидроусилителя рулевого управления
Заедание золотника распределительного устройства рулевого механизма - Замените рулевой механизм
Проверка рулевого управления на автомобиле
При осмотре рулевого управления особое внимание обращайте на состояние защитных чехлов и резьбовых соединений.
Порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность резиновые чехлы обязательно замените, иначе попавшие в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут их из строя.
Проверьте состояние шлангов и трубопроводов, соединяющих насос, бачок и рулевой механизм.
Проверьте расположение спиц рулевого колеса, которые при прямолинейном положении передних колес должны быть расположены симметрично относительно вертикальной оси. В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.
Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:
- – надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;
- – отсутствие зазора во втулках рулевых тяг и шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг;
- – надежность затяжки и стопорения гаек пальцев шаровых шарниров;
- – отсутствие заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.
Если вы обнаружите стуки и заедания, отсоедините рулевые тяги от поворотных кулаков и повторите проверку.
Если стуки и заедания не прекратятся, снимите рулевой механизм с автомобиля и отремонтируйте.
Проверьте состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг.
Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность чехлы.
Резко поворачивая рулевое колесо в обоих направлениях (это должен делать помощник), проверьте визуально и на слух крепление рулевого механизма.
Перемещение механизма и стуки не допускаются.
Проверьте наличие люфтов в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг.
Наконечники, шарниры которых имеют ощутимый люфт, замените.
Проверьте также надежность затяжки гаек пальцев шаровых шарниров наконечников рулевых тяг.
Проверьте состояние защитных чехлов рулевых тяг.
Поврежденные чехлы обязательно замените.
Проверяем свободный ход рулевого колеса
Для этого потребуются: линейка, мел, или проволока для нанесения меток
Устанавливаем передние колеса в положение соответствующее прямому движению
Устанавливаем линейку так, чтобы ее торец упирался в панель приборов, а плоскость линейки касалась наружной поверхности обода руля.
Не меняя положения линейки, поверните руль вправо до момента начала поворота передних колес.
В этом положении нужно нанести на обод руля метку (или закрепить проволоку или пластиковый хомут)
Не меняя положения линейки, поворачиваем руль влево до момента начала поворота передних колес.
В этом положении наносим на обод руля вторую метку
Измеряем по ободу расстояние между метками. Оно должно быть не больше рассчитанного значения.
Если расстояние свободного хода руля больше, необходимо найти причину и устранить ее.
Люфт не должен превышать 5°
Для рулевого колеса наружный диаметр которого составляет 370 мм, люфт не должен превышать 15-17 мм.