Детали шатунно-поршневой группы делятся на категории и подбираются индивидуально друг к другу

Группа допуска, обозначенная буквой и выбитая на днище поршня должна совпадать с группой, указанной на гильзе цилиндра
Размерные группы пальцев, поршней и шатунов
| Диаметр, мм | Маркировка | |||
|---|---|---|---|---|
| Пальца | Отверстие | пальца и шатуна | поршня | |
| В бобышке поршня | Во втулке шатуна | |||
| 25,0000-24,9975 | 25,0000-24,9975 | 25,0000-24,9975 | белый | I |
| 24,9975-24,9950 | 24,9975-24,9950 | 25,0045-25,0020 | зеленый | II |
| 24,9950-24,9925 | 24,9950-24,9925 | 25,0020-24,9995 | желтый | III |
| 24,9925-24,9900 | 24,9925-24,9900 | 24,9995-24,9970 | красный | IV |
Значения диаметров отверстий в бобышках поршня, головке шатуна и наружных диаметров поршневого пальца делятся на группы, и обозначаются краской

На поршневом пальце группа обозначена краской, нанесенной на его торце или внутренней поверхности
Она должна совпадать с группой указанной на бобышке поршня
На шатуне группа отверстия под поршневой палец также обозначается краской. Она должна либо совпадать, либо быть соседней с пальцем группы.
Правильность подбора шатуна и поршневого пальца проверяем следующим способом

Смазанный моторным маслом палец должен перемещаться в головке шатуна под усилием большого пальца руки, но не выпадать из втулки

На боковой поверхности нижней головки шатуна и крышке нанесен порядковый номер цилиндра, в котором он был установлен

Номера на крышке шатуна и на самом шатуне должны совпадать и находиться с одной стороны
Поставляемые в запасные части шатуны такой маркировки не имеют, поэтому, перед тем как разбирать их, сделайте маркировку шатунов и крышек аналогично заводским, чтобы не перевернуть и не перепутать крышки при сборке
Нагреваем поршень до температуры 60–80 °C. Допускается нагревать поршень в горячей воде

Вводим головку шатуна между бобышками поршня и молотком через оправку или приспособлением запрессовываем смазанный моторным маслом поршневой палец

Устанавливаем с обеих сторон стопорные кольца

Выступ на крышке шатуна должен находиться с той же стороны, что и надпись «Перед» на поршне
Посадочные места гильз тщательно очищаем от накипи и коррозии
Уплотнительные медные шайбы гильз цилиндров заменяем новыми

Гильзы запрессовываем легкими ударами молотка через деревянный брусок

С помощью щупа проверяем выступание гильзы над плоскостью блока, которое должно быть 0,02-0,10 мм
Подбираем поршневые кольца к цилиндрам

Поочередно устанавливаем кольца в цилиндр на глубину 20–30 мм и щупом измеряем зазоры
Компрессионные кольца должны иметь зазор в замке 0,3–0,6 мм, маслосъемные — 0,3–1,0 мм
Если замена поршней не предполагается, проверяем ширину канавок при помощи новых поршневых колец

Зазор проверяем в нескольких точках по окружности поршня
Величина бокового зазора для компрессионных колец должна быть 0,050–0,082 мм, для сборного маслосъемного кольца 0,135–0,335 мм
В изношенные цилиндры можно установить кольца ближайшего ремонтного размера и при необходимости, подпилить торцы для получения зазора 0,3 мм
Надеваем кольца на поршень, начиная с маслосъемного кольца

Раскрыв замок расширителя маслосъемного кольца, устанавливаем его в нижнюю канавку кольца, после чего сводим концы расширителя

Надеваем на расширитель маслосъемное кольцо надписью к днищу поршня
Угол между замками расширителя и кольца 45°

Устанавливаем нижнее компрессионное кольцо надписью и фаской с внутренней стороны кольца к днищу поршня

Устанавливаем верхнее компрессионное кольцо