Подготавливаем автомобиль и снимаем двигатель, как указано в предыдущей статье

Промываем снаружи двигатель

Устанавливаем и закрепляем двигатель на стенде за шпильки крепления кронштейна правой опоры

Снимаем генератор, стартер, датчик-распределитель зажигания, привод масляного насоса и вискомуфту вентилятора вместе с крыльчаткой

Разборка двигателя

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

С помощью ключа на 24 откручиваем болт-штуцер подвода масла к фильтру

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Снимаем две алюминиевые шайбы

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

С помощью ключа на 13 откручиваем четыре гайки крепления корпуса масляного фильтра к блоку цилиндров

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Снимаем корпус фильтра

Вынимаем масляный щуп

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Ключом на 24 откручиваем нижний болт-штуцер

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Снимаем алюминиевые шайбы

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Откручиваем ключом на 17 штуцер крепления трубки масляного щупа и снимаем ее

Снимаем головку блока цилиндров, как описано в статье «Снятие и ремонт головки блока цилиндров двигателя УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519»

Переворачиваем двигатель поддоном вверх

Снимаем поддон картера, как указано в статье «Снятие и установка элементов маслосистемы УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519»

Снимаем масляный насос

Снимаем переднюю крышку блока цилиндров

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Снимаем крышку коробки толкателей и вынимаем распределительный вал

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

На блоке цилиндров краской обозначены предельные отклонения размеров отверстий под толкатели

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Извлекаем толкатели из блока цилиндров и нумеруем их или раскладываем по порядку

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Толкатели по наружному диаметру, и отверстия в блоке цилиндров по внутреннему диаметру делятся на группы и подбираются друг к другу (см. табл. 1), поэтому при сборке двигателя толкатели устанавливаем на прежние места.

Снимаем насос охлаждающей жидкости

Снимаем с маховика узлы сцепления

Поворачиваем двигатель передней частью вниз

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Разгибаем контровочные пластины гаек крепления маховика

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Головкой на 17 откручиваем четыре гайки болтов крепления маховика, удерживая маховик большой отверткой от проворачивания

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Снимаем контровочные пластины и снимаем маховик с коленчатого вала

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Ключом на 14 откручиваем два болта и шесть гаек крепления картера сцепления

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Снимаем картер сцепления

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Шестигранником на 8 откручиваем две гайки и снимаем держатель сальника коленвала

Снятие шатунно-поршневой группы описано в статье «Снятие шатунно-поршневой группы двигателя УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519»

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Вынимаем гильзы из блока цилиндров

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Если замена гильз не нужна, то вынимать их из блока не рекомендуется

Под гильзами установлены медные уплотнительные шайбы

После разборки промываем блок цилиндров и снятые детали в керосине или дизельном топливе

Сборка двигателя

Перед установкой коленчатого вала тщательно очищаем постели подшипников и вкладыши от стружки, масла и отложений (промываем все детали в керосине и обдуваем сжатым воздухом).

Тщательно продуваем все масляные каналы.

Вкладыши и упорные шайбы заменяем новыми.

Смазываем шейки и вкладыши моторным маслом.

Замки вкладышей должны войти в прорези блока и крышек.

Отрезаем от шнура две набивки сальника заднего коренного подшипника коленчатого вала длиной 120 мм и вкладываем их в держатель сальника и постель блока цилиндров.

Собираем и устанавливаем коленчатый вал в последовательности, обратной разборке.

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

На крышках коренных подшипников коленвала (кроме первого и пятого) выбиты их порядковые номера, начиная со стороны передней крышки блока цилиндров

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

На крышке первого подшипника с передней стороны установлен штифт

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

На задней крышке выполнен паз для удержания от проворачивания упорных шайб коленчатого вала

Поперечные проточки на кольцах должны быть обращены к щекам коленвала

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Окончательно затягиваем гайки коренных подшипников динамометрическим ключом (моментом 10–11 кгс•м).

Временно устанавливаем на коленчатый вал маховик и закрепляем его двумя гайками. Поворачиваем вал за маховик.

Вращение должно быть свободным и равномерным без заеданий при небольшом усилии, а осевой люфт — не ощущаться.

Перед установкой поршня в сборе (см. «Сборка шатунно-поршневой группы двигателя ЗМЗ УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519»), вкладываем в шатун и его крышку вкладыши.

Смазываем моторным маслом поршневые кольца, вкладыши, поверхность цилиндров.

Перед установкой поршней в цилиндр разводим стыки поршневых колец под углом 120 градусов друг к другу

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Надеваем на поршень приспособление и обжимаем кольца

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Поршень вставляем в цилиндр так, чтобы надпись «Перед» была обращена к передней части блока, а отверстие для смазки зеркала цилиндра в нижней головке шатуна обращено в сторону противоположную распредвалу

Разборка и сборка двигателя ЗМЗ УАЗ

Постукивая деревянной рукояткой молотка по днищу поршня, утапливаем его до упора, контролируя перемещение шатуна к шейке коленчатого вала.

Крышки шатунов устанавливаем аналогично крышкам коренных подшипников.

Поворачиваем коленчатый вал за маховик. Вращение должно быть без заеданий.

Распределительный вал устанавливаем так, чтобы метки на его шестерне и шестерне коленчатого вала совпали

Перед установкой поддона картера для надежности покрываем герметиком прокладку.

Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке двигателя.