Подготавливаем автомобиль и снимаем двигатель, как указано в предыдущей статье
Промываем снаружи двигатель
Устанавливаем и закрепляем двигатель на стенде за шпильки крепления кронштейна правой опоры
Снимаем генератор, стартер, датчик-распределитель зажигания, привод масляного насоса и вискомуфту вентилятора вместе с крыльчаткой
Разборка двигателя
С помощью ключа на 24 откручиваем болт-штуцер подвода масла к фильтру
Снимаем две алюминиевые шайбы
С помощью ключа на 13 откручиваем четыре гайки крепления корпуса масляного фильтра к блоку цилиндров
Снимаем корпус фильтра
Вынимаем масляный щуп
Ключом на 24 откручиваем нижний болт-штуцер
Снимаем алюминиевые шайбы
Откручиваем ключом на 17 штуцер крепления трубки масляного щупа и снимаем ее
Снимаем головку блока цилиндров, как описано в статье «Снятие и ремонт головки блока цилиндров двигателя УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519»
Переворачиваем двигатель поддоном вверх
Снимаем поддон картера, как указано в статье «Снятие и установка элементов маслосистемы УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519»
Снимаем масляный насос
Снимаем переднюю крышку блока цилиндров
Снимаем крышку коробки толкателей и вынимаем распределительный вал
На блоке цилиндров краской обозначены предельные отклонения размеров отверстий под толкатели
Извлекаем толкатели из блока цилиндров и нумеруем их или раскладываем по порядку
Толкатели по наружному диаметру, и отверстия в блоке цилиндров по внутреннему диаметру делятся на группы и подбираются друг к другу (см. табл. 1), поэтому при сборке двигателя толкатели устанавливаем на прежние места.
Снимаем насос охлаждающей жидкости
Снимаем с маховика узлы сцепления
Поворачиваем двигатель передней частью вниз
Разгибаем контровочные пластины гаек крепления маховика
Головкой на 17 откручиваем четыре гайки болтов крепления маховика, удерживая маховик большой отверткой от проворачивания
Снимаем контровочные пластины и снимаем маховик с коленчатого вала
Ключом на 14 откручиваем два болта и шесть гаек крепления картера сцепления
Снимаем картер сцепления
Шестигранником на 8 откручиваем две гайки и снимаем держатель сальника коленвала
Снятие шатунно-поршневой группы описано в статье «Снятие шатунно-поршневой группы двигателя УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519»
Вынимаем гильзы из блока цилиндров
Если замена гильз не нужна, то вынимать их из блока не рекомендуется
Под гильзами установлены медные уплотнительные шайбы
После разборки промываем блок цилиндров и снятые детали в керосине или дизельном топливе
Сборка двигателя
Перед установкой коленчатого вала тщательно очищаем постели подшипников и вкладыши от стружки, масла и отложений (промываем все детали в керосине и обдуваем сжатым воздухом).
Тщательно продуваем все масляные каналы.
Вкладыши и упорные шайбы заменяем новыми.
Смазываем шейки и вкладыши моторным маслом.
Замки вкладышей должны войти в прорези блока и крышек.
Отрезаем от шнура две набивки сальника заднего коренного подшипника коленчатого вала длиной 120 мм и вкладываем их в держатель сальника и постель блока цилиндров.
Собираем и устанавливаем коленчатый вал в последовательности, обратной разборке.
На крышках коренных подшипников коленвала (кроме первого и пятого) выбиты их порядковые номера, начиная со стороны передней крышки блока цилиндров
На крышке первого подшипника с передней стороны установлен штифт
На задней крышке выполнен паз для удержания от проворачивания упорных шайб коленчатого вала
Поперечные проточки на кольцах должны быть обращены к щекам коленвала
Окончательно затягиваем гайки коренных подшипников динамометрическим ключом (моментом 10–11 кгс•м).
Временно устанавливаем на коленчатый вал маховик и закрепляем его двумя гайками. Поворачиваем вал за маховик.
Вращение должно быть свободным и равномерным без заеданий при небольшом усилии, а осевой люфт — не ощущаться.
Перед установкой поршня в сборе (см. «Сборка шатунно-поршневой группы двигателя ЗМЗ УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519»), вкладываем в шатун и его крышку вкладыши.
Смазываем моторным маслом поршневые кольца, вкладыши, поверхность цилиндров.
Перед установкой поршней в цилиндр разводим стыки поршневых колец под углом 120 градусов друг к другу
Надеваем на поршень приспособление и обжимаем кольца
Поршень вставляем в цилиндр так, чтобы надпись «Перед» была обращена к передней части блока, а отверстие для смазки зеркала цилиндра в нижней головке шатуна обращено в сторону противоположную распредвалу
Постукивая деревянной рукояткой молотка по днищу поршня, утапливаем его до упора, контролируя перемещение шатуна к шейке коленчатого вала.
Крышки шатунов устанавливаем аналогично крышкам коренных подшипников.
Поворачиваем коленчатый вал за маховик. Вращение должно быть без заеданий.
Распределительный вал устанавливаем так, чтобы метки на его шестерне и шестерне коленчатого вала совпали
Перед установкой поддона картера для надежности покрываем герметиком прокладку.
Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке двигателя.