Элементы рулевого управления снимаем для ремонта или замены.

Снятие руля мы рассмотрели в статье – Снятие и установка руля автомобиля

Снятие насоса ГУР и прокачку системы мы рассмотрели в статье – Снятие насоса гидроусилителя рулевого управления.

В этой статье рассмотрим снятие остальных элементов рулевой системы автомобиля

Снятие рулевой колонки

Рулевую колонку снимаем для замены в сборе при выходе из строя подшипников вала колонки или карданных шарниров промежуточного вала.

Снимаем подрулевые переключатели (статья – Конструкция и замена подрулевых переключателей) с барабанным устройством спирального кабеля.

Снимаем комбинацию приборов.

Отсоединяем колодки проводов выключателя зажигания и катушки иммобилайзера от колодок жгутов проводов.

Рулевую колонку можно демонтировать двумя способами — со снятием панели приборов или без снятия панели.

Рассмотрим оба способа.

Снимаем панель приборов (статья – Как снять панель приборов).

Снятие элементов рулевого управления

Головкой на 13 откручиваем гайку специального болта крепления муфты нижнего карданного шарнира промежуточного вала к валу-шестерне рулевого механизма.

Вынимаем болт.

Снятие элементов рулевого управления

Специальный болт и самоконтрящаяся гайка крепления муфты нижнего карданного шарнира промежуточного вала

Снятие элементов рулевого управления

Снимаем муфту нижнего карданного шарнира с вала-шестерни

Снятие элементов рулевого управления

Головкой на 13 откручиваем четыре болта крепления рулевой колонки к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов

Снятие элементов рулевого управления

Снимаем рулевую колонку.

Чтобы снять рулевую колонку, не снимая панель приборов:

Снятие элементов рулевого управления

Ключом Torx T-20 откручиваем два самореза крепления панели приборов к заднему кронштейну крепления рулевой колонки

Снятие элементов рулевого управления

Головкой на 13 откручиваем два верхних болта крепления рулевой колонки к кронштейну поперечной балки.

Из-под панели приборов откручиваем два нижних болта крепления рулевой колонки

Снятие элементов рулевого управления

Головкой на 10 отворачиваем гайку болта механизма регулировки руля

Снятие элементов рулевого управления

Вынимаем подшипник

Снятие элементов рулевого управления

Вынимаем рукоятку

Снятие элементов рулевого управления

Снимаем задний кронштейн крепления рулевой колонки.

Затем, перемещая верхнюю часть рулевой колонки так, чтобы она не зацепилась за элементы панели приборов и поперечной балки, проталкиваем колонку вниз, сквозь отверстие в панели приборов

Снятие элементов рулевого управления

И снимаем рулевую колонку.

Устанавливаем рулевую колонку в обратной последовательности.

Муфту нижнего карданного шарнира монтируем на вал-шестерню рулевого механизма так, чтобы болт крепления муфты совместился с лыской вала-шестерни.

Моменты затяжки крепежа рулевого управления:

  • - винт крепления рулевого колеса – 44 Нм;
  • - болт крепления картера рулевого механизма к подрамнику – 125 Нм;
  • - болт крепления кронштейна рулевой колонки – 21 Нм;
  • - крепление рулевой тяги к рейке – 34 Нм;
  • - контргайка наконечника рулевой тяги – 50 Нм;
  • - гайка крепления шарового пальца наконечника тяги – 37 Нм;
  • - болт крепления насоса гидроусилителя – 25 Нм;
  • - гайка стяжного болта карданного шарнира вала рулевого управления – 21 Нм.

Замена наконечника рулевой тяги

Наконечник рулевой тяги заменяем при выходе из строя его шарового шарнира или повреждении чехла шарнира.

Работу проводим на ровной площадке

Снимаем переднее колесо со стороны заменяемого наконечника рулевой тяги и надежно фиксируем автомобиль на подставке.

Поворачиваем рулевое колесо до упора в сторону, противоположную снимаемому наконечнику.

Работа показана на примере левого наконечника рулевой тяги, правый наконечник рулевой тяги меняем аналогично.

Снятие элементов рулевого управления

Помечаем положение наконечника относительно рулевой тяги

Снятие элементов рулевого управления

Ключом на 21 ослабляем затяжку контргайки, удерживая наконечник ключом на 19 за лыски.

Перед отворачиванием гайки крепления пальца шарнира наконечника к рычагу поворотного кулака, металлической щеткой очищаем от грязи отверстие под ключ Torx в торце пальца.

Снятие элементов рулевого управления

Ключом на 16 отворачиваем гайку крепления пальца шарнира наконечника к рычагу поворотного кулака, при необходимости удерживая палец от проворачивания ключом Torx T-30.

Снятие элементов рулевого управления

Съемником выпрессовываем палец наконечника из проушины поворотного кулака

При отсутствии съемника отворачиваем гайку пальца не полностью.

Вставляем монтажную лопатку между наконечником рулевой тяги и рычагом поворотного кулака.

Отжимая монтажной лопаткой наконечник рулевой тяги вниз, и нанося удары молотком в торец рычага поворотного кулака, выпрессовываем палец из отверстия в рычаге.

Снятие элементов рулевого управления

Также возможно выпрессовать палец, нанося удары молотком через проставку из мягкого металла по торцу пальца.

При этом следует подпереть поворотный кулак регулируемой опорой «А».

Снятие элементов рулевого управления

Выводим палец шарового шарнира из отверстия в рычаге

Снятие элементов рулевого управления

Рукой откручиваем наконечник, считая количество оборотов, на которые он отвернется, при необходимости удерживая рулевую тягу от проворачивания за шестигранник ключом на 13.

Устанавливаем наконечник рулевой тяги в обратной последовательности.

Наворачиваем его на резьбовой конец рулевой тяги на такое же количество оборотов (или до нанесенной метки), на которое он был, навернут до снятия.

Затягиваем контргайку наконечника и гайку крепления пальца шарового шарнира предписанными моментами.

После завершения работ по установке наконечника рулевой тяги необходимо проверить и при необходимости отрегулировать схождение колес на специальном стенде — на станции технического обслуживания.

Для регулировки схождения колеса необходимо ослабить затяжку контргайки наконечника, снять пружинный хомут и вращать рулевую тягу за шестигранник ключом на 13, удерживая наконечник ключом на 19.

Затягиваем контргайку моментом, указанным выше.

Замена чехла рулевого механизма

Если чехол рулевого механизма потерял эластичность, потрескался или порвался, его необходимо заменить.

Снимаем наконечник рулевой тяги, как описано выше

Снятие элементов рулевого управления

Откручиваем контргайку наконечника рулевой тяги

Снятие элементов рулевого управления

Пассатижами сжимаем и снимаем пружинный хомут чехла

Снятие элементов рулевого управления

Перекусываем бокорезами хомут крепления защитного чехла на картере рулевого механизма или разжимаем его отверткой

Снятие элементов рулевого управления

Снимаем хомут

Снятие элементов рулевого управления

Снимаем защитный чехол рулевого механизма

Устанавливаем новый чехол в обратной последовательности.

Замена рулевой тяги

Рулевую тягу заменяем при появлении люфта в ее шаровом шарнире.

Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник.

Операции показаны на левой рулевой тяге.

Правая рулевая тяга снимается аналогично.

Снимаем наконечник рулевой тяги, как описано выше.

Снимаем защитный чехол.

Снятие элементов рулевого управления

Трубным ключом №2 выворачиваем корпус шарнира рулевой тяги из рейки, удерживая рейку за первый зуб ключом на 22.

Снятие элементов рулевого управления

Снимаем рулевую тягу

Новую рулевую тягу устанавливаем в обратной последовательности.

Перед установкой наносим на резьбовую часть шарового шарнира рулевой тяги небольшое количество фиксирующего герметика.

Проверяем и при необходимости регулируем угол схождения колес.

Снятие рулевого механизма

Рулевой механизм снимаем для ремонта или для замены. С помощью груши откачиваем жидкость из бачка гидроусилителя.

Отсоединяем наконечники обеих рулевых тяг от поворотных кулаков.

В салоне автомобиля отсоединяем муфту карданного шарнира промежуточного вала рулевой колонки от вала-шестерни рулевого механизма.

Перед отсоединением трубок гидравлических магистралей от картера рулевого механизма подставляем под картер широкую емкость для сбора жидкости.

Снятие элементов рулевого управления

Ключом на 17 откручиваем штуцер трубки сливной магистрали

Снятие элементов рулевого управления

Выводим наконечник трубки из отверстия картера рулевого механизма и вставляем в отверстия трубки и картера заглушки подходящего диаметра.

Также отсоединяем трубку нагнетательной магистрали.

Соединение трубок сливной и нагнетательной магистралей уплотнены резиновыми кольцами.

Заменяем их, если они потеряли упругость, потрескались или деформированы.

Снятие элементов рулевого управления

С левой стороны головкой на 10 откручиваем болт крепления кронштейна к картеру рулевого механизма

Снятие элементов рулевого управления

Головкой на 21 откручиваем болт крепления картера рулевого механизма и кронштейна к подрамнику передней подвески

Снятие элементов рулевого управления

Отсоединив жгуты проводов, снимаем кронштейн.

Откручиваем болт крепления картера рулевого механизма к подрамнику передней подвески с правой стороны.

Подставляем под заднюю часть подрамника регулируемый упор.

Ослабляем затяжку передних болтов крепления подрамника к кузову, приблизительно на четыре оборота.

Откручиваем задние болты крепления подрамника к кузову и снимаем два усилителя подрамника

Снятие элементов рулевого управления

Опускаем на регулируемом упоре заднюю часть подрамника на 90-100 мм.

Выводим вал-шестерню рулевого механизма из отверстия в щитке передка.

Снятие элементов рулевого управления

Вынимаем рулевой механизм через арку левого колеса.

Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности.

Перед установкой проверяем, чтобы рейка была установлена в среднее положение.

Затягиваем болты и гайки моментами, указанными в этой статье.