Элементы рулевого управления снимаем для ремонта или замены.
Снятие руля мы рассмотрели в статье – Снятие и установка руля автомобиля Рено Дастер
Снятие насоса ГУР и прокачку системы мы рассмотрели в статье – Снятие насоса гидроусилителя рулевого управления Renault Duster.
В этой статье рассмотрим снятие остальных элементов рулевой системы автомобиля
Снятие рулевой колонки
Рулевую колонку снимаем для замены в сборе при выходе из строя подшипников вала колонки или карданных шарниров промежуточного вала.
Снимаем подрулевые переключатели (статья – Конструкция и замена подрулевых переключателей Рено Дастер) с барабанным устройством спирального кабеля.
Снимаем комбинацию приборов.
Отсоединяем колодки проводов выключателя зажигания и катушки иммобилайзера от колодок жгутов проводов.
Рулевую колонку можно демонтировать двумя способами — со снятием панели приборов или без снятия панели.
Рассмотрим оба способа.
Снимаем панель приборов (статья – Как снять панель приборов Renault Duster).
Головкой на 13 откручиваем гайку специального болта крепления муфты нижнего карданного шарнира промежуточного вала к валу-шестерне рулевого механизма.
Вынимаем болт.
Специальный болт и самоконтрящаяся гайка крепления муфты нижнего карданного шарнира промежуточного вала
Снимаем муфту нижнего карданного шарнира с вала-шестерни
Головкой на 13 откручиваем четыре болта крепления рулевой колонки к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов
Снимаем рулевую колонку.
Чтобы снять рулевую колонку, не снимая панель приборов:
Ключом Torx T-20 откручиваем два самореза крепления панели приборов к заднему кронштейну крепления рулевой колонки
Головкой на 13 откручиваем два верхних болта крепления рулевой колонки к кронштейну поперечной балки.
Из-под панели приборов откручиваем два нижних болта крепления рулевой колонки
Головкой на 10 отворачиваем гайку болта механизма регулировки руля
Вынимаем подшипник
Вынимаем рукоятку
Снимаем задний кронштейн крепления рулевой колонки.
Затем, перемещая верхнюю часть рулевой колонки так, чтобы она не зацепилась за элементы панели приборов и поперечной балки, проталкиваем колонку вниз, сквозь отверстие в панели приборов
И снимаем рулевую колонку.
Устанавливаем рулевую колонку в обратной последовательности.
Муфту нижнего карданного шарнира монтируем на вал-шестерню рулевого механизма так, чтобы болт крепления муфты совместился с лыской вала-шестерни.
Моменты затяжки крепежа рулевого управления:
- - винт крепления рулевого колеса – 44 Нм;
- - болт крепления картера рулевого механизма к подрамнику – 125 Нм;
- - болт крепления кронштейна рулевой колонки – 21 Нм;
- - крепление рулевой тяги к рейке – 34 Нм;
- - контргайка наконечника рулевой тяги – 50 Нм;
- - гайка крепления шарового пальца наконечника тяги – 37 Нм;
- - болт крепления насоса гидроусилителя – 25 Нм;
- - гайка стяжного болта карданного шарнира вала рулевого управления – 21 Нм.
Замена наконечника рулевой тяги
Наконечник рулевой тяги заменяем при выходе из строя его шарового шарнира или повреждении чехла шарнира.
Работу проводим на ровной площадке
Снимаем переднее колесо со стороны заменяемого наконечника рулевой тяги и надежно фиксируем автомобиль на подставке.
Поворачиваем рулевое колесо до упора в сторону, противоположную снимаемому наконечнику.
Работа показана на примере левого наконечника рулевой тяги, правый наконечник рулевой тяги меняем аналогично.
Помечаем положение наконечника относительно рулевой тяги
Ключом на 21 ослабляем затяжку контргайки, удерживая наконечник ключом на 19 за лыски.
Перед отворачиванием гайки крепления пальца шарнира наконечника к рычагу поворотного кулака, металлической щеткой очищаем от грязи отверстие под ключ Torx в торце пальца.
Ключом на 16 отворачиваем гайку крепления пальца шарнира наконечника к рычагу поворотного кулака, при необходимости удерживая палец от проворачивания ключом Torx T-30.
Съемником выпрессовываем палец наконечника из проушины поворотного кулака
При отсутствии съемника отворачиваем гайку пальца не полностью.
Вставляем монтажную лопатку между наконечником рулевой тяги и рычагом поворотного кулака.
Отжимая монтажной лопаткой наконечник рулевой тяги вниз, и нанося удары молотком в торец рычага поворотного кулака, выпрессовываем палец из отверстия в рычаге.
Также возможно выпрессовать палец, нанося удары молотком через проставку из мягкого металла по торцу пальца.
При этом следует подпереть поворотный кулак регулируемой опорой «А».
Выводим палец шарового шарнира из отверстия в рычаге
Рукой откручиваем наконечник, считая количество оборотов, на которые он отвернется, при необходимости удерживая рулевую тягу от проворачивания за шестигранник ключом на 13.
Устанавливаем наконечник рулевой тяги в обратной последовательности.
Наворачиваем его на резьбовой конец рулевой тяги на такое же количество оборотов (или до нанесенной метки), на которое он был, навернут до снятия.
Затягиваем контргайку наконечника и гайку крепления пальца шарового шарнира предписанными моментами.
После завершения работ по установке наконечника рулевой тяги необходимо проверить и при необходимости отрегулировать схождение колес на специальном стенде — на станции технического обслуживания.
Для регулировки схождения колеса необходимо ослабить затяжку контргайки наконечника, снять пружинный хомут и вращать рулевую тягу за шестигранник ключом на 13, удерживая наконечник ключом на 19.
Затягиваем контргайку моментом, указанным выше.
Замена чехла рулевого механизма
Если чехол рулевого механизма потерял эластичность, потрескался или порвался, его необходимо заменить.
Снимаем наконечник рулевой тяги, как описано выше
Откручиваем контргайку наконечника рулевой тяги
Пассатижами сжимаем и снимаем пружинный хомут чехла
Перекусываем бокорезами хомут крепления защитного чехла на картере рулевого механизма или разжимаем его отверткой
Снимаем хомут
Снимаем защитный чехол рулевого механизма
Устанавливаем новый чехол в обратной последовательности.
Замена рулевой тяги
Рулевую тягу заменяем при появлении люфта в ее шаровом шарнире.
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник.
Операции показаны на левой рулевой тяге.
Правая рулевая тяга снимается аналогично.
Снимаем наконечник рулевой тяги, как описано выше.
Снимаем защитный чехол.
Трубным ключом №2 выворачиваем корпус шарнира рулевой тяги из рейки, удерживая рейку за первый зуб ключом на 22.
Снимаем рулевую тягу
Новую рулевую тягу устанавливаем в обратной последовательности.
Перед установкой наносим на резьбовую часть шарового шарнира рулевой тяги небольшое количество фиксирующего герметика.
Проверяем и при необходимости регулируем угол схождения колес.
Снятие рулевого механизма
Рулевой механизм снимаем для ремонта или для замены. С помощью груши откачиваем жидкость из бачка гидроусилителя.
Отсоединяем наконечники обеих рулевых тяг от поворотных кулаков.
В салоне автомобиля отсоединяем муфту карданного шарнира промежуточного вала рулевой колонки от вала-шестерни рулевого механизма.
Перед отсоединением трубок гидравлических магистралей от картера рулевого механизма подставляем под картер широкую емкость для сбора жидкости.
Ключом на 17 откручиваем штуцер трубки сливной магистрали
Выводим наконечник трубки из отверстия картера рулевого механизма и вставляем в отверстия трубки и картера заглушки подходящего диаметра.
Также отсоединяем трубку нагнетательной магистрали.
Соединение трубок сливной и нагнетательной магистралей уплотнены резиновыми кольцами.
Заменяем их, если они потеряли упругость, потрескались или деформированы.
С левой стороны головкой на 10 откручиваем болт крепления кронштейна к картеру рулевого механизма
Головкой на 21 откручиваем болт крепления картера рулевого механизма и кронштейна к подрамнику передней подвески
Отсоединив жгуты проводов, снимаем кронштейн.
Откручиваем болт крепления картера рулевого механизма к подрамнику передней подвески с правой стороны.
Подставляем под заднюю часть подрамника регулируемый упор.
Ослабляем затяжку передних болтов крепления подрамника к кузову, приблизительно на четыре оборота.
Откручиваем задние болты крепления подрамника к кузову и снимаем два усилителя подрамника
Опускаем на регулируемом упоре заднюю часть подрамника на 90-100 мм.
Выводим вал-шестерню рулевого механизма из отверстия в щитке передка.
Вынимаем рулевой механизм через арку левого колеса.
Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности.
Перед установкой проверяем, чтобы рейка была установлена в среднее положение.
Затягиваем болты и гайки моментами, указанными в этой статье.