Генератор предназначен вырабатывать электроэнергию во время работы двигателя

На автомобиле установлен трехфазный генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением, диодным выпрямительным блоком и со встроенным регулятором напряжения.

Привод генератора осуществляется поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов от шкива коленчатого вала.

рис. 1. Детали генератора: 1 - кожух, 2 - задняя крышка, 3 - стяжной болт, 4 - разъем, 5 - статор, 6 - передняя крышка, 7 - шкив

Генератор состоит из ротора, статора, выпрямительного блока, щеточного узла с регулятором напряжения и двух крышек.

На вал ротора установлен шкив.

Для охлаждения деталей генератора в его крышках выполнены вентиляционные отверстия, а на роторе со стороны передней крышки выполнена крыльчатка.

В статоре выполнена трехфазная обмотка, соединенная «звездой».

Выводы обмотки припаяны к выпрямительному блоку.

Выпрямительный блок установлен под кожухом генератора вместе со щеточным узлом и регулятором напряжения.

В роторе выполнена обмотка возбуждения, выводы которой припаяны к двум контактным кольцам.

Вал ротора генератора вращается на двух шариковых подшипниках.

Передний подшипник запрессован в переднюю крышку генератора, а задний напрессован на вал ротора и удерживается на задней крышке генератора.

Регулятор напряжения — бесконтактный, электронный, объединен со щеточным узлом в общем неразборном корпусе.

Щетки — угольные, подпружиненные.

Модель генератора, которым укомплектован автомобиль, зависит от типа установленного двигателя.

Для двигателя К4М модель генератора – Valeo TG11C063 8200667607 110A

Для двигателя F4R 2.0 модель генератора - Valeo TG12C092 231007562R 140A

Если на щитке приборов загорелась контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, не спешите сразу снимать генератор для ремонта или замены.

Сначала убедитесь, что неисправность вызвана отказом самого генератора, а не проводов его электрической цепи или ослаблением натяжения ремня привода.

Диагностика неисправностей генератора

Для выполнения работы потребуются мультиметр (в режиме вольтметра с пределом измерений 15—20 В) и технический стетоскоп.

Работу удобно выполнять с помощником.

Подготавливаем автомобиль к техническому обслуживанию и ремонту.

Проверяем состояние ремня привода вспомогательных агрегатов

Износ ремня привода приводит к его проскальзыванию по шкиву и не позволяет генератору развить необходимую мощность.

Косвенно проскальзывание ремня можно определить по тусклому свечению фар в темное время суток и по свистящему звуку в передней части двигателя при резком нажатии на педаль газа.

Запускаем двигатель и наблюдаем за контрольной лампой заряда аккумуляторной батареи на щитке приборов (она должна загореться при включении зажигания и погаснуть после запуска двигателя).

Снятие и ремонт генератора

Если контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи не гаснет после запуска двигателя, проверьте поступление напряжения +12 В на обмотку возбуждения генератора.

Для этого отсоедините колодку провода от вывода 4 (рисунок 1) генератора и мультиметром в режиме вольтметра измерьте на нем напряжение.

Если напряжение не поступает, необходимо проверить цепь питания, блок защиты и коммутации в соответствии со схемой электрооборудования автомобиля.

Прогреваем двигатель до рабочей температуры (не менее 80˚ С).

Включаем, все мощные потребители электроэнергии автомобиля: обогрев заднего стекла, электровентилятор климатической установки дальний свет фар.

Помощник, нажимая педаль газа и контролируя работу двигателя по тахометру, поддерживает частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 3000—3500 мин -1.

При отсутствии помощника можно подсоединить мультиметр к аккумуляторной батарее с помощью двух отрезков проводов.

Длина проводов должна быть достаточной, чтобы можно было прибор расположить в салоне автомобиля.

Мультиметром в режиме вольтметра измеряем напряжение на выводах аккумуляторной батареи.

При исправном генераторе вольтметр должен показать напряжение не ниже 14 В.

Если напряжение меньше, возможно, изношен ремень привода вспомогательных агрегатов, неисправна цепь генератора, неисправен регулятор напряжения, замаслены или изношены щетки в генераторе, либо неисправен сам генератор.

Нарушение в работе генератора может быть вызвано плохим электрическим контактом в соединениях из-за образовавшихся окислов.

Отсоединяем наконечник и колодку провода от генератора (см. ниже) и обрабатываем их средством для очистки и защиты электрических контактов.

Снятие и установка генератора

Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора

Снимаем передний бампер (статья – Снятие и установка бамперов)

Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов и опорный ролик (статья – Проверка и замена ремня вспомогательных агрегатов)

Снятие и ремонт генератора

Головкой на 10 откручиваем гайку крепления держателей трубок кондиционера на брызговике моторного отсека

Снятие и ремонт генератора

Головкой на 10 откручиваем гайку крепления держателей трубок кондиционера на чашке брызговика

Снимаем держатели трубок со шпилек

Снятие и ремонт генератора

Откручиваем два болта крепления радиатора гидроусилителя рулевого управления

Снимаем дефлектор радиатора

Снятие и ремонт генератора

Вынимаем фиксатор верхней опоры кожуха электровентилятора

Снятие и ремонт генератора

Поджимая рукой снизу втулку верхней опоры кожуха вентилятора, отверткой нажимаем на четыре фиксатора втулки

Снятие и ремонт генератора

Вынимаем втулку из отверстия в верхней поперечине рамки радиатора.

Также вынимаем другую втулку верхней опоры кожуха вентилятора.

Приподняв вентилятор, выводим нижние опоры кожуха вентилятора из отверстий в подрамнике и, сдвинув радиатор вперед по ходу автомобиля, располагаем нижние опоры кожуха вентилятора на подрамнике.

Снятие и ремонт генератора

Отсоединив колодку проводов от разъема компрессора кондиционера и отвернув его болты крепления, отводим компрессор в сторону и располагаем его на подрамнике (стрелкой показана нижняя опора кожуха вентилятора).

Снятие и ремонт генератора

Головкой на 10 откручиваем нижний болт крепления генератора

Снятие и ремонт генератора

Вынимаем болт

Снятие и ремонт генератора

Головкой на 13 откручиваем гайку крепления наконечника провода

Снятие и ремонт генератора

Снимаем наконечник провода с вывода генератора

Снятие и ремонт генератора

Отверткой отжимаем фиксатор колодки проводов

Снятие и ремонт генератора

Отсоединяем колодку от разъема генератора

Снятие и ремонт генератора

Головкой на 10 откручиваем верхний болт крепления генератора

Снятие и ремонт генератора

Вынимаем болт

Отжимаем монтажной лопаткой генератор, чтобы отвести резьбовые втулки генератора от кронштейна

Снятие и ремонт генератора

Вынимаем генератор из моторного отсека

Снятие и ремонт генератора

Поддев отверткой сдвигаем кожух генератора с трех шпилек

Снятие и ремонт генератора

Снимаем кожух (стрелками показаны шпильки крепления кожуха)

Снятие и ремонт генератора

Головкой на 7 откручиваем за шестигранник шпильку и два болта крепления щеткодержателя

Снятие и ремонт генератора

Снимаем щеткодержатель с регулятором напряжения в сборе

Снятие и ремонт генератора

Для проверки регулятора напряжения подсоединяем к щеткам лампу (1-3 Вт, 12 В), а к выводам щеткодержателя источник постоянного тока, вначале напряжением 12 В, а затем 15-16 В.

Снятие и ремонт генератора

В первом случае лампа должна гореть, во втором – нет.

Если лампа горит в обоих случаях – в регуляторе пробой, если не горит – обрыв или нарушен контакт между выводами регулятора напряжения и щетками.

В обоих случаях щеткодержатель с регулятором напряжения нужно заменить.

Снятие и ремонт генератора

Для проверки обрыва обмотки ротора подсоединяем щупы цифрового тестера (в режиме омметра) к контактным кольцам

Если тестер покажет бесконечность, значит, в обмотке есть обрыв.

Для проверки короткого замыкания обмотки ротора на массу, подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к контактному кольцу и корпусу генератора.

Тестер должен показать бесконечность, в противном случае обмотка замкнута на массу.

В обоих случаях нужно заменить ротор или генератор.

Осматриваем обмотки статора, на изоляции обмоток не должно быть следов перегрева, который является следствием короткого замыкания в вентилях выпрямительного блока.

Если на обмотках есть следы перегрева, необходимо заменить статор или генератор.

Снятие и ремонт генератора

Для проверки обрыва в обмотках статора подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к выводам обмоток.

Если тестер покажет бесконечность, значит, в обмотке есть обрыв и нужно заменить статор или генератор.

Также проверяем остальные обмотки статора.

Для проверки короткого замыкания обмотки статора на массу подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к выводу обмотки и корпусу генератора.

Тестер должен показать бесконечность, в противном случае обмотка замкнута на массу и, нужно заменить статор или генератор.

Также проверяем остальные обмотки.

Снятие и ремонт генератора

Для проверки диодов выпрямительного блока, плюс цифрового тестера (в режиме проверки диодов) подсоединяем к выводу «В+» генератора, а минус к его корпусу.

Тестер должен показать бесконечность.

В противном случае и в блоке положительных и в блоке отрицательных диодов имеется короткое замыкание.

Снятие и ремонт генератора

Для проверки замыкания в положительных диодах плюс тестера (в режиме проверки диодов) подсоединяем к выводу «В+» генератора, а минус – к выводу одной из фазных обмоток статора.

Тестер должен показать бесконечность.

Если тестер показывает наличие цепи, пробиты один или несколько положительных диодов.

Снятие и ремонт генератора

Для проверки замыкания в отрицательных диодах плюс тестера (в режиме проверки диодов) подсоединяем к выводу одной из фазных обмоток статора, а минус - к корпусу генератора.

Тестер должен показать бесконечность.

Если тестер показывает наличие цепи, пробиты один или несколько отрицательных вентилей.

Снятие и ремонт генератора

Перед установкой щеткодержателя, утапливаем щетки и, сдвинув крышку щеток, фиксируем щетки.

Устанавливаем щеткодержатель на место, закручиваем и затягиваем болты и шпильку крепления щеткодержателя.

Снятие и ремонт генератора

Нажав на крышку, освобождаем щетки, которые под действием пружин выдвинутся к контактным кольцам.

Ставим на место кожух генератора.

Перед установкой генератора сдвигаем резьбовые втулки в сторону кожуха генератора на 2-4 мм.

Снятие и ремонт генератора

Для этого, уперев молоток в проушину генератора, закручиваем во втулку болт крепления генератора до упора в молоток и, вращая головкой на 10 болт, сдвигаем втулку.

Также сдвигаем другую резьбовую втулку.

Устанавливаем генератор в обратной последовательности.

Ремонт генератора

Для ремонта генератора понадобятся ключи на 7, на 10, на 27, ключ TORX T50, тестер, съемник, молоток, отвертки.

Снятие и ремонт генератора

Удерживая вал от проворачивания, отворачиваем гайку крепления шкива.

Снимаем шкив и дистанционное кольцо

Снятие и ремонт генератора

Помечаем маркером взаимное расположение крышек и корпуса статора

Снятие и ремонт генератора

Поддеваем край кожуха шлицевой отверткой

Снятие и ремонт генератора

Снимаем кожух

Снятие и ремонт генератора

Выворачиваем два болта крепления щеткодержателя

Снятие и ремонт генератора

Откручиваем гайку крепления щеткодержателя

Снимаем щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения

Снятие и ремонт генератора

Проверяем выступание щеток.

Снятие и ремонт генератора

Если размер «А» меньше 5 мм, заменяем щеточный узел.

Также проверяем легкость перемещения щеток.

Проверяем сопротивление обмотки ротора.

Показания тестера должны показывать бесконечность, в противном случае в обмотке ротора обрыв и ротор заменяем

Снятие и ремонт генератора

Выкручиваем четыре стяжных болта

Снятие и ремонт генератора

Вставляем отвертку между крышками для их разъединения

Снятие и ремонт генератора

Снимаем крышку со стороны привода вместе с ротором

Снятие и ремонт генератора

Выпрессовываем из переднего подшипника ротор

Снятие и ремонт генератора

Для замены переднего подшипника ротора выкручиваем четыре винта крепления прижимной пластины

Снятие и ремонт генератора

Снимаем пластину

Снятие и ремонт генератора

Выпрессовываем подшипник из крышки

Снятие и ремонт генератора

Запрессовываем оправкой подходящего размера новый подшипник в крышку, прикладывая усилие к наружному кольцу.

Снятие и ремонт генератора

Спрессовываем подшипник с вала ротора с помощью съемника

Снятие и ремонт генератора

Напрессовываем новый подшипник на вал ротора до упора, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника

Снятие и ремонт генератора

Проверяем отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус, подсоединив поочередно к каждому контактному кольцу и к корпусу ротора.

Снятие и ремонт генератора

Тестер должен показывать бесконечность.

Собираем генератор в обратной последовательности.

Крышки ориентируем по установленным меткам.