Поршневой палец установлен с натягом в верхней головке шатуна и свободно вращается в бобышках поршня.

Двигатели оснащены поршнями SMP.

Снимите поршневые кольца, используя специальные щипцы для поршневых колец.

Демонтаж поршневых пальцев: 1 - призма, 2 - оправка

Установите поршень в сборе с шатуном на призму (1) приспособления Mot574-22 (см. рис.1).

Совместите поршневой палец с отверстием для его выхода в призме (1).

С помощью пресса выдавите поршневой палец оправкой (2) приспособления Mot574-22.

После разборки шатунно-поршневой группы необходимо провести ряд измерений для того, чтобы выбраковать изношенные детали.

Места основного износа:

  • - поршневые кольца: стираются при работе, к тому же изнашиваются по ширине в канавке поршня — меняйте кольца комплектом при каждой разборке и сборке.
  • Не меняйте кольца чаще необходимого: этим ускоряется износ цилиндра в блоке;
  • - поршневые канавки под кольца: если ширина канавок больше допустимой, то необходимо заменить и поршни, и кольца;
  • - юбка поршня (часть наружной цилиндрической поверхности поршня, расположенная ниже оси поршневого пальца):
  • - при работе стирается поверхность юбки, расположенная в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца — необходимо заменить поршень;
  • - отверстие поршневого пальца в поршне разбивается по оси поршня: при большом зазоре — замените поршень;
  • - втулка в верхней головке шатуна: при износе — замените втулку;
  • - поршневой палец: изнашивается место контакта с головкой шатуна и место контакта с бобышками поршня. Должен плотно (с натягом) сидеть в верхней головке шатуна.

При износе, при замене поршней, шатунов, верхних втулок шатунов — замените поршневые пальцы;

  • - шатуны при работе испытывают то сжатие, то растяжение, поэтому они, как правило, теряют форму (гнутся, скручиваются), не рихтуйте такие шатуны — меняйте сразу.
  • - редко, но бывает, что шатун рвется или растягивает нижнюю головку (на шатунной шейке коленчатого вала) — поврежденные шатуны меняйте.

Поршневой палец должен соответствовать по диаметру и верхней головке шатуна, и отверстию под палец поршня.

Диаметр поршня должен соответствовать диаметру цилиндра в блоке.

В собранном виде узлы шатун + поршень + поршневые кольца не должны различаться по массе по цилиндрам, допустима разница не более 6 г.

В противном случае двигатель будет недостаточно равномерно работать, что со временем приводит к усталостному разрушению деталей.

Место измерения диаметра поршня

Измерение диаметра поршня нужно делать согласно рисунка 2.

Диаметр поршня измеряется на расстоянии Х = 42,00±0,01 мм от головки поршня.

Полная высота поршня составляет 55 мм.

Размерные группы поршней в таблице 1.

Метка

Диаметр поршня, мм

A

79,475±0,005

B

79,485±0,005

C

79,495±0,005

Поршневой палец запрессовывается в верхнюю головку шатуна и свободно сидит в бобышках поршня.

Размер поршневых пальцев:

  • Длина, мм: - 61,7 – 62,0;
  • Наружный диаметр, мм: - 19,986 – 19,991;
  • Внутренний диаметр, мм: - 11,6 не более.
Расположение поршневых колец: 1 - верхнее компрессионное кольцо, 2 - нижнее компрессионное кольцо, 3 - расширитель маслосъемного кольца, 4 - диски маслосъемного кольца

Расположение поршневых колец показано на рисунке 3.

Размеры поршневых колец приведены в таблице 2.

 

Толщина, мм

Зазор

в замке, мм

Верхнее компрессионное кольцо 1

1,470-1,490

0,15-0,30

Нижнее компрессионное кольцо 2

1,470-1,495

0,40-0,60

Расширитель маслосъемного кольца 3

1,470-1,530

0,20-0,90

Диск маслосъемного кольца 4

0,420-0,449

0,20-0,90

Износ кольца по периметру трудно измерить, поэтому измеряют зазор в замке кольца.

Этот зазор обеспечивает нормальное расширение кольца при его нагреве вместе с двигателем, поэтому он ни в коем случае не равен нулю на холодном двигателе.

При износе кольца по периметру этот зазор увеличивается, что и проверяется измерением.

Проверка зазоров в замке поршневых колец: 1 - поршневое кольцо, 2 - поршень, 3 - набор щупов

Установите поршневое кольцо (1) в цилиндр (см. рис. 4).

Продвиньте поршневое кольцо (1) до середины цилиндра с помощью перевернутого поршня (2).

Измерьте зазор кольца в замке набором щупов (3).

Замените поршневые кольца, если зазоры выходят за пределы допуска, если зазоры остаются за пределами допуска и с новыми кольцами (см. табл. 2) замените блок цилиндров.

Проверка зазора поршневых колец в канавках поршня

Тщательно очистите и кольца и канавки поршней от смол, иначе измерение будет неточным.

Проверка зазора между поршневыми кольцами и канавками поршня: А - неправильно, В - правильно

Плоскими щупами проверьте зазоры между канавками поршня и поршневыми кольцами (см. рис. 5).

Зазор для верхнего компрессионного кольца должен быть в пределах 0,04—0,08 мм.

Зазор для нижнего компрессионного кольца должен быть в пределах 0,025—0,07 мм.

Зазор для маслосъемного кольца должен быть в пределах 0,08—0,22 мм.

При выходе величин зазоров за указанные пределы замените поршневые кольца или поршень с поршневым пальцем и кольцами.