Поршневой палец установлен с натягом в верхней головке шатуна и свободно вращается в бобышках поршня.
Двигатели оснащены поршнями SMP.
Снимите поршневые кольца, используя специальные щипцы для поршневых колец.
Установите поршень в сборе с шатуном на призму (1) приспособления Mot574-22 (см. рис.1).
Совместите поршневой палец с отверстием для его выхода в призме (1).
С помощью пресса выдавите поршневой палец оправкой (2) приспособления Mot574-22.
После разборки шатунно-поршневой группы необходимо провести ряд измерений для того, чтобы выбраковать изношенные детали.
Места основного износа:
- - поршневые кольца: стираются при работе, к тому же изнашиваются по ширине в канавке поршня — меняйте кольца комплектом при каждой разборке и сборке.
- Не меняйте кольца чаще необходимого: этим ускоряется износ цилиндра в блоке;
- - поршневые канавки под кольца: если ширина канавок больше допустимой, то необходимо заменить и поршни, и кольца;
- - юбка поршня (часть наружной цилиндрической поверхности поршня, расположенная ниже оси поршневого пальца):
- - при работе стирается поверхность юбки, расположенная в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца — необходимо заменить поршень;
- - отверстие поршневого пальца в поршне разбивается по оси поршня: при большом зазоре — замените поршень;
- - втулка в верхней головке шатуна: при износе — замените втулку;
- - поршневой палец: изнашивается место контакта с головкой шатуна и место контакта с бобышками поршня. Должен плотно (с натягом) сидеть в верхней головке шатуна.
При износе, при замене поршней, шатунов, верхних втулок шатунов — замените поршневые пальцы;
- - шатуны при работе испытывают то сжатие, то растяжение, поэтому они, как правило, теряют форму (гнутся, скручиваются), не рихтуйте такие шатуны — меняйте сразу.
- - редко, но бывает, что шатун рвется или растягивает нижнюю головку (на шатунной шейке коленчатого вала) — поврежденные шатуны меняйте.
Поршневой палец должен соответствовать по диаметру и верхней головке шатуна, и отверстию под палец поршня.
Диаметр поршня должен соответствовать диаметру цилиндра в блоке.
В собранном виде узлы шатун + поршень + поршневые кольца не должны различаться по массе по цилиндрам, допустима разница не более 6 г.
В противном случае двигатель будет недостаточно равномерно работать, что со временем приводит к усталостному разрушению деталей.
Измерение диаметра поршня нужно делать согласно рисунка 2.
Диаметр поршня измеряется на расстоянии Х = 42,00±0,01 мм от головки поршня.
Полная высота поршня составляет 55 мм.
Размерные группы поршней в таблице 1.
Метка |
Диаметр поршня, мм |
---|---|
A |
79,475±0,005 |
B |
79,485±0,005 |
C |
79,495±0,005 |
Поршневой палец запрессовывается в верхнюю головку шатуна и свободно сидит в бобышках поршня.
Размер поршневых пальцев:
- Длина, мм: - 61,7 – 62,0;
- Наружный диаметр, мм: - 19,986 – 19,991;
- Внутренний диаметр, мм: - 11,6 не более.
Расположение поршневых колец показано на рисунке 3.
Размеры поршневых колец приведены в таблице 2.
|
Толщина, мм |
Зазор в замке, мм |
---|---|---|
Верхнее компрессионное кольцо 1 |
1,470-1,490 |
0,15-0,30 |
Нижнее компрессионное кольцо 2 |
1,470-1,495 |
0,40-0,60 |
Расширитель маслосъемного кольца 3 |
1,470-1,530 |
0,20-0,90 |
Диск маслосъемного кольца 4 |
0,420-0,449 |
0,20-0,90 |
Износ кольца по периметру трудно измерить, поэтому измеряют зазор в замке кольца.
Этот зазор обеспечивает нормальное расширение кольца при его нагреве вместе с двигателем, поэтому он ни в коем случае не равен нулю на холодном двигателе.
При износе кольца по периметру этот зазор увеличивается, что и проверяется измерением.
Установите поршневое кольцо (1) в цилиндр (см. рис. 4).
Продвиньте поршневое кольцо (1) до середины цилиндра с помощью перевернутого поршня (2).
Измерьте зазор кольца в замке набором щупов (3).
Замените поршневые кольца, если зазоры выходят за пределы допуска, если зазоры остаются за пределами допуска и с новыми кольцами (см. табл. 2) замените блок цилиндров.
Проверка зазора поршневых колец в канавках поршня
Тщательно очистите и кольца и канавки поршней от смол, иначе измерение будет неточным.
Плоскими щупами проверьте зазоры между канавками поршня и поршневыми кольцами (см. рис. 5).
Зазор для верхнего компрессионного кольца должен быть в пределах 0,04—0,08 мм.
Зазор для нижнего компрессионного кольца должен быть в пределах 0,025—0,07 мм.
Зазор для маслосъемного кольца должен быть в пределах 0,08—0,22 мм.
При выходе величин зазоров за указанные пределы замените поршневые кольца или поршень с поршневым пальцем и кольцами.