В статье рассмотрим операции по разборке и ремонту головки блока цилиндров двигателя
Разборка головки цилиндров
Промываем головку цилиндров и устанавливаем на верстак или приспособление для разборки
Извлекаем из головки цилиндров толкатели клапанов и маркируем их положение относительно головки цилиндров
С помощью приспособления сжимаем пружины клапанов и вынимаем пинцетом сухари
Выпрессовываем маслоотражательные колпачки с помощью специальных клещей или инерционного съемника
Проверяем высоту головки цилиндров
Высота H, (рисунок) головки цилиндров должна быть 125 мм
С помощью поверочной линейки и набора щупов проверяем плоскостность поверхности головки цилиндров, сопрягаемую с блоком цилиндров
Максимально допустимая неплоскостность сопрягаемой поверхности головки цилиндров 0,1 мм
Проверяем диаметр опор под распределительные валы, для этого:
Устанавливаем на головку цилиндров центрирующие втулки, крышки подшипников распределительных валов
Затягиваем болты крепления крышек моментом 9,0-11,0 Нм (0,9-1,1 кгсм)
Нутромером НИ 18-50-1 замеряем отверстия для каждой крышки
Диаметр отверстий для первой крышки 1 (рисунок), должен быть 28,000-28,021 мм, для отверстий 2 остальных крышек 25,000-25,021 мм
После этого откручиваем болты крепления и снимаем крышки подшипников распределительных валов и центрующие втулки
Проверяем диаметр отверстий направляющих втулок клапанов
Максимально допустимый диаметр не должен быть больше 5,03 мм
Проверяем диаметр гнезд под толкатели в головки цилиндров
Диаметр гнезд должен быть 30,000-30,021 мм
Проверяем наружный диаметр толкателей клапанов
Диаметр толкателей должен быть в пределах 29,977-29,987 мм
На поверхности толкателей не должно быть следов износа и трещин покрытия
Проверяем клапана
Не допускается односторонний износ стержня клапана по рабочей поверхности
Визуально определяем износ и состояние тарелок клапанов. Не допускаются сколы, трещины и односторонний износ
Определяем износ торца стержня клапана, при необходимости можно прошлифовать торец
Допустимые размеры клапанов по рисунку и согласно таблице
Допустимые размеры клапанов
Впускной клапан:
Диаметр тарелки клапана D, мм 31,6±0,15
Диаметр стержня клапана d, мм 4,965 - 4,980
Длина клапана L, мм 101,48
Высота цилиндрической части тарелки клапана t, мм 1,00
Выпускной клапан:
Диаметр тарелки клапана D, мм 25,3±0,15
Диаметр стержня клапана d, мм 4,955 - 4,970
Длина клапана L, мм 102,24
Высота цилиндрической части тарелки клапана t, мм 1,00
Проверяем пружины клапанов
Длина пружины в свободном состоянии - 42,26 мм
Длина пружины под нагрузкой 145±9 Н (14,5±0,9 кгс) – 34,4 мм
Отклонение «t» (рисунок), пружины от перпендикулярности не должно быть более 1,6 мм
Проверяем седла клапанов и притираем клапана
После этого промываем и продуваем все отверстия и детали ГБЦ
Собираем головку цилиндров
Устанавливаем в головку цилиндров впускные и выпускные клапаны
Для этого устанавливаем головку цилиндров на приспособление 67.7823-9567 для рассухаривания и засухаривания клапанов
Смазываем моторным маслом стержни клапанов
Запрессовываем с помощью оправки 67.7853-9732 маслоотражательные колпачки до упора в опорную поверхность головки цилиндров
Устанавливаем в головку цилиндров опорные шайбы пружин
Устанавливаем пружины клапанов и тарелки пружин
Смазываем моторным маслом наружные поверхности толкателей и устанавливаем толкатели в головку цилиндров согласно маркировке
С помощью шпильковерта закручиваем в головку цилиндров новые шпильки крепления выпускного коллектора, короткой частью в тело головки
Снимаем головку цилиндров с приспособления
Установка головки блока цилиндров
Запрессовываем в блок цилиндров две центрирующие втулки головки цилиндров (если они не установлены).
Выступание втулки над привалочной плоскостью блока цилиндров 6-8 мм
Наносим на поверхность блока цилиндров со стороны привода ГРМ две точки герметика, как показано на рисунке
Устанавливаем на блок цилиндров новую прокладку головки цилиндров и наносим на прокладку со стороны привода ГРМ две точки герметика, как показано на рисунке
Применяем герметик силиконовый TB1217L, норма расхода – 1 грамм
Закручиваем в коленчатый вал болт крепления шкива коленчатого вала и устанавливаем поршни в середине хода
Устанавливаем на блок цилиндров головку цилиндров, шайбы болтов крепления головки цилиндров, новые болты крепления.
Закручиваем и затягиваем болты крепления головки цилиндров
Затяжку болтов крепления головки цилиндров выполнять в порядке, указанном на рисунке в следующей последовательности (головка сменная 11, вороток, удлинитель, ключ моментный, головка измерения угла поворота):
- - затянуть болты моментом затяжки 35,0…44,0 Нм (3,5…4,4 кгс.м);
- - довернуть болты на угол 60º…65º.
- - отвернуть все болты;
- - затянуть болты моментом затяжки 35,0…44,0 Нм (3,5…4,4 кгс.м);
- - довернуть болты на угол 75º…80º.