Система охлаждения двигателя закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса

Температуру охлаждающей жидкости в системе контролируют по дистанционному термометру, датчик которого установлен в головке цилиндров.

Кроме того, в крышке корпуса термостата установлен датчик светового сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости.

рис. 1. Схема системы охлаждения двигателя: 1 - насос, 2 - термостат, 3 - ремень привода насоса, 4 - вентилятор, 5 - рубашка охлаждения головки цилиндров, 6 - рубашка охлаждения блока цилиндров, 7 - гильза блока цилиндров, 8 - краны сливные, 9 - патрубок, 10 - пробка заливной горловины, 11 - сигнализатор аварийной температуры, 12 - указатель температуры, 13 - радиатор, 14 - фильтр масляный, 15 - жидкостно-масляный теплообменник, 16 - пробка сливная, 17 - патрубок отводящий, 18 - патрубок подводящий, 19 - датчик температуры охлаждающей жидкости, 20 - электронный блок системы CRS, 21 - диагностическая лампа системы CRS

Внимание! Запрещается эксплуатация дизеля при загорании светового сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах от 85 до 95° С.

Для ускорения прогрева дизеля после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служит термостат с температурой начала открытия основного клапана 87±2 °С.

рис. 2. Система охлаждения: 1 - пробка наливной горловины, 2 - бачок расширительный, 3 - пробка радиатора верхняя, 4 - радиатор, 5 - кронштейн крепления трубы, 6 - трубка радиатора подводящая; 7, 16 - патрубок, 8 - кожух вентилятора, 9 - шкив вентилятора, 10 - корпус привода вентилятора, 11 - рамка крепления кожуха вентилятора, 12 - ремень, 13 - вентилятор, 14 - ролик натяжной, 15 - кронштейн промежуточной опоры, 17 - трубка отводная, 18 - ремень, 19 - корпус термостата, 20 - шкив водного насоса, 21 - ремень, 22 - шкив коленчатого вала

Термостат с твердым наполнителем предназначен для ускорения прогрева двигателя после пуска автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температуры окружающего воздуха.

Расширительный бачок предназначен для компенсации изменения объёма охлаждающей жидкости при нагревании и для удаления воздуха.

Жидкостной насос и генератор имеют привод от шкива коленчатого вала двигателя при помощи двух ремней.

Вентилятор системы охлаждения двигателя приводится от шкива коленчатого вала через шкив промежуточной опоры.

Внимание! Во избежание образования накипи и повреждения двигателя не допускается применять воду в системе охлаждения.

При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости допускается кратковременное использование воды до устранения неисправностей.

Техническое обслуживание системы охлаждения

При обслуживании системы охлаждения ежедневно проверяется уровень жидкости в расширительном бачке и контролируется герметичность соединений.

Не допускается эксплуатация автобуса с пустым расширительным бачком. Уровень жидкости должен находиться выше метки "MIN" на корпусе бачка.

В качестве охлаждающей жидкости в системе следует применять низкозамерзающую жидкость.

Во избежание образования накипи не допускается применять воду в системе охлаждения.

При появлении подтекания охлаждающей жидкости, допускается кратковременное использование воды до устранения неисправности.

Следует контролировать плотность низкозамерзающей жидкости перед началом холодного периода года, также после каждого ремонта системы охлаждения, связанного с утечкой охлаждающей жидкости.

Внешние признаки (цвет, запах и т.п.) не позволяют правильно определить качество охлаждающей жидкости.

Один раз в год осенью, при выполнении техобслуживания охлаждающую жидкость следует заменять.

Перед заменой жидкости нужно убедиться в герметичности системы.

Внимание! Применение охлаждающей жидкости недостаточной плотности может стать причиной разрушения двигателя.

Следите за температурой охлаждающей жидкости. Нормальная рабочая температура должна быть 85-95°С

При повышении температуры выше рабочей проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, при необходимости, в радиаторе, проверьте герметичность радиатора и трубопроводов, проверьте натяжение ремней вентилятора и их состояние.

При необходимости, но не реже чем через каждые 120 тыс. км пробега автобуса, промойте систему охлаждения от загрязнений.

Для промывки используйте раствор из 50-60 г кальцинированной соды на 1 л воды.

Промывку системы производите в следующем порядке:

  • - залейте в радиатор 2 л керосина и заполните систему приготовленным раствором;
  • - запустите дизель и проработайте 8-10 ч или 350-400 км пробега, после чего слейте раствор и промойте систему охлаждения чистой водой.

Натяжение ремня вентилятора между шкивом коленчатого вала и промежуточной опорой выполняется поворотом эксцентриковой оси промежуточной опоры после ослабления гаек её крепления.

Натяжение ремня между шкивами вентилятора и промежуточной опоры выполняется натяжным роликом.

Натяжение ремней привода генератора и водяного насоса производится поворотом корпуса генератора.

Натяжения ремня привода компрессора на дизеле Д-245.9ЕЗ производится роликом через механизм натяжения.

Перед натяжением следует ослабить стопорный болт оси натяжного ролика и стопорную гайку регулировочного винта.

Затем вращением гайки на регулировочном винте перемещать винт вместе с натяжным роликом.

Контроль натяжения осуществляют пружинным динамометром по величине прогиба ремня или с помощью устройства КИ-8920.

Прогиб ремня под нагрузкой 4±0,2 кгс должен составлять:

  • - на участке между шкивами коленчатого вала и промежуточной опоры – 14-20 мм;
  • - на участке между шкивами промежуточной опоры и вала вентилятора – 13-18 мм.
  • - на участке между шкивами коленчатого вала и генератора — 15-22 мм;
  • - на участке между шкивами генератора и водяного насоса – 7-12 мм.
  • - на участке между шкивами коленчатого вала и компрессора – 15-22 мм;

При износе или повреждении одного из ремней замену производите комплектно (обоих ремней).

Смазка "Литол-24" закладывается в подшипниковую полость водяного насоса при сборке и заменяется только после ремонта (разборки) узла.

Подшипники водяного насоса, вала вентилятора и промежуточной опоры вентилятора не нуждаются в смазке в течение всего периода эксплуатации.