После снятия двигателя с автомобиля, устанавливаем его на стенд.

Ремонт двигателя

Накидным ключом или головкой на 17 отворачиваем гайку крепления опоры силового агрегата к кронштейну.

Ремонт двигателя

Снимаем опору

Ремонт двигателя

Ключом на 13 отворачиваем болт крепления щитка стартера к кронштейну

Отворачиваем четыре гайки крепления кронштейна к блоку цилиндров.

Ремонт двигателя

Снимаем кронштейн со шпилек блока цилиндров.

Ремонт двигателя

Отворачиваем четыре гайки и снимаем кронштейн левой опоры двигателя.

Ремонт двигателя

Отвернув ключом на 13 две гайки крепления щитка стартера к выпускному коллектору, и снимаем щиток

Снимаем модуль зажигания; датчик детонации; генератор;

  • - кронштейн генератора; кронштейн масляного фильтра; маслоотделитель системы вентиляции картера;
  • - масляный насос; насос охлаждающей жидкости; маховик и крышку картера сцепления;
  • - головку блока цилиндров в сборе с ресивером, впускной трубой и выпускным коллектором;
  • - цепь привода ГРМ, башмак натяжителя цепи, звездочку коленчатого вала; валик привода масляного насоса.

Ремонт двигателя

Головкой на 10 отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала к блоку цилиндров

Ремонт двигателя

Поддеваем отверткой приливы держателя и снимаем его в сборе с сальником.

Ремонт двигателя

Вынимаем из крышки сальника два болта с квадратными головками.

Снимаем прокладку.

Ремонт двигателя

Ключом на 10 отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя и снимаем кронштейн

Ремонт двигателя

Головкой на 14 отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна

Ремонт двигателя

Стучим пластмассовым молоточком по поверхностям крышки шатуна

Ремонт двигателя

Снимаем крышку шатуна

Ремонт двигателя

Вынимаем нижний вкладыш шатуна

Ремонт двигателя

Опираясь на торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шейки коленчатого вала

Ремонт двигателя

Деревянной рукояткой молотка упираемся в нижнюю головку шатуна и проталкиваем поршень в цилиндр

Ремонт двигателя

Вынимаем поршень с шатуном из цилиндра. Также вынимаем поршни из других цилиндров.

Ремонт двигателя

Разжимаем замок верхнего компрессионного кольца

Ремонт двигателя

Снимаем верхнее компрессионное кольцо.

Ремонт двигателя

Также снимаем нижнее компрессионное кольцо

Ремонт двигателя

Вынимаем два диска маслосъемного кольца.

Ремонт двигателя

Снимаем расширитель маслосъемного кольца

Ремонт двигателя 

Для снятия поршня с шатуна поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца

Ремонт двигателя

Извлекаем кольцо из канавки бобышки поршня. Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо

Ремонт двигателя

Сдвинув поршневой палец, извлекаем его из отверстий в поршне и в головке шатуна

Ремонт двигателя

Снимаем поршень с шатуна

Если детали будут повторно использованы, то нужно их пометить.

Ремонт двигателя

Головкой на 17 отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.

Ремонт двигателя

Снимаем крышку коренного подшипника

Ремонт двигателя

Вынимаем из крышки вкладыши коренного подшипника.

Также снимаем остальные крышки коренных подшипников

Ремонт двигателя

Извлекаем коленчатый вал из блока.

Ремонт двигателя

Вынимаем из проточек задней опоры блока цилиндров полукольца.

Ремонт двигателя

Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

Проверка деталей двигателя

После того как разобрали двигатель нужно тщательно отмыть все детали бензином и удалить нагар.

Ремонт двигателя

Измеряем нутромером диаметр цилиндров в четырех поясах (на расстоянии 8, 15, 50, 90 мм от верхней плоскости блока) и двух направлениях (параллельном и перпендикулярном оси коленчатого вала).

Если износ превышает 0,15 мм, необходимо блок расточить до ремонтного размера на 0,4 или 0,8 мм.

Ремонт двигателя

Чтобы определить износ юбки поршня, микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

Ремонт двигателя

Измеряем микрометром диаметры шатунных шеек коленчатого вала

Ремонт двигателя

Измеряем диаметры коренных шеек коленчатого вала

Шейки коленчатого вала шлифуют до ближайшего ремонтного размера, если их овальность больше 0,03 мм, а также, если на шейках присутствуют задиры и риски.

Ремонт двигателя

После шлифовки нужно удалить заглушки с масляных каналов и удалить остатки абразива и отложений.

Устанавливаем новые заглушки

Сборка двигателя

Собираем двигатель в обратной последовательности. Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала по размерам.

Ремонт двигателя

В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками, а в третью опору вкладыши без проточки на внутренней поверхности.

Наносим на рабочие поверхности вкладышей коренных подшипников тонкий слой моторного масла и укладываем вал.

Ремонт двигателя

Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминевое полукольцо, а с задней стороны металлокерамическое (желтого цвета).

Ремонт двигателя

Рабочие поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

Ремонт двигателя

Устанавливаем крышки коренных подшипников с вкладышами в соответствии с метками, нанесенными на наружной поверхности крышек (счет ведется со стороны привода распределительного вала).

Замки вкладышей должны находиться с одной стороны.

Ремонт двигателя

Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников с моментом 68,31-84,38 Нм (6,97-8,61 кгсм).

Поршни к цилиндрам подбираются по классам. Класс диаметра цилиндра, обозначенный буквами, клеймится на нижней плоскости блока.

Ремонт двигателя

Классы диаметров юбки поршня и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище.

Ремонт двигателя

Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода ГРМ.

Ремонт двигателя

Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.

Смазываем моторным маслом канавки на поршнях. Устанавливаем на поршни кольца

Перед сборкой шатунно-поршневой группы необходимо подобрать пальцы к поршням и шатунам.

У новых деталей класс отверстий под палец в шатуне и поршне должен соответствовать классу пальца.

У деталей, бывших в эксплуатации, для правильного сопряжения необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.

Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня.

Если на кольце около замка нанесена метка ВЕРХ или ТОР, то кольцо устанавливаем меткой вверх. Кольца должны проворачиваться в канавках свободно, без заеданий.

Располагаем кольца следующим образом:

  • - замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого кольца;
  • - замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;
  • - замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).

Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

Ремонт двигателя

Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой вниз.

Ремонт двигателя

Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку и стягиваем оправку, сжимаем кольца.

Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр, ориентируя поршень стрелкой на его днище в сторону привода ГРМ.

Ремонт двигателя

Рукояткой молотка проталкиваем поршень в цилиндр.

Сняв оправку, досылаем рукояткой молотка поршень в цилиндр.

Смотрим с другой стороны блока посадку нижней головки шатуна с вкладышем на шейку коленчатого вала.

Ремонт двигателя

Когда устанавливаем крышки шатуна, номера на шатуне и крышке должны совпадать и располагаться с одной стороны шатуна

Гайки крепления шатуна затягиваем моментом - 43,32–53,51 Нм (4,42–5,4 кгс.м)

Обкатка двигателя после ремонта

Отремонтированный двигатель подвергается стендовым испытаниям (обкатке) без нагрузки по следующему циклу:

  • 750—800 мин¹ - 2 мин.
  • 1000 мин¹ - 3 мин.
  • 1500 мин¹ - 4 мин.
  • 2000 мин¹ - 5 мин.

Установив на стенде и запустив двигатель, проверьте следующее:

  • - нет ли течи охлаждающей жидкости или топлива между сопрягаемыми деталями, из соединений трубопроводов и через прокладки;
  • - давление масла и нет ли подтекания масла через прокладки;
  • - частоту вращения на холостом ходу;
  • - нет ли посторонних стуков.

Если обнаружатся посторонние стуки или неисправности, остановите двигатель, устраните их, а затем продолжите испытания.

При подтекании масла через прокладку между крышкой и головкой цилиндров или через прокладки между масляным картером двигателя, блоком цилиндров и крышками подтяните болты крепления рекомендуемым моментом.

Если течь масла не прекращается, проверьте, правильно ли установлены прокладки и при необходимости замените их.

Так как после ремонта двигатель еще не приработался, и трение рабочих поверхностей новых деталей оказывает значительное сопротивление вращению, необходим определенный период приработки.

Указанное в особенности относится к тем двигателям, на которых были заменены поршни, вкладыши шатунных и коренных подшипников, перешлифованы шейки коленчатого вала, а также отхонингованы цилиндры.

Поэтому во время обкатки отремонтированного двигателя не подвергайте его максимальным нагрузкам.

Обкатка двигателя должна продолжаться на автомобиле с соблюдением тех скоростей движения, которые рекомендуются для периода обкатки автомобиля.