Снятие и разборка головки блока цилиндров двигателя рассмотрено в соответствующих статьях.

После того как разобрали головку цилиндров нужно промыть все детали головки, очистить их от нагара.

Подготавливаем детали к осмотру.

Проверяем посадочную поверхность головки и высоту головки блока цилиндров.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя К4М

Высота h головки блока должна составлять 137 мм (рисунок 1).

рис. 2. Проверка неплоскостности головки цилиндров

Линейкой и щупом проверяем неплоскостность посадочных поверхностей головки блока цилиндров (рисунок 2).

Допускается максимальная неплоскостность 0,05 мм. Шлифовка поверхностей не допускается.

рис. 3. Приспособление для проверки герметичности головки блока цилиндров

Проверяем головку блока цилиндров (отсутствие трещин и сквозной коррозии) с помощью соответствующего приспособления (рисунок 3).

Проверяем длину болтов крепления головки. Длина болтов без учета головки должна быть не больше 117,7 мм.

Если устанавливаем новые болты то перед их установкой их смазывать не нужно, бывшие в употреблении болты нужно смазать моторным маслом.

Последующая подтяжка болтов крепления головки блока цилиндров не требуется и не допускается, в противном случае резко возрастает вероятность разрушения болтов при откручивании.

Перед затяжкой болтов удалите грязь и масло, которое осталось в резьбовых отверстиях блока цилиндров.

рис. 4. Замер толщины прокладки головки цилиндров

Замеряем толщину прокладки (рисунок 4). Толщина замеряется в месте указанном стрелкой на рисунке 4.

Толщина новой прокладки должна быть 0,96±0,06 мм; толщина обжатой прокладки должна быть 0,90±0,02 мм.

рис. 5. 1 - роликовый рычаг клапана, 2 - гидротолкатель

Осматриваем гидравлические толкатели и коромысла.

Измеряем клапаны в соответствии с рисунком 6.

Размеры клапанов должны соответствовать данным в таблице.

рис. 6. Измерение клапанов

Основные размеры клапанов

Наименование Размер мм.

Диаметр стержня D1:

  • Впускные клапана 5,470-5,485*
  • Выпускные клапана 5,456-5,471*

Диаметр головки D2:

  • Впускные клапана 32,70±0,12
  • Выпускные клапана 27,96±0,12

Длина клапана L:

  • Впускные клапана 109,32
  • Выпускные клапана 107,64

Угол рабочей фаски А:

  • Впускные клапаны 45˚ 45′
  • Выпускные клапаны 45˚

Минимальная толщина цилиндрического пояска тарелки клапана T:

  • Впускные клапана 1,15
  • Выпускные клапана 1,27

Ход клапанов:

  • Впускные клапана 9,221
  • Выпускные клапана 8,075

* диаметр D1 стержня клапана измеряется на расстоянии X1

  • Впускные клапана X1 = 75,14±0,35 мм;
  • выпускные клапана X1 = 77,5±0,35 мм;

Направляющие втулки клапанов

рис. 7. Положение направляющей втулки клапанов: А - впускного, В - выпускного

Наклон направляющей втулки впускного клапана составляет 63˚30′ (рисунок 7).

Наклон направляющей втулки выпускного клапана составляет 66°.

Высота выступающей части направляющей втулки клапана Н составляет для впускных и выпускных клапанов 11±0,15 мм.

Маслосъемные колпачки

Снятие маслосъемных колпачков производится с помощью приспособления Mot1335.

Установка маслосъемных колпачков производится приспособлением Mot1511.

Перед установкой маслосъемные колпачки нельзя смазывать.

Устанавливайте маслосъемные колпачки согласно указаниям на рисунке 8.

рис. 8. Замена маслосъемного колпачка: A - установка технологического наконечника, B - установка маслосъемного колпачка, C - удаление технологического наконечника, D - запрессовка маслосъемного колпачка на место, E - рабочее положение
  • - Вставьте клапан в головку блока цилиндров.
  • - Наденьте наконечник приспособления Mot1511 на стержень клапана (внутренний диаметр наконечника должен быть равен диаметру стержня) (см. рис. 8).
  • - Прижмите клапан к седлу.
  • - Установите несмазанный маслосъемный колпачок на наконечник.
  • - Продвиньте маслосъемный колпачок, протолкнув его через наконечник.
  • - Снимите наконечник.
  • - Установите оправку на маслосъемный колпачок. Внутренний диаметр оправки должен совпадать с диаметром стержня клапана.

Кроме того, нижняя часть оправки должна частично упираться в маслосъемный колпачок, по поверхности которая служит опорой шайбе пружины клапана.

  • - Аккуратно напрессуйте маслосъемный колпачок, постучав ладонью по верхней части оправки, пока маслосъемный колпачок не соприкоснется с головкой блока цилиндров (см. Е, рис. 8).
  • - Повторите указанные выше операции для всех клапанов.

Проверка пружин клапанов

Дефекты пружин показаны на рисунке 9.

рис. 9. Виды износа пружины клапана: А - нормальная пружина, В, С - деформация оси пружины, Д - потеря формы пружины

При деформациях B и C эксплуатация пружины допустима, если отклонение от вертикали не более 1,2 мм, при потере формы (D) — пружина подлежит замене.

Даже при сохранении формы пружины необходимо проверить ее механические свойства (высота под определенной нагрузкой).

Только после такой проверки определяется годность пружины к дальнейшей работе (смотрим таблицу).

Параметры пружин клапанов

Параметр - мм

Высота в свободном состоянии 41,30

Высота пружины в рабочем состоянии 23,20

Внутренний диаметр 18,80±0,20

Наружный диаметр 27±0,2

Сечение проволоки - Овальное

Высота / под нагрузкой

34,50/180-200

24,50/563-617

При наличии новой пружины можно сравнить ее характеристики с характеристиками старых пружин.

Установите одну за другой новую и старую пружины через шайбы на длинный болт.

Затяните гайку болта так, чтобы высота новой пружины уменьшилась на 10 мм.

Измерьте высоту старой пружины.

Если высота старой пружины уменьшилась от 9 до 11 мм (±10%) — она еще послужит, если больше — замените старую пружину.

Проверка зазора клапана в направляющей втулке

Проверку зазора между стержнем и направляющей втулкой клапана можно производить двумя способами.

Первый способ

рис. 10. Проверка зазора штока клапана в направляющей втулке

Приподнимите головку клапана на 25 мм, затем измерьте индикатором перемещение клапана по направлению стрелок (см. рис.10) под углом 90˚ к оси распределительного вала.

Половина полученной величины даст значение зазора между стержнем и направляющей втулкой клапана.

Второй способ

Измерьте диаметр стержня клапана и внутренний диаметр направляющей втулки (см. рис. 11).

рис. 11. Проверка зазора между стержнем и направляющей втулкой клапана

Номинальный зазор, мм:

  • - впускные клапаны 0,015—0,048;
  • - выпускные клапаны 0,029—0,062.

Проверка распределительных валов

рис. 12. Измерение высоты кулачков распределительного вала

Высота кулачков Н (см. рис. 12) распределительных валов должна соответствовать данным таблицы.

Размеры распредвалов

Параметры мм

Осевой зазор распредвалов:

  • впускных и выпускных клапанов 0,080-0,178
  • Диаметральный зазор в опорах 0,040-0,082
  • Количество опор 6

Диаметр шеек распредвала (см. рисунок 14):

  • - шейки № 1; 24,979-25,000
  • - шейки № 2, 3, 4, 5; 24,979-25,000
  • - шейка № 6 27,979-28,061

Высота кулачков Н (рис. 12):

  • - впускных клапанов 40,661±0,030
  • - выпускных клапанов 40,038±0,030

В противном случае — замените распределительный вал или проведите восстановительный ремонт.

Основные размеры распределительных валов приведены в таблице.

  • - Проверьте зазор шеек распределительных валов в опорах головки блока, для этого;
  • - Установите на место крышку головки блока, затяните болты ее крепления штатным моментом затяжки.
рис. 13. Измерение диаметра отверстий опор распределительных валов
  • - Нутромером измерьте диаметры всех отверстий в опорах распределительного вала (см. рис. 13), результаты измерений запишите.

Примечание. Измерения нужно производить в вертикальной плоскости максимального износа.

рис. 14. Измерение диаметра опорных шеек распределительного вала
  • - Микрометром измерьте диаметры опорных шеек распределительного вала (см. рис. 14).

Измерения нужно проводить на каждой шейке в двух перпендикулярных плоскостях. За базовое берите наименьшее значение на шейке.

  • - Сравните результаты измерений с предельно допустимыми значениями.

Затем рассчитайте зазоры по всем шейкам и сравните полученные величины с предельно допустимыми значениями.

По результатам:

  • - замените распределительный вал, головку блока, или то и другое.

Примечание. При износе распределительного вала и головки блока возможен восстановительный ремонт (напыление с последующей обработкой).

Часто цена такого ремонта бывает значительно дешевле покупки новых деталей.

  • - Если предыдущие проверки не показали необходимости замены деталей, то проверьте осевой зазор распределительных валов, как описано ниже, при необходимости замените изношенные детали.

Если детали — новые, все равно проведите проверку, она не трудна, но важна для уверенности в результатах проводимого ремонта.

  • - Установите распределительные валы, обеспечив правильность их положения.
  • - Установите крышку головки блока цилиндров.
рис. 15. Порядок затяжки болтов крепления крышки головки цилиндров двигателя К4М: 1-24 - болты крепления крышки головки цилиндров
  • - Затяните в порядке, указанном на рис. 15, требуемым моментом:
  • - болты крепления головки блока цилиндров 13, 20, 22, 23, Нм 8;
  • - болты крепления крышки головки блока с 1 по 12, с 14 по 19 и с 21 по 24,  Нм 12.
  • - Ослабьте затяжку болтов крышки головки 13, 20, 22, 23.
  • - Затяните в указанном порядке болты крепления крышки головки цилиндров 13, 20, 22, 23 моментом 12 Нм.
рис. 16. Установка приспособления Mot588 на головке блока цилиндров

Закрепите магнитную стойку приспособления для проверки осевого зазора Mot588 на головке блока цилиндров, используя для этого крепежную планку (3) приспособления Mot588, притяните ее болтами (1) крепления маслоотделителя и распорными втулками (2), имеющими следующие размеры (см. рис. 16):

  • - наружный диаметр, мм  - 18;
  • - диаметр отверстия под болт, мм  - 9;
  • - высота, мм - 15.
  • - Проверьте осевой зазор распределительного вала, который должен находиться в пределах 0,080—0,178 мм.
  • - Снимите крышку головки блока цилиндров и распределительные валы.