Перед сборкой проверьте состояние деталей коробки передач.
На деталях картера не допускается наличие трещин любой формы и длины
Гнезда подшипников, отверстия под штоки переключения передач и сталебаббитовая втулка удлинителя заднего картера должны быть гладкими, без забоин, следов задиров и заметного износа.
При сборке руководствуемся статьей по разборке коробки передач (статья – Разборка коробки передач автомобиля Газель Некст), так как нужно собирать коробку в обратной последовательности
Подшипники должны входить в гнезда плотно, от усилия руки или при легком постукивании через проставку.
Прокладки картера должны быть целыми, без разрывов, расслоений и надломов.
Валы, оси и штоки проверяем на отсутствие трещин, заметных следов изнашивания, задиров и наволакивания металла.
Это относится и к шлицевым частям валов, ответные детали должны двигаться на валах легко, без ощутимых люфтов и заеданий.
Незначительные следы задиров, а также возможной коррозии (на шлицах) устраните бархатным напильником, очень мелкой шкуркой, а шейки валов отполируйте тонкой пастой ГОИ или алмазной пастой.
На зубьях шестерен и муфт синхронизаторов не допускаются сколы, следы заедания и выкрашивания, на конусах синхронизаторов также не должно быть следов заедания, сильного износа и наволакивания бронзы на сталь.
Шариковые и роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии.
Их вращение должно быть легким, без заеданий, щелчков, люфта и вибраций.
На дорожках качения, шариках и роликах (иглах) не допускаются усталостное выкрашивание (питтинг), заметный износ и сколы.
Сепараторы шарикоподшипников не должны касаться колец, иметь трещины и разрывы.
Вообще, после пробега около 100 тыс. км шариковые подшипники лучше заменить, независимо от их состояния.
Манжеты скользящей вилки карданного вала и манжету первичного вала также заменяем независимо от их состояния.
Перед сборкой тщательно промываем все детали в керосине или дизельном топливе, резьбовые отверстия картера обезжириваем ацетоном или растворителем для нитрокрасок.
Трущиеся поверхности механизма переключения передач, сталебаббитовую втулку, манжеты и шлицы вторичного вала покрываем смазкой ШРУС-4, остальные – трансмиссионным маслом.
Подшипники и их гнезда перед сборкой следует также смазать трансмиссионным маслом.
Сборка синхронизатора
Смазать детали синхронизатора тонким слоем трансмиссионного масла.
Установить одну пружину в ступицу синхронизатора.
Установить сухари в ступицу синхронизатора
Установить скользящую муфту на ступицу в соответствии с метками
Установить вторую пружину так, чтобы загнутые концы обеих пружин находились в одном сухаре, а витки пружины были направлены в разные стороны
Проверить легкость осевого перемещения деталей синхронизатора.
Боковой зазор между ступицей и скользящей муфтой должен быть в пределах 0,01–0,05 мм.
Проверить зазор между шестернями и соответствующими блокирующими кольцами, который должен быть в пределах 1,1–1,5 мм.
В противном случае блокирующее кольцо необходимо заменить.
Запрессовать в удлинитель заднего картера два сальника заподлицо с торцом удлинителя, если их снимали.
Их рабочие кромки должны быть направлены внутрь усилителя.
Установить в канавку заднего картера стопорное кольцо шарикового подшипника вторичного вала, если его снимали.
Установить на вторичном валу скользящую муфту синхронизатора 5-й передачи и заднего хода в положение включения заднего хода.
Надеть на вторичный вал первичный вал так, чтобы не выпали насыпные ролики.
При этом следить, чтобы выступы блокирующего кольца на первичном валу вошли в пазы ступицы синхронизатора 3-й и 4-й передач.
Соединить вторичный вал в сборе с первичным в комплект, с блоком шестерен и осью промежуточной шестерни заднего хода, введя соответствующие шестерни в зацепление.
Для удобства дальнейшего монтажа можно связать получившийся комплект веревкой, ремнем или проволокой.
Установить в вертикальное положение в тисках заднюю часть картера.
Вставить в заднюю часть картера комплект валов, разжать стопорное кольцо и запрессовать в посадочные места на задней части картера шариковые подшипники вторичного вала и блока шестерен, прилагая усилие попеременно на торец шестерни 1-й передачи вторичного вала и торец промежуточного вала до тех пор, пока стопорное кольцо не будет обжимать наружное кольцо шарикового подшипника.
После этого провести окончательную запрессовку до момента посадки стопорного кольца одновременно в канавку задней части картера и в канавку подшипника.
Установить в посадочное место на задней части картера ось промежуточной шестерни заднего хода и завернуть болт крепления, не затягивая его.
Установить заднюю часть картера коробки передач в горизонтальное положение.
Вставить в пазы скользящих муфт синхронизаторов вилки переключения соответствующих передач.
Установить стопорные плунжеры между отверстиями для штоков 3-й и 4-й, 1-й и 2-й и 5-й передач, а также передачи заднего хода.
Для монтажа плунжеров рекомендуется использовать оправку и бородок, но для этого придется удалить заглушку и после монтажа установить новую.
Поэтому легче постараться вставить плунжеры без оправки.
Установить в отверстие штока переключения 3-й и 4-й передач стопорный палец.
Установить шток переключения 3-й и 4-й передач в отверстие картера и головку вилки переключения 3-й и 4-й передач. Закрепить вилку на штоке стопорным болтом.
Установить шток переключения 1-й и 2-й передач в отверстие картера и головку вилки переключения 1-й и 2-й передач. Закрепить вилку на штоке стопорным болтом.
Установить стопорный плунжер до упора в шток переключения 3-й и 4-й передач.
Провести сборку штока переключения 5-й передачи и заднего хода, если он подвергался разборке.
Вставить шток в отверстие картера и отверстие вилки переключения 5-й передачи и заднего хода.
Закрепить вилку на штоке стопорным болтом.
При монтаже штока необходимо обратить внимание на правильность установки пружины блокировочной втулки (один конец должен быть вставлен в отверстие в стенке заднего картера, а другой заведен в выемку блокировочной втулки так, чтобы ус блокировочной втулки был прижат к головке штока переключения 5-й передачи и заднего хода).
Установить шток переключения 5-й передачи и заднего хода в нейтральное положение.
Установить шарики и пружины фиксаторов в соответствующие отверстия.
Установить пластину фиксаторов штоков с прокладкой на место и затянуть два болта крепления пластины.
Если при ремонте коробки передач заменяли либо один из картеров коробки, либо блок шестерен (или его детали), то необходимо определить размер толщины регулировочных колец, чтобы обеспечить необходимый осевой зазор блока шестерен.
После этого установить подобранный по требуемой толщине пакет регулировочных колец в посадочное место шарикового подшипника на передней части картера.
Установить в вертикальное положение в тисках заднюю часть картера с валами.
Установить паронитовую прокладку.
Толщина прокладки между картерами коробки передач определяет величину осевого зазора в подшипниках промежуточного вала.
Поэтому устанавливаем ее обязательно, смазав для надежности тонким слоем герметика.
Герметиком следует смазать и все другие картонные прокладки коробки передач.
Болты, соединяющие детали картера, при сборке следует обезжирить и покрыть резьбу герметиком.
Установить переднюю часть картера, совместив соответствующие отверстия с установочными втулками, и напрессовать его на шариковые подшипники первичного вала и блока шестерен, ударяя молотком из мягкого металла по приливам передней части картера.
При этом первичный вал необходимо вытягивать вверх.
Завернуть десять болтов крепления переднего и заднего картеров равномерно по диагонали моментом 14–18 Нм (1,4–1,8 кгс·м).
При этом надо учесть, что два верхних болта более длинные (размер M8–6gx35), остальные восемь болтов имеют размер M8–6gx30.
Установить стопорное кольцо в канавку шарикового подшипника первичного вала.
Если заменялся сальник первичного вала, то его необходимо запрессовать в крышку подшипника до упора с помощью оправки.
Установить крышку подшипника с прокладкой и завернуть три болта крепления моментом 14–18 Нм (1,4–1,8 кгс·м).
Завернуть в передний картер болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода и окончательно затянуть оба болта крепления оси моментом 44–56 Нм (4,4–5,6 кгс·м).
Завернуть в передний картер сапун и выключатель света заднего хода с прокладкой.
Установить в картер привод спидометра со стопором и завернуть болт крепления стопора.
Ввернуть маслозаливную пробку.
Установить корпус рычага переключения передач с прокладкой и завернуть четыре болта крепления моментом 14–18 Нм (1,4–1,8 кгс·м).
Смазать трансмиссионным маслом направляющую втулку выжимного подшипника сцепления.
Установить поролоновую прокладку на направляющую втулку, смазав предварительно втулку трансмиссионным маслом.
Установить на направляющую втулку выжимной подшипник с муфтой.
Регулировка осевого зазора блока шестерен
Регулировку осевого зазора блока шестерен выполняют подбором толщины регулировочных колец, обеспечивающих необходимый осевой зазор.
Толщину пакета регулировочных колец, определяются по формуле:
Т = А – 3 – В + С
где:
- - А — расстояние от торца посадочного места под передний подшипник блока шестерен в переднем картере до заднего торца переднего картера (сопрягающейся поверхности с задним картером), мм;
- - 3 — необходимый осевой зазор блока шестерен, равный 0,0–0,2 мм;
- - В — расстояние от переднего конца заднего картера (сопрягающейся поверхности с передним картером) до торца наружного кольца переднего подшипника блока шестерен;
- - С — расчетная толщина паронитовой уплотнительной прокладки между картерами в сжатом состоянии, равная 0,33 мм.
Подобрать в соответствии с рассчитанным размером Т пакет регулировочных колец.
Номинальные размеры и посадка сопрягаемых деталей
Наименование детали |
Номинальный диаметр, мм |
Наименование сопрягаемых деталей |
Номинальный диаметр, мм |
---|---|---|---|
Подшипник первичного вала |
80 –0,030
|
Передний картер коробки передач |
80 –0,011
|
Подшипник вторичного вала |
75 –0,011
|
Задний картер коробки передач |
75 +0,030
|
Подшипник блока шестерен |
62 –0,013
|
Передний картер коробки передач |
62 +0,030
|
Подшипник блока шестерен |
62 –0,013
|
Задний картер коробки передач |
62 +0,030
|
Промежуточная шестерня заднего хода |
24 +0,020 24 +0,007
|
Ось промежуточной шестерни заднего хода, игольчатый подшипник |
18 –0,011 + 2·3 –0,010
|
Шестерни 2-й, 3-й, 5-й передач
|
42 +0,025 42 +0,009
|
Вторичный вал, игольчатый подшипник
|
37 –0,090 + 2·2,5 –0,010 37 –0,025 + 2·2,5 –0,010 |
Шестерни 1-й передачи и заднего хода
|
47 +0,025 47 +0,009
|
Вторичный вал, игольчатый подшипник
|
42 –0,090 + 2·2,5 –0,010 42 –0,025 + 2·2,5 –0,010 |
Первичный вал
|
30,254 +0,025
|
Вторичный вал, роликовый подшипник |
19,235 –0,013 + 2·5,5 –0,007 |
Ступица синхронизатора 1-й, 2-й передач |
2,847 +0,023 2,847 +0,063 ширина шлица |
Вторичный вал
|
2,847 -0,063 2,847 -0,023 ширина шлица |
Ступица синхронизатора 5-й передачи и заднего хода |
2,847 +0,063 2,847 +0,023 ширина шлица |
Вторичный вал
|
2,847 -0,023 2,847 -0,063 ширина шлица |
Ступица синхронизатора 3-й, 4-й передач |
1,441 +0,063 1,441 +0,023 ширина шлица |
Вторичный вал
|
1,441 -0,023 1,441 -0,063 ширина шлица |
Скользящая муфта синхронизатора |
4,181 +0,080 4,181 +0,030 ширина шлица |
Ступица синхронизатора
|
4,181 -0,030 4,181 -0,080 ширина шлица |
Скользящая вилка карданной передачи |
2,068 +0,045 2,068 +0,030 ширина шлица |
Вторичный вал
|
42,068 –0,080 42,068 –0,120 ширина шлица |
Передняя и задняя части картера коробки передач |
14 +0,075 14 +0,032
|
Шток включения передач
|
14 –0,011
|
Приводная шестерня промежуточного вала |
35 +0,014 35 –0,011
|
Промежуточный вал
|
35 +0,076 35 +0,060
|
Шестерня 2-й передачи промежуточного вала |
38 +0,014 38 –0,011
|
Промежуточный вал
|
38 +0,076 38 +0,060
|
Шестерня 3-й передачи промежуточного вала |
37 +0,014 37 –0,011
|
Промежуточный вал
|
37 +0,076 37 +0,060
|
Шестерня 5-й передачи промежуточного вала |
35 +0,014 35 –0,011
|
Промежуточный вал
|
35 +0,076 35 +0,060
|
Сталебаббитовая втулка |
38 +0,015
|
Скользящая вилка карданной передачи |
38 –0,025 38 –0,050 |
Вилки и головки штоков включения передач |
14 +0,024 14 +0,006
|
Штоки включения передач
|
14 –0,011
|
Задний картер коробки передач |
8 +0,051 8 +0,025 |
Плунжер
|
8 –0,058
|
Скользящие муфты синхронизатора |
8 –0,250
|
Вилки штока включения передач
|
8,5 +0,015
|
Корпус механизма переключения (сферическая поверхность) |
35 –0,100
|
Рычаг переключения (сферическая поверхность)
|
35 –0,100 35 –0,350
|
Головка штока включения передач |
14 +0,160 14 +0,050 ширина паза |
Рычаг переключения передач (нижняя часть)
|
14 –0,240 сферическая поверхность |
Рычаг переключения передач (нижняя часть) |
6,2 +0,200
|
ширина паза Штифт
|
6 –0,048
|
Наименование детали |
Зазор, мм |
Натяг, мм |
||
---|---|---|---|---|
min |
max |
min |
max |
|
Подшипник первичного вала |
0,000
|
0,041
|
__ |
__ |
Подшипник вторичного вала |
0,000
|
0,041
|
__ |
__ |
Подшипник блока шестерен |
0,000
|
0,043
|
__ |
__ |
Подшипник блока шестерен |
0,000
|
0,043
|
__ |
__ |
Промежуточная шестерня заднего хода |
0,007 суммарный
|
0,051 суммарный
|
__ |
__ |
Шестерни 2-й, 3-й, 5-й передач |
0,018 суммарный
|
0,070 суммарный
|
__ |
__ |
Шестерни 1-й передачи и заднего хода |
0,018 суммарный
|
0,070 суммарный
|
__ |
__ |
Первичный вал
|
0,019 суммарный |
0,071 суммарный |
__ |
__ |
Ступица синхронизатора 1-й, 2-й передач |
0,046
|
0,126
|
__ |
__ |
Ступица синхронизатора 5-й передачи и заднего хода |
0,046
|
0,126
|
__ |
__ |
Ступица синхронизатора 3-й, 4-й передач |
0,046
|
0,126
|
__ |
__ |
Скользящая муфта синхронизатора |
0,060
|
0,160
|
__ |
__ |
Скользящая вилка карданной передачи |
0,100
|
0,165
|
__ |
__ |
Передняя и задняя части картера коробки передач |
0,032
|
0,086
|
__ |
__ |
Приводная шестерня промежуточного вала |
__
|
__
|
0,046
|
0,087
|
Шестерня 2-й передачи промежуточного вала |
__
|
__
|
0,046
|
0,087
|
Шестерня 3-й передачи промежуточного вала |
__
|
__
|
0,046
|
0,087
|
Шестерня 5-й передачи промежуточного вала |
__
|
__
|
0,046
|
0,087
|
Сталебаббитовая втулка |
0,025
|
0,065
|
__ |
__ |
Вилки и головки штоков включения передач |
0,006
|
0,035
|
__ |
__ |
Задний картер коробки передач |
0,025
|
0,119
|
__ |
__ |
Скользящие муфты синхронизатора |
0,500
|
0,900
|
__ |
__ |
Корпус механизма переключения (сферическая поверхность) |
__
|
__
|
__ |
__ |
Головка штока включения передач |
0,050
|
0,400
|
__ |
__ |
Рычаг переключения передач (нижняя часть) |
0,200
|
0,448
|
__ |
__ |