Привод газораспределительного механизма двигателя ВАЗ-2123 состоит из звездочек, цепи, башмака, успокоителя и гидронатяжителя цепи.
Цепь двигателя однозвеньевая в отличие от двигателей предыдущих моделей.
Если при исправных натяжителе и его башмаке, а также при неизношенных звездочках привода не удается восстановить натяжение цепи, значит, цепь чрезмерно вытянулась и ее необходимо заменить.
При износе башмака натяжителя цепи диапазон срабатывания натяжителя становится недостаточным для восстановления натяжения цепи.
В этом случае замените башмак.
Успокоитель расположен внутри передней части головки блока слева и прикреплен к ней снаружи двумя болтами.
При износе или повреждении успокоителя на некоторых режимах работы двигателя могут возникнуть резонансные колебания ведущей ветви цепи, что может привести к перескакиванию цепи на зубьях звездочки распределительного вала и к серьезному повреждению двигателя.
Конечно, если цепь вытянулась и нужно менять ее, то желательно и заменить все детали привода.
Снятие цепи и звездочек привода ГРМ и маслонасоса
Снимаем крышку головки блока цилиндров.
Проворачиваем коленчатый вал до момента совпадения метки (лунки) на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников распределительного вала.
Снимаем шкив коленчатого вала.
Отсоединяем звездочку распределительного вала с цепью от распределительного вала.
Снимаем цепь со звездочки.
Операции по снятию цепи показываем на демонтированном с автомобиля двигателе.
Отворачиваем три болта крепления поддона картера к крышке привода распределительного вала
Снимаем кронштейн в сборе с роликом
Отворачиваем болт крепления опорного ролика и снимаем его
Отворачиваем болт крепления пластины к кронштейну крепления генератора
Ключом на 10 отворачиваем верхний болт крепления пластины
Снимаем кронштейн держателя проводов датчика положения коленчатого вала
Ключом на 10 отворачиваем нижний болт крепления пластины
Снимаем пластину
Ключом на 10 отворачиваем пять болтов и две гайки крепления крышки привода ГРМ к блоку
Поддеваем отверткой за прилив крышки
Снимаем крышку
Снимаем прокладку крышки
Головкой на 17 отворачиваем ось башмака натяжителя цепи
Извлекаем башмак цепи
Вытаскиваем цепь привода ГРМ
Снимаем звездочку с передка коленвала
Если звездочка сидит туго, то спрессовываем с помощью съемника
Бородком выбиваем из паза шпонку фиксации звездочки
Вынимаем шпонку
Отгибаем стопорную шайбу с головки болта крепления звездочки привода маслонасоса
Удерживая от проворачивания звездочку, головкой на 17 откручиваем болт крепления звездочки
Вынимаем болт с шайбами
Снимаем звездочку с валика
После дефектации, все детали устанавливаем в обратной последовательности.
Если звездочка коленвала устанавливается туго, то. заворачивая гайку крепления шкива, напрессовываем ее на вал коленвала.
После допрессовываем с помощью подходящих головок
Перед установкой цепи, совмещаем метки на звездочках коленчатого и распределительного вала
Дефектация цепи привода ГРМ и маслонасоса
Промойте цепь в керосине, а затем проверьте состояние ее звеньев.
На роликах и щечках не допускаются сколы, трещины и другие повреждения.
При работе двигателя детали цепи изнашиваются, поэтому цепь вытягивается.
Она считается работоспособной, пока натяжитель обеспечивает ее натяжение, т.е. если удлинение цепи не превышает 4 мм.
Длину цепи определяем с помощью приспособления 67.7824.9521
Приспособление 67.7824.9521 имеет два ступенчатых измерительных ролика 1, на которые устанавливают цепь при измерении ее длины.
Один из роликов закреплен в корпусе приспособления неподвижно, а второй может перемещаться под действием измерительного усилия P.
С помощью противовеса 3 (см. рисунок 1) цепь растягивается усилием 294 Н (30 кгс) или 147 Н (15 кгс).
Регулировочной гайкой 2 обеспечивается параллельность оси противовеса относительно основания приспособления.
Длина цепи определяется межцентровым расстоянием L измерительных роликов 1 (см. рисунок 2).
У новой цепи длина L составляет 495,4—495,8 мм. Если в результате износа цепь имеет длину 499,8 мм, ее следует заменить.
Схема измерения длины цепи
Измерение длины цепи производите в следующей последовательности:
- - растяните цепь усилием 294 Н (30 кгс), поставив противовес 3 (см. рисунок 1) в крайнее правое положение, затем уменьшите усилие до 147 Н (15 кгс), сдвинув противовес в крайнее левое положение;
- - повторите еще раз обе операции;
- - измерив штангенциркулем, внутреннее расстояние между измерительными роликами 1 и, прибавив к нему диаметр ролика d, получите длину цепи L. (расстояние между осями измерительных роликов).
Перед установкой на двигатель смажьте цепь моторным маслом.
Снятие и дефектовка гидронатяжителя цепи в статье – «Снятие и дефектовка гидронатяжителя цепи ВАЗ-2123»