Разборка двигателя была рассмотрена в статье – «Разборка двигателя»

Дефектация деталей двигателя была рассмотрена в статье – «Дефектация двигателя»

В этой статье мы рассмотрим основные моменты сборки двигателя ВАЗ-2112.

Перед сборкой все детали двигателя должны быть промыты и продефектированы.

Как собрать двигатель

Перед установкой верхних вкладышей коренных подшипников аэрозольным очистителем карбюратора прочищаем форсунки для охлаждения поршней.

Установите в постели коренных подшипников вкладыши.

Как собрать двигатель

При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в паз постели.

В первую, вторую, четвертую и пятую постели (считая от привода распределительного вала) устанавливайте вкладыши с канавками, а в третью – без канавки.

Как собрать двигатель

Смазываем вкладыши моторным маслом

Как собрать двигатель

Смазываем шейки коленчатого вала моторным маслом и укладываем вал в постели коренных подшипников.

Как собрать двигатель

Вставляем в проточки опоры третьего коренного подшипника упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

Как собрать двигатель

Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены проточки) должны быть обращены к щекам коленчатого вала.

Как собрать двигатель

Поворачиваем полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели.

Как собрать двигатель

Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны привода ремня ГРМ).

При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

Как собрать двигатель

Заворачиваем болты крепления крышек, не затягивая их

Как собрать двигатель

Метки на крышках коренных подшипников

Затягиваем болты крепления крышек моментом 69-84 Нм (6,9-8,4 кгс·м).

Порядок затяжки коленчатого вала

Первыми затягиваем болты третьей крышки, затем второй и четвертой, потом первой и пятой.

После затяжки болтов проверните коленчатый вал – он должен вращаться легко, без заеданий.

Как собрать двигатель

Измеряем осевой зазор коленчатого вала.

Он должен быть в пределах 0,06-0,26 мм.

Если зазор превышает 0,26 мм, замените упорные полукольца

Как собрать двигатель

Чтобы измерить осевой зазор коленчатого вала, установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала.

Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора и установите индикатор на 0.

Сдвиньте коленчатый вал в противоположную сторону.

Индикатор покажет величину зазора.

Спереди (со стороны шкива коленчатого вала) ставится сталеалюминиевое полукольцо, сзади – металлокерамическое.

Кольца изготовляются с номинальной и увеличенной на 0,127 мм толщиной.

При превышении осевого зазора коленчатого вала 0,35 мм меняются одно или оба полукольца (номинальный зазор – 0,06-0,26 мм).

Как собрать двигатель

Запрессовываем с помощью оправки задний сальник коленчатого вала в держатель до упора.

Как собрать двигатель

Приклеиваем консистентной смазкой прокладку держателя к держателю сальника для удобства монтажа

Как собрать двигатель

Смазываем рабочую кромку сальника моторным маслом.

Как собрать двигатель

Смазываем фланец коленчатого вала моторным маслом.

Как собрать двигатель

Надеваем сальник с держателем на фланец коленчатого вала и заправляем аккуратно рабочую кромку сальника заостренной палочкой

Как собрать двигатель

Сдвигаем держатель с сальником по фланцу до упора и наживляем болты крепления

Как собрать двигатель

Поправьте держатель так, чтобы его верхняя плоскость совпала с плоскостью блока

Как собрать двигатель

Затягиваем шесть болтов крепления держателя

Подготавливаем масляный насос к сборке.

Запрессовываем передний сальник коленчатого вала в корпус насоса.

Как собрать двигатель

Смазываем рабочую кромку сальника моторным маслом

Как собрать двигатель

Смажьте шестерни масляного насоса моторным маслом, залив масло через отверстие под маслоприемник.

Как собрать двигатель

Проворачиваем несколько раз шестерни масляного насоса за выступы ведущей шестерни.

Как собрать двигатель

Поворачиваем ведущую шестерню масляного насоса, чтобы выступы ведущей шестерни совпадали с лысками на коленчатом валу.

Как собрать двигатель

Лыски на коленчатом валу

Как собрать двигатель

Приклеиваем консистентной смазкой уплотнительную прокладку к насосу для удобства монтажа.

Как собрать двигатель

Наденьте насос с сальником на коленчатый вал до посадочного места на валу. Затем заостренной палочкой из мягкого дерева аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку вала.

Как собрать двигатель

Аккуратно сдвиньте масляный насос по валу до упора и наживите болты крепления

Поправьте положение насоса, чтобы его верхняя плоскость совпала с плоскостью блока.

Заверните шесть болтов крепления моментом 8,5-10,0 Нм (0,85-1,0 кгс·м).

При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня с усилием нажатия большого пальца руки и не выпадал из поршня при вертикальном положении пальца.

Устанавливаем на поршни кольца и располагаем их следующим образом:

  • - замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом около 45° к оси поршневого пальца
  • - замок нижнего компрессионного кольца – под углом 180° к оси замка верхнего кольца.
  • - замок маслосъемного кольца – под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца.

Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой ("скребком") вниз.

Если на кольце нанесена метка "ВЕРХ" или "ТОР" – кольцо располагаем меткой вверх.

При установке маслосъемного кольца стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку кольца.

Как собрать двигатель

Протираем зеркала цилиндров

Как собрать двигатель

Протираем шатунные шейки коленчатого вала

Как собрать двигатель

Смазываем зеркало первого цилиндра моторным маслом

Как собрать двигатель

Смазываем оправку для установки поршней

Как собрать двигатель

Смазываем поршень первого цилиндра

Как собрать двигатель

Разводим замки колец как указано выше

Как собрать двигатель

Вставляем вкладыш в нижнюю головку шатуна. Выступ на вкладыше должен войти в паз головки шатуна

Как собрать двигатель

Вставляем вкладыш в крышку шатуна так, чтобы выступ на вкладыше вошел в паз крышки шатуна

Как собрать двигатель

При установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода ГРМ.

Как собрать двигатель

Вставляем поршень в сборе с шатуном в оправку.

Направляем стрелкой на поршне в сторону маслонасоса и потихоньку проталкиваем поршень деревянной ручкой молотка

Контролируем правильное положение вкладышей шатунов.

Как собрать двигатель

Смазываем вкладыши и устанавливаем крышку шатуна в соответствии с маркировкой.

Как собрать двигатель

Крышки на шатуны устанавливаются так, чтобы номера цилиндров на крышке и шатуне располагались с одной стороны

Как собрать двигатель

Заворачиваем гайки крепления крышки.

Таким же образом устанавливаем и затягиваем крышки остальных шатунов.

Как собрать двигатель

Затяните динамометрическим ключом гайки крепления крышек шатунов моментом 44-54 Нм (4,4-5,4 кгс·м).

Как собрать двигатель

Перед установкой маховика, смазываем тонким слоем резьбу болтов крепления маховика

Как собрать двигатель

Установите маховик так, чтобы метка на маховике была напротив крышки шатуна четвертого цилиндра, так как болты крепления расположены ассимметрично

Как собрать двигатель

Устанавливаем стопорную шайбу и заворачиваем маховик

Как собрать двигатель

Затягиваем болты крепления маховика моментом 62-89 Нм (6,2-8,9 кгс·м), удерживая маховик от проворачивания

Дальнейшую сборку двигателя рассмотрим в продолжении этой темы