Осмотр и дефектация шатунно-поршневой группы рассмотрена в статье – «Ремонт шатунно-поршневой группы».

Еще раз кратко пройдемся по основным особенностям:

Перед установкой гильз в блок цилиндров, если это требуется, блок хорошо промывается и сушится.

1 - медная прокладка гильзы, 2 - метка группы гильзы

При замене гильз новые гильзы вставляют в блок цилиндров так, чтобы буква, обозначающая группу гильзы, располагалась в поперечной плоскости.

Измерение выступания гильзы над блоком

Гильза должна входить в блок совершенно свободно.

Гильза, установленная с медной прокладкой в блоке, должна выступать над поверхностью блока на 0,02–0,1 мм.

Разница выступания гильз по цилиндрам должна быть не более 0,055 мм (это обеспечивается подбором гильз по длине или их осаживанием с деформацией медной прокладки).

Основные положения сборки двигателя

Перед установкой гильзы место, на которое опирается гильза в блоке нужно промазать герметиком (раньше при сборке использовали масляную краску).

После вставки гильзы в блок цилиндров, легкими ударами допрессовываем гильзы.

Приспособление для фиксации гильз цилиндров: 1 - шайба, 2 - втулка

После установки гильз их нужно зафиксировать с помощью подходящих втулок, шайб и гаек.

Фиксация нужна, чтобы при перевертывании блока и вставки поршней с кольцами гильзы не вылезли из блока

По дефектации блока была рассмотрена соответствующая статья.

Переходим к сборке шатунно-поршневой группы.

Основные положения сборки двигателя

На днище поршня выбито два обозначения.

Основные положения сборки двигателя

На блоке нанесена буква краской. По этой букве поршень подбирается к цилиндру.

Конечно если менялась цилиндропоршневая группа, то уже эта маркировка не учитывается.

На днище поршня римская цифра указывает группу поршня.

На поршневых пальцах номер группы указывается краской на внутренней поверхности или на торцах. Он конечно должен совпадать с группой поршня.

Основные положения сборки двигателя

На шатуне номер группы тоже обозначается краской.

Он должен либо совпадать, либо быть соседней с пальцем группы.

Основные положения сборки двигателя

Поршневой палец, смазанный моторным маслом должен с небольшим усилием перемещаться в головке шатуна, но не выпадать из нее

Нагреваем поршень до температуры примерно 80˚ С (можно в водяной ванночке) и запрессовываем поршневой палец.

Основные положения сборки двигателя

Запрессовывать палец можно медным или обычным молотком, через оправку из мягкого металла, удерживая поршень на весу.

Основные положения сборки двигателя

После сборки выступ на нижней головке шатуна должен находиться с той же стороны, что и надпись «Перед» на поршне.

Ориентировочный выступ шатуна двигателя ЗМЗ-402 расположен не на стержне шатуна, а на его крышке

Основные положения сборки двигателя

Ставим стопорные кольца в поршень.

Проверяем поршневые кольца.

Основные положения сборки двигателя

Установленные в цилиндр на глубину 20-30 мм компрессионные кольца должны иметь зазор в замке – 0,3-0,6 мм, маслосъемное – 0,5-1 мм.

Основные положения сборки двигателя

Надеваем кольца на поршень.

Раздвигаем замок расширителя маслосъемного кольца, надеваем его на поршень в нижнюю канавку и сводим замок.

Основные положения сборки двигателя

Надеваем нижнее компрессионное кольцо надписью «ВЕРХ» к днищу поршня

Последним, надеваем верхнее компрессионное кольцо.

Кольца разворачиваем так, чтобы замки верхних компрессионных колец находились с противоположных сторон поршня, а замок маслосъемного кольца под 90˚ к замкам компрессионных колец.

При замене изношенных или дефектных гильз новыми и отремонтированными следует вставлять их в блок так, чтобы метка, имеющаяся на нижней центрирующей части гильзы, указывающая ее группу, была расположена в поперечной плоскости блока.

В остальных случаях, прежде чем вынуть гильзы из блока, их необходимо маркировать порядковыми номерами, а также пометить положение в блоке, чтобы при сборке обеспечить их постановку в прежнее положение.

В случае замены поршней, гильз, поршневых пальцев или шатунов подбор сопрягаемых пар следует производить при температуре деталей 20±3°С. (см. таблицу размерных групп ниже).

При установке на поршень новых колец, но сохранении прежних гильз, следует удалить на станке или шабером выступающий буртик в верхней части гильзы.

Для мало изношенных гильз цилиндров без их расточки предусмотрен комплект луженых компрессионных и стальных маслосъемных колец.

Устанавливаем блок двигателя на стенд в перевернутом положении.

Вставляем в постели коренных подшипников вкладыши с канавкой и отверстием для подачи масла.

Основные положения сборки двигателя

Вставляем два упорных полукольца без выступов по обеим сторонам центральной постели.

Основные положения сборки двигателя

Поворачиваем их поперечными проточками к щекам коленчатого вала.о.

Вставляем два упорных полукольца без выступов по обеим сторонам центральной постели

Основные положения сборки двигателя

Вкладыши и коренные шейки коленчатого вала смазываем моторным маслом.

Основные положения сборки двигателя

Вкладываем новую набивку – как сказано в статье – «Ремонт коленчатого вала»

1 - резиновые уплотнители (флажки)

Вставляем набивку в держатель набивки и устанавливаем резиновые флажки в держатель набивки

Обжимаем набивку, как сказано в статье – «Ремонт коленчатого вала».

Основные положения сборки двигателя

Укладываем коленчатый вал в блок цилиндров.

Основные положения сборки двигателя

Устанавливаем вкладыши в крышки коренных подшипников, смазываем их чистым моторным маслом и укладываем на шейки коленчатого вала

1 - выступ задней упорной шайбы, 2 - крышка первого коренного подшипника

При установке крышки 2 первого коренного подшипника выступ задней упорной шайбы 1 должен войти в паз крышки 2.

Основные положения сборки двигателя

Устанавливаем держатель набивки

Основные положения сборки двигателя

Шестигранным ключом на 8 заворачиваем две гайки крепления держателя набивки

Основные положения сборки двигателя

Затягиваем болты крышек коренных подшипников в соответствии с моментами затяжки (см. ниже таблицу моментов ниже)

Проворачиваем рукой коленчатый вал.

Вращение должно быть свободным и равномерным без заеданий при небольшом усилии

Осевой люфт коленчатого вала не должен превышать 0,36 мм.

В противном случае проверяем правильность сборки, разбираем и устраняем неисправности.

Установка передней упорной шайбы: 1 - штифты, 2 - шайба

Устанавливаем переднюю упорную шайбу 2 на штифты 1, антифрикционным слоем наружу

Основные положения сборки двигателя

Устанавливаем распорную шайбу между шестерней коленчатого вала и передней упорной шайбой.

Распорная шайба устанавливается фаской в сторону упорной шайбы.

Устанавливаем шестерню коленчатого вала.

Напрессовав до упора шестерню коленчатого вала, следует проверить его осевой зазор.

Проверка производится следующим образом: заложите отвертку (вороток, рукоятку молотка и т.п.) между первым кривошипом вала и передней стенкой блока и, пользуясь ею как рычагом, отжать вал к заднему концу двигателя.

С помощью щупа определите зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки.

Зазор должен быть в пределах 0,125–0,325 мм.

Основные положения сборки двигателя

Вставляем в шатун и его крышку новые вкладыши.

Основные положения сборки двигателя

Смазываем поршневые кольца, вкладыши, стенки цилиндров и шатунные шейки моторным маслом.

Устанавливаем приспособление для обжимки колец и постукивая деревянной ручкой молотка по кругу обжимаем кольца.

Основные положения сборки двигателя

Ориентируем правильно поршень надписью «Перед» к передней части блока вставляем в цилиндр согласно порядку номеров.

Основные положения сборки двигателя

Постукивая деревянной ручкой молотка по днищу поршня, утапливаем его в цилиндр.

С другой стороны контролируем правильное его положение относительно шейки коленчатого вала.

Основные положения сборки двигателя

Устанавливаем крышки шатунов

Основные положения сборки двигателя

Головкой на 15 закручиваем гайки крышки шатунов моментом 6,8 – 7,5 кгс.м. Для затяжки используем моментный ключ

Устанавливаем распределительный вал.

Основные положения сборки двигателя

Перед установкой распределительного вала, смазать моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала, толкатели и штанги толкателей.

При установке распределительного вала совмещаем риску на его пластмассовой шестерне с меткой “0” на шестерне коленчатого вала.

Основные положения сборки двигателя

Устанавливаем распределительный вал

Основные положения сборки двигателя

Головкой на 12 через отверстие в шестерне закручиваем болты крепления упорного фланца.

Основные положения сборки двигателя

Устанавливаем маслоотражательную шайбу на конец коленчатого вала.

Основные положения сборки двигателя

Вставляем в гнездо коленчатого вала шпонку ступицы шкива.

Устанавливаем крышку распределительных шестерен.

Чтобы передний сальник коленчатого вала правильно сел лучше всего центрировать крышку вместе со ступицей шкива.

Перед посадкой ступицы шкива рабочую кромку сальника смазываем моторным маслом.

Основные положения сборки двигателя

Ключом на 13 заворачиваем восемь гаек крепления крышки

Толкатели подбираются по размерам отверстий в блоке и делятся на две группы (см. таблицу размерных групп толкателей).

Коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, поэтому при замене одной из этих деталей следует произвести динамическую балансировку, высверливая металл с тяжелой стороны маховика.

Балансировку коленчатого вала, маховика и сцепления в сборе не следует начинать, если начальный дисбаланс превышает 200 г.см.

В этом случае необходимо узел разукомплектовать и проверить балансировку каждой детали в отдельности.

Напрессовав до упора шестерню коленчатого вала, следует проверить его осевой зазор.

Устанавливаем масляный насос

Основные положения сборки двигателя

Наживляем и закручиваем ключом на 13 две гайки крепления масляного насоса

Основные положения сборки двигателя

Устанавливаем новую прокладку поддона. Промазываем герметиком прокладку поддона с обеих сторон

Основные положения сборки двигателя

Устанавливаем поддон картера и закручиваем крест накрест гайки поддона.

Основные положения сборки двигателя

В задний конец коленчатого вала запрессовывается шариковый подшипник 80203 АС9 с двумя защитными шайбами.

Допускается использовать подшипник 60203А с одной защитной шайбой, при этом в полость для подшипника необходимо заложить 20 г смазки Литол-24.

Приверните к маховику нажимной диск сцепления в сборе с кожухом, предварительно отцентрировав ведомый диск с помощью оправки (можно использовать первичный вал коробки передач) по отверстию в подшипнике в заднем торце коленчатого вала.

Метки 0, выбитые на кожухе нажимного диска и на маховике около одного из отверстий для болтов крепления кожуха, должны быть совмещены.

Стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой распределительных шестерен и держателем набивки смажьте клеем - герметиком “Эластосил 137-83” или пастой УН-25.

Моменты затяжки резьбовых соединений двигателя ЗМЗ-402

Наименование соединения / Моменты затяжки кгсм

  • Свечи зажигания 3,0–3,5
  • Гайки крепления головки блока цилиндров 8,3–9,0
  • Гайки крепления болтов шатунов 6,8–7,5
  • Гайки крепления крышек коренных подшипников 10,0–11,0
  • Гайки крепления маховика 7,6–8,3
  • Гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров 2,8–3,6
  • Болт коленчатого вала 17–22
  • Болты крепления нажимного диска сцепления 2,0–2,5
  • Гайки крепления впускного трубопровода выпускного коллектора 1,5–3,0
  • Гайки крепления поддона картера 1,2–2,0
  • Болты крепления головки блока цилиндров:
  • - предварительная затяжка 4,0–6,0
  • - окончательная затяжка 13,0–14,5
  • Гайки крепления болтов шатунов 6,8–7,5
  • Болты крепления крышек коренных подшипников 10,0–11,0
  • Болты крепления маховика 7,2–8,0
  • Болты крепления картера сцепления 4,2–5,1
  • Болт коленчатого вала 10,4–12,0
  • Болты крепления нажимного диска сцепления 2,0–2,5
  • Болты крепления крышек распределительных валов 1,9–2,3
  • Болты крепления звездочек распределительных валов 5,6–6,2
  • Болты крепления крышки клапанов 0,5–0,8
  • Гайки крепления впускной трубы, болты крепления усилителя картера сцепления 2,9–3,6
  • Болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости, передней крышки головки цилиндров, крышки цепи, корпуса термостата 2,2–2,7
  • Болты крепления сальникодержателя, поддона картера 1,2–1,8
  • Гайки крепления выпускного коллектора 2,0–2,5
  • Гайки крепления крышек коренных подшипников 12,5–13,6
  • Гайки болтов крышек шатунов 6,8–7,5
  • Гайки болтов крышек шатунов 6,8–7,5
  • Гайки крепления стоек оси коромысел 3,5–4,0
  • Штуцер крепления масляного фильтра 8,0–9,0
  • Масляный фильтр 2,0–2,5

Размерные группы поршней и гильз

Размерные группы

Размерные группы пальцев, поршней и шатунов

Размерные группы

Размерные группы толкателей

Размерные группы