Бензиновые двигатели объемом 2,0 и 2,4 литра представляют собой рядные четырехцилиндровые силовые агрегаты с двумя верхними распределительными валами (DOHC). Головка блока цилиндров оснащена системой плавного изменения фаз газораспределения (CVVT) на впуске.

Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2.

Основные компоненты:

Блок цилиндров: выполнен из чугуна.

Головка блока цилиндров и корпус водяного насоса: изготовлены из алюминиевого сплава.

Коленчатый вал:  кованый стальной, имеет пять опорных (коренных) подшипников.

Поршневая группа:  поршни отлиты из специального алюминиевого сплава и через плавающий палец соединены с шатунами. Поршневые кольца — чугунные.

  • Верхнее (первое) компрессионное кольцо имеет бочкообразную рабочую поверхность.
  • Второе компрессионное кольцо — коническое со скосом.
  • Маслосъемное кольцо — составное, скребкового типа с пружинным расширителем.

Камеры сгорания в головке блока — шатрового типа.

Клапаны:  впускные и выпускные изготовлены из жаропрочной стали. Привод клапанов осуществляется через толкатели. Зазор регулируется с помощью специальных регулировочных шайб, имеющих износостойкое покрытие в месте контакта с кулачком распределительного вала.

Привод ГРМ: каждый литой распределительный вал вращается в пяти опорах и приводится цепью от коленчатого вала.

Характеристики двигателя:

Особенности конструкции двигателей G 2.0-2.4 DOHC

Система изменения фаз газораспределения (CVVT) (для моделей до 2009 г.)

Система CVVT (*Continuously Variable Valve Timing*) обеспечивает плавное изменение фаз газораспределения в соответствии с режимом работы двигателя. Это достигается поворотом распределительного вала впускных клапанов относительно вала выпускных клапанов в диапазоне до 50° (по углу поворота коленчатого вала).

Схема работы исполнительного механизма CVVT:

Особенности конструкции двигателей G 2.0-2.4 DOHC

В результате изменяется момент начала открытия впускных клапанов и продолжительность периода **«перекрытия» клапанов** (время, когда выпускной клапан еще не закрыт, а впускной уже открыт).

Применение CVVT позволяет повысить коэффициент наполнения цилиндров и снизить выбросы оксидов азота (NOx) за счет эффекта внутренней рециркуляции отработавших газов (EGR) во всех режимах работы двигателя.

С 2009 года система изменения фаз газораспределения (CVVT) стала устанавливаться и на распределительный вал выпускных клапанов.

Конструкция и принцип действия CVVT

Исполнительный механизм CVVT установлен на распределительном валу. Его корпус соединен со звездочкой привода, а ротор — непосредственно с валом.

Для поворота вала моторное масло под давлением подводится к одной из сторон лопастей ротора через электромагнитный клапан управления (OCV — Oil Control Valve). Одновременно противоположная полость ротора соединяется со сливом. После достижения требуемого положения оба канала перекрываются, фиксируя вал.

Особенности конструкции двигателей G 2.0-2.4 DOHC

Особенности конструкции двигателей G 2.0-2.4 DOHC

Диаграмма фаз газораспределения: EX — выпускной клапан, IN1 — впускной клапан при позднем открытии, IN2 — впускной клапан при раннем открытии.

При остановленном двигателе устанавливается максимальный угол задержки (наиболее позднее открытие клапанов). Чтобы предотвратить удары в механизме при запуске (когда давление масла еще низкое), ротор фиксируется в корпусе стопорным штифтом, который впоследствии отжимается давлением масла.

Особенности конструкции двигателей G 2.0-2.4 DOHC

Функционирование на различных режимах:

Особенности конструкции двигателей G 2.0-2.4 DOHC

Особенности конструкции двигателей G 2.0-2.4 DOHC

  • 1.  Холостой ход и низкая нагрузка:  Устанавливается минимальное перекрытие клапанов для предотвращения попадания отработавших газов во впускной тракт и потерь топлива.
  • 2.  Средняя нагрузка:  Обеспечивается раннее закрытие впускных клапанов для улучшения наполнения цилиндров и повышения крутящего момента.
  • 3.  Высокая нагрузка, низкие/средние обороты:  Устанавливается минимальное перекрытие для оптимальной работы.
  • 4.  Высокая нагрузка, высокие обороты:  Обеспечивается позднее закрытие впускных клапанов для улучшения наполнения на высоких оборотах и увеличения мощности.

Результаты применения системы CVVT:

  •  - Возрастает крутящий момент на низких и средних оборотах.
  • - Увеличивается максимальная мощность.
  •  - Стабилизируются обороты холостого хода, улучшается топливная экономичность.
  •  - Улучшается запуск двигателя.

Аварийный режим: В случае неисправности системы управление отключается, и распределительный вал фиксируется в положении максимального угла задержки.