Периодичность технического обслуживания
Ежедневные процедуры технического обслуживания
- - Впускной воздуховод - проверить.
- - Уровень охлаждающей жидкости - проверить.
- - Трубка сапуна картера - проверить.
- - Приводные ремни - проверить.
- - Вентилятор системы охлаждения - проверить.
- - Водоотделитель для топлива - слить отстой.
- - Уровень моторного масла - проверить.
- - Уровень жидкости для систем выпуска дизельных двигателей - проверить.
Процедуры технического обслуживания через каждые 10 000 км [6000 миль], 250 моточасов или 3 месяца
- - Привод гидравлического насоса - проверить.
- - Генератор - проверить.
- - Компрессор кондиционера - проверить.
- - Сопротивление воздушного фильтра - проверить.
- - Охладитель наддувочного воздуха - проверить.
Процедуры технического обслуживания через каждые 20000 км [12 500 миль], 500 моточасов или 6 месяцев
- - Масло и масляный фильтр - заменить.
- - Топливный фильтр - заменить.
- - Система охлаждения - проверить.
- - Крышка радиатора - проверить.
Процедуры технического обслуживания через каждые 40000 км [25 000 миль], 1000 часов или 1 год
- - Устройство натяжения ремня вентилятора - проверить.
- - Ступица вентилятора с ременным приводом - проверить.
Процедуры технического обслуживания через каждые 80000 км [50 000 миль], 2000 моточасов или 2 года
- - Система охлаждения - промыть.
- - Шланги радиатора - проверить.
- - Шкив коленчатого вала/гаситель крутильных колебаний - проверить.
Процедуры технического обслуживания через каждые 160000 км [100 000 миль], 4000 моточасов или 4 года
- - Клапанный механизм - отрегулировать.
- - Блок дозирования жидкости для систем выпуска дизельных двигателей - заменить.
Выбор моторного масла
Выбор моторного масла осуществляется исходя из температурного диапазона эксплуатации автомобиля и указаний производителя автомобиля.
Обратите внимание на то, чтобы выбранное масло с соответствующей вязкостью (по SAE) также удовлетворяло требованиям по качеству (API, АСЕА или JACO).
Выбор вязкости моторного масла осуществляется исходя из рекомендаций производителя транспортного средства и температурного диапазона эксплуатации транспортного средства.
Фирма Cummins рекомендует:
- - при температурах эксплуатации выше 15°С использовать высококачественное всесезонное моторное масло SAE 15W-40.
Для эксплуатации при более низких температур можно применять менее моторные масла вязкостью по SAE 10W-30 и качеством по CES 20078 (API CI- 4) или CES 20081 (API CJ-4).
Согласно результатам испытания фирмы Cummins и компании Mack, указанные выше моторные масла могут использоваться в более широком температурном диапазоне, нежели масло 10W-30, отвечающее прежним требованиям по API.
Поскольку эти масла рассчитаны на работу в условиях более тонкой масляной пленки, чем масла 15W-40, то высококачественные фильтры Fleetguard использовать при температурах свыше 20°С, использовать моторные масла типа Valvoline Premium Blue, Valvoline Premium Blue Extreme Life или их аналоги, а также масляные фильтры Fleetguard или аналоги.
Используйте масло классом по CES, API, АСЕА и т.д. не ниже указанного производителем автомобиля
Выбор класса масла для двигателей Cummins
Классификация Cummins (CES) |
Классификация Американского нефтяного института (API) |
Международная классификации |
Примечание |
---|---|---|---|
- |
API CD / СЕ / CG-4 |
ACEA E-1 |
Устарело, не применять |
CES-20071 |
API CH-4, CH-4/SJ |
Global DHD-1 |
Стандартное масло для двигателей без системы рециркуляции ОГ работающих по всему миру |
CES-20072 |
API CH-4 |
Global DHD-1 / ACEA E-5 |
|
CES-20075 |
API CF-4/SG |
ACEA E-2 / E-3 JAMA DH-1 |
Масло минимально допустимого качества для двигателей средней мощности без системы рециркуляции ОГ, работающих за пределами Северной Америки |
CES-20076 |
API CH-4 при одновременном удовлетворении требований CES-20076* |
|
Масло высшего качества для двигателей большой мощности, работающих в тяжелых условиях за пределами Северной Америки без системы рециркуляции ОГ. * технические условия CES-20076 / CES-20077 добавляют к характеристикам масла API СН-4 / АСЕ А Е-5 требования на соответствие результатам 300-часовых испытаний. |
CES-20077 |
|
ACEA E-5 при одновременном удовлетворении требований CES-20077* |
|
CES-20078 |
API CI-4 |
|
Двигатели большой и средней мощности с системой рециркуляции ОГ |
CES-20081 |
API-4 CJ-4 |
|
Двигатели большой и средней мощности с системой очистки отработавших газов, работающие на дизельном топливе с содержанием серы до 15 промилле. |
Внимание: использование масла CES-20081 в двигателях внедорожников, работающих на топливе с высоким содержанием серы, может привести к серьезным повреждениям топливной аппаратуры и двигателя, если не будут строго соблюдаться интервалы замены моторного масла.
Не рекомендуется смешивать масла, изготовленные на разных основах (например, синтетическое с минеральным).
Результатом смешивания может быть выпадение присадок в осадок.
Нежелательно смешивать масла разных производителей, поскольку каждый производитель использует свой пакет присадок, которые могут вступить в реакцию и привести к ухудшению свойств масла.
Не рекомендуется добавлять какие-либо присадки в моторное масло, так как это может привести к повреждению механической части двигателя.
При покупке моторного масла также необходимо проверить срок годности масла.
Срок хранения масла регламентирован, и как правило дата расфасовки масла указана на таре;
Проверка уровня моторного масла
Перед проведением данной проверки установите автомобиль на ровную горизонтальную поверхность.
Производите проверку при неработающем двигателе.
Если двигатель работает, то заглушите его и подождите некоторое время перед началом проверки.
Установите автомобиль на ровной горизонтальной поверхности.
После выключения двигателя подождите несколько минут, чтобы масло стекло в картер.
Извлеките масляный щуп и чистой тканью удалите масло со щупа.
Вставьте масляный щуп до упора в направляющую щупа.
Медленно извлеките масляный щуп и проверьте соответствие уровня масла указанному диапазону.
Если уровень масла ниже минимального, то долейте рекомендуемое моторное масло.
Примечание: объём масла, доливаемого в картер двигателя от метки нижнего уровня до метки верхнего уровня, составляет 1 л.
Внимание: заливка моторного масла выше максимального уровня отрицательно влияет на работу двигателя.
Запустите двигатель, установите режим холостого хода и затем заглушите.
Подождите некоторое время и проверьте уровень масла снова, чтобы убедиться, что уровень находится в пределах указанного диапазона.
Необходимо убедиться, что масло обладает достаточной вязкостью, а также проверить отсутствие в масле примесей охлаждающей жидкости, топлива и степень загрязненности масла.
Замена моторного масла и фильтра
При замене моторного масла рекомендуется заменять и масляный фильтр.
Периодичность замены масла зависит от его качества и условий эксплуатации.
При использовании масла рекомендованного класса (CES-20072, CES-20077, CES-20078) масло и фильтр необходимо менять раз в 20000 км.
При использовании масла классом ниже рекомендованного - раз в 10000 км.
Установите автомобиль на ровной горизонтальной поверхности.
Прогрейте двигатель до 60°С и заглушите его.
Снимите крышку маслозаливной горловины и отверните сливную пробку масляного поддона.
Слейте масло в подходящую емкость.
Внимание: будьте внимательны, так как масло горячее.
Снимите масляный фильтр.
а) Удалите грязь вокруг масляного фильтра.
б) Отверните масляный фильтр с помощью съемника или гаечного ключа.
в) Очистите привалочную поверхность под масляный фильтр.
Установите масляный фильтр.
- а) Слегка смажьте маслом уплотнительное кольцо.
- б) Заполните фильтр чистым маслом.
Внимание: отсутствие смазки из-за задержки, вызванной заполнением фильтра маслом, может привести к повреждению двигателя
Примечание: не допускайте попадания в фильтр посторонних частиц.
При использовании масла из канистры, запечатанной металлической или пластмассовой пленкой, аккуратно отделите пленку.
Если проткнуть ее ножом или острым предметом, в канистру могут попасть посторонние частицы.
- в) Рукой наверните фильтр на посадочное место до момента контакта прокладки с привалочной поверхностью.
- г) С помощью съемника дополнительно доверните фильтр на 3/4 - 1 оборот.
Установите сливную пробку с новым уплотнительным кольцом.
Момент затяжки 20 Нм
Залейте новое моторное масло.
Заправочная емкость:
- - в масляном поддоне около 10.5 л
- - общая емкость 13.1 л
Примечание: объем моторного масла может значительно отличаться в зависимости от модификации двигателя.
Запустите двигатель. Убедитесь в отсутствии утечек.
Заглушите двигатель, подождите около 5 минут и проверьте уровень моторного масла с помощью щупа,
Охлаждающая жидкость
Убедитесь, что уровень охлаждающей жидкости на холодном двигателе в расширительном бачке находится между метками "МАХ" и "MIN" (или "ADD"), нанесенными на поверхность бачка.
При низком уровне охлаждающей жидкости убедитесь в отсутствии утечек, и добавьте охлаждающую жидкость до метки "МАХ" (прогретый двигатель) или метки "MIN" (холодный двигатель).
Внимание: не доливайте холодную охлаждающую жидкость в горячий двигатель
Это может привести к повреждению литых деталей двигателя.
Перед доливкой дайте двигателю остыть до температуры ниже 50˚ С.
Снимите крышку радиатора.
Внимание: во избежание ожогов не снимайте крышку радиатора на горячем двигателе, так как жидкость и пар находятся под давлением.
Убедитесь в отсутствии отложений ржавчины вокруг клапанов крышки радиатора и посадочных мест заливной горловины радиатора.
Убедитесь, что охлаждающая жидкость прозрачная и не содержит масла.
Если охлаждающая жидкость грязная, очистите каналы системы охлаждения и замените жидкость.
Установите крышку радиатора на место.
Замена охлаждающей жидкости
Снимите крышку радиатора / расширительного бачка.
Слейте охлаждающую жидкость.
а) Слейте охлаждающую жидкость из радиатора, отвернув сливную пробку.
б) Слейте охлаждающую жидкость из двигателя, отвернув сливную пробку впускного патрубка охлаждающей жидкости.
Примечание: подготовьте емкость ёмкостью более 20 л для сбора охлаждающей жидкости.
в) Слейте охлаждающую жидкость из расширительного бачка.
Промойте систему охлаждения при необходимости. Залейте в систему охлаждения жидкость так, чтобы система не оказалась завоздушена.
После заливки подождите 2 - 3 минуты, пока выйдет воздух, затем долейте жидкость до верхнего уровня.
Для отвода воздуха предназначены следующие системы:
- - Термостат оснащен клапаном, позволяющим отводить воздух, когда термостат закрыт.
- - Отверстие для выпуска воздуха соединяется с расширительным бачком.
Данное отверстие обеспечивает нормальную вентиляцию при заполнении системы со скоростью 19 л в минуту.
Для очистки системы охлаждения используйте водный раствор кальцинированной соды, средство Restore или аналогичное.
Средство Restore, используемое для очистки системы охлаждения двигателей, работающих в сложных условиях, удаляет продукты коррозии, силикатный гель и прочие отложения.
Эффективность средства Restore зависит от времени обработки, температуры и уровней концентрации.
Так, большое количество накипи или частичное засорение системы могут потребовать увеличения уровня концентрации моющего средства, температуры и времени промывки или использования средства Restore Plus.
Безопасным считается уровень концентрации средства Restore, превышающий рекомендованный не более чем в 2 раза.
Обязательно используйте средство Restore Plus только в рекомендованной концентрации.
При большом количестве накипи или сильном засорении системы может потребоваться промыть ее несколько раз.
- а) Залейте в систему охлаждения средство для очистки.
Внимание: не устанавливайте крышку радиатора. При выполнении этой операции двигатель должен работать без крышки радиатора.
- б) Прогрейте двигатель и дайте ему поработать 5 минут при температуре охлаждающей жидкости выше 80°С.
- в) Выключите двигатель и слейте промывочную жидкость из системы охлаждения.
- г) Залейте в систему охлаждения чистую воду.
Внимание: не устанавливайте крышку радиатора.
Примечание: перед включением двигателя убедитесь, что ручной вентиль выпуска воздуха, устанавливаемый в контуре слива охлаждающей жидкости из охладителя системы рециркуляции отработавших газов, закрыт.
- д) Запустите двигатель и дайте ему поработать 5 минут при температуре охлаждающей жидкости выше 80˚С.
- е) Выключите двигатель и слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
Примечание: если сливаемая вода все еще грязная, обязательно промывайте систему до тех пор, пока она не станет чистой.
Залейте охлаждающую жидкость.
Внимание: категорически запрещено использовать чистую воду в качестве охлаждающей жидкости. Это может привести к повреждению двигателя от коррозии.
Для заполнения системы охлаждения используйте смесь равных долей воды и антифриза на основе этиленгликоля или пропиленгликоля.
- а) Залейте охлаждающую жидкость в количестве, указанном в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
Заправочная емкость около 15 л
Рекомендуемая охлаждающая жидкость:
- - автомобили ГАЗ: “Cool Stream Premium", "Shell GlycosheU, Diluted", "ES Сompteat".
- - автобусы ПАЗ: "Cool Stream Standart 40", "Fleet Charge 50/50".
- б) Установите крышку заливной горловины.
- в) Прогрейте двигатель до 80°С и проверьте отсутствие утечек охлаждающей жидкости.
- г) Вновь проверьте уровень охлаждающей жидкости, чтобы убедиться в том, что система заполнена охлаждающей жидкостью, или что ее уровень поднялся до максимального уровня в расширительном баке системы (при наличии).
Удаление воды из топливного фильтра грубой очистки
Примечание: регулярно сливайте воду из топливного фильтра, не дожидаясь включения индикатора.
Остановите двигатель.
Отверните пробку (5), расположенную в нижней части водоотделителя.
Слейте воду до появления топлива.
Если будет слито более 50 г топлива, прокачайте топливную систему с помощью ручного топливоподкачивающего насоса.
- а) Отверните пробку (6) на 2 - 3 оборота.
- б) Прокачайте топливную систему с помощью ручного топливоподкачивающего насоса (2) до появления топлива без пузырьков воздуха.
- в) Заверните пробку (6). Момент затяжки 6 Нм
Топливный фильтр
Отсоедините разъем от датчика наличия воды.
Ослабьте и снимите топливный фильтр.
Убедитесь, что уплотнительное кольцо не приклеилось к головке топливного фильтра.
Снимите уплотнительное кольцо при необходимости.
Смажьте уплотнительное кольцо чистым маслом.
Установите топливный фильтр на крышку фильтра.
Заверните фильтр до контакта с крышкой.
С помощью съемника доверните фильтр на 3/4 оборота. Момент затяжки 23 Нм
Примечание: не заливайте заранее топливо в топливный фильтр.
Прокачайте топливную систему низкого давления с помощью ручного насоса (140 - 150 качков для сухого фильтра).
Запустите двигатель.
Если двигатель не запускается в течение 30 с, выключите зажигание.
Вновь поработайте топливоподкачивающим насосом, повторяя описанные выше операции, пока двигатель не запустится.
Если двигатель запустится, возможно, что первые несколько минут его работа будет неустойчивой и шумной, что не является неисправностью.