Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией
Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, корпуса термостата, термостата, радиатора с электрическим вентилятором и соединительных шлангов

1 - теплообменник; 2 - отводящий шланг теплообменника; 3 - подводящий шланг теплообменника; 4 - корпус термостата; 5 - подводящий шланг радиатора отопителя; 6 - радиатор отопителя; 7 - отводящий шланг радиатора отопителя; 8 - штуцер выпуска воздуха; 9 - пароотводящий шланг; 10 - расширительный бачок; 11 - наливной шланг; 12 - отводящий шланг радиатора; 13 - тройник; 14 - разветвитель; 15 - шланг подвода жидкости к насосу: 16 - подводящий шланг радиатора; 17 - крыльчатка вентилятора; 18 - дополнительный резистор; 19 - кожух вентилятора; 20 - радиатор
К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя, расположенный в салоне автомобиля, и теплообменник (двигатель 2,0).
Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка.

Расширительный бачок, закрепленный в моторном отсеке на левой чашке брызговика, изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости.
На стенке расширительного бачка нанесены метки MAX и MIN, между которыми должен находиться уровень жидкости на холодном двигателе.
К верхнему штуцеру бачка подсоединен пароотводящий шланг, соединяющий бачок с крышкой термостата.
Наливной шланг расширительного бачка и отводящий шланг радиатора с помощью пластмассового разветвителя соединяются со шлангом подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости.

Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное, по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе.
За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паровые потери.
Впускной клапан открывается при понижении давлении в системе на остывающем двигателе.
При утере крышки нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов, даже подходящей по размеру и резьбе,— это приведет к недопустимому повышению давления в системе охлаждения (на горячем двигателе) и, как следствие,— утечке охлаждающей жидкости из-под шлангов.

Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает насос охлаждающей жидкости, расположенный правом торце блока цилиндров. Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа.
Насос приводится во вращение ремнем привода ГРМ от шкива коленчатого вала, причем, на двигателе 1,6 — зубчатой стороной ремня, а на двигателе 2,0 — обратной (плоской) стороной ремня.
Насос состоит из корпуса, подшипникового узла с уплотнением, крыльчатки и шкива привода.

Жидкость поступает к насосу через его подводящую трубу, расположенную на передней стенке блока цилиндров.
Из насоса жидкость под давлением поступает в рубашку охлаждения блока цилиндров, затем, в рубашку охлаждения головки блока цилиндров, а оттуда — к корпусу термостата, прикрепленному к левому торцу головки блока цилиндров.

Термостат, расположенный в корпусе и закрытый крышкой, способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор системы охлаждения.
Внутри термостата установлен металлический баллон с термочувствительным наполнителем (носком).
Баллон герметично закрыт резиновой вставкой.
При нагревании наполнитель расплавляется и увеличивает свой объем, сдавливая вставку.
Резиновая вставка деформируется, при этом мембрана прогибается и перемещает шток, управляющий клапаном термостата.

Элементы системы охлаждения двигателя 2.0, расположенные на передней стенке блока цилиндров: 1 - подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 2 - теплообменник; 3 - патрубок подвода жидкости; 4 - патрубок отвода жидкости
На непрогретом двигателе клапан термостата закрыт и перекрывает патрубок крышки термостата, ведущий к радиатору системы охлаждения.

Элементы системы охлаждения двигателя 2.0: 1 - пароотводящий шланг; 2 - отводящий шланг радиатора отопителя; 3 - наливной шланг; 4 - датчик темпера туры охлаждающей жидкости; 5 - подводящий шланг радиатора отопителя; 6 - корпус термостата; 7 - отводящий шланг теплообменника; 8 - разветвитель; подводящий шланг теплообменника; 10 - подводящий шланг радиатора; 11 - крышка термостата
При этом вся жидкость через корпус термостата попадает в радиатор отопителя, минуя радиатор системы охлаждения, и возвращается к насосу — малый круг циркуляции.
Через радиатор отопителя и теплообменник (двигатель 2,0) жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата.
По мере прогрева двигателя, при температуре жидкости около 89˚ С клапан термостата начинает перемещаться, пропускал поток жидкости в радиатор системы охлаждения.
При температуре 95±2 °С клапан термостата полностью открывается, и жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху.
Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции.

На отводящем шланге радиатора отопителя имеется штуцер, а на корпусе термостата — резьбовая пробка для выпуска воздуха из системы охлаждения при ее заправке жидкостью.

Штуцер на шланге закрыт колпачком.
На двигателе 2,0 с помощью двух шлангов, подсоединенных к патрубкам пластмассового разветвителя (соединяющего также наливной шланг, отводящий шланг радиатора и шланг подвода жидкости к трубе насоса) обеспечивается циркуляция жидкости через теплообменник двигателя.

1 - шланг подводящий трубы насоса охлаждающей жидкости; 2 - шланги теплообменника; 3 - отводящий шланг радиатора отопителя; 4 - наливной шланг расширительного бачка; 5 отводящий шланг радиатора; 6 - тройник; 7 - разветвитель
Радиатор системы охлаждения крепится к кожуху вентилятора.
Радиатор состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пластинами.

Радиатор системы охлаждения: 1 - левый бачок; 2 - точки крепления правого бачка к кожуху вентилятора; 3 - правый бачок; 4 - подводящий патрубок радиатора; 5 - отводящий патрубок радиатора; 6 - точки крепления левого бачка к кожуху вентилятора
Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок в правом бачке, а отводится через нижний патрубок в левом бачке.
В радиаторе отсутствует сливное отверстие.

Вентилятор радиатора с кожухом в сборе: 1 - отверстия для крепления правого бачка радиатора; 2 - кронштейн верхнего крепления кожуха; 3 - кожух; 4 - хомут крепления бачка гидроусилителя рулевого управления; 5 - отверстия для крепления левого бачка радиатора; 6 - дополнительный резистор; 7 - палец нижней опоры кожуха; 8 - крыльчатка; 9 - вал электродвигателя
Электрический вентилятор установлен в кожухе, который крепится сверху к верхней поперечине рамки радиатора, а снизу — к подрамнику передней подвески.
С повышением температуры охлаждающей жидкости вентилятор включается по команде электронного блока управления (ЭБУ) двигателем через реле.

На кожухе вентилятора установлен дополнительный резистор.
При достижении температуры охлаждающей жидкости 99° С ЭБУ включает электродвигатель вентилятора через дополнительный резистор, и вентилятор вращается с малой скоростью.
Когда температура жидкости снизится до 96 °С, вентилятор выключится.
При достижении температуры охлаждающей жидкости 102° С ЭБУ включает электродвигатель, минуя резистор, и вентилятор вращается с большой скоростью.
Если температура охлаждающей жидкости превышает 118 °С, то в комбинации приборов загорается сигнализатор перегрева двигателя.

Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в резьбовое отверстие корпуса термостата.
Датчик выдает информацию на указатель температуры в комбинации приборов, сигнализатор перегрева двигателя и электронный блок системы управления двигателем.
Возможные неисправности системы охлаждения их причины и способы устранения
- Причина неисправности
Способ устранения
Двигатель перегревается:
- Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Долейте охлаждающую жидкость
- Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении)
Замените термостат
- Неисправен водяной насос
Замените водяной насос
- Трубки радиатора, шланги и рукав охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями
Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью
- Эл. Вентилятор не включается из-за обрыва электрических цепей или выхода из строя датчика, реле или электродвигателя вентилятора
Проверьте и восстановите электрические цепи.
Пни необходимости замените датчик, реле или вентилятор в сборе
- Повреждение клапана в пробке расширительного бачка (постоянно открыт клапан, из-за чего система находится под атмосферным давлением)
Замените пробку расширительного бачка
Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух:
- Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, что вызывает образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя
Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров
Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен:
- Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении)
Замените термостат
Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:
- Негерметичен радиатор
Замените радиатор
- Негерметичен расширительный бачок
Замените расширительный бачок
- Негерметично уплотнение водяного насоса
Замените водяной насос
- Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов
Замените хомуты крепления шлангов
- Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости в стыке головки блока с блоком цилиндров; кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле)
Затяните болты ГБЦ необходимым моментом
- Негерметичен радиатор
Замените радиатор отопителя