Задние подвески автомобиля отличаются по конструкции, в зависимости от модели
В статье рассмотрим заднюю подвеску автомобиля 2WD и 4WD.
Задняя подвеска автомобиля 4х2
Задняя подвеска — полунезависимая упругой балкой, пружинная с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия.
Балка U-образного сечения с приваренными к ней продольными рычагами.
Балка жесткая на изгиб, работает на скручивание, выполняя роль торсиона.
Это позволяет колесам задней оси перемещаться в вертикальной плоскости независимо друг от друга в определенных пределах.
Такая конструкция подвески приближает ее по комфортности к независимой подвеске, но дешевле и проще в изготовлении.
К балке и рычагам приварены кронштейны для опоры пружин.
Для повышения поперечной устойчивости и уменьшения углов крена, внутри балки установлен стабилизатор поперечной устойчивости, концы которого приварены к усилителям рычагов.
Стабилизатор представляет собой трубу — по краям круглого сечения, а в средней части овального.
К рычагам подвески приварены фланцы для крепления осей задних колес и щитов тормозных механизмов.
Спереди рычаги снабжены приварными втулками, с запрессованными в них сайлентблоками, которые предназначены для шарнирного соединения рычагов подвески с кузовом.
Наружная обойма сайлент-блока — пластмассовая, а внутренняя металлическая.
Резиновый массив сайлент-блока, привулканизированный к обоймам, в сечении несимметричен.
Поэтому при запрессовке сайлент-блока в рычаг его необходимо строго ориентировать.
Упругими элементами подвески являются винтовые пружины.
Пружина опирается через резиновые прокладки: снизу — на кронштейн рычага и сверху — на опору, приваренную к лонжерону кузова.
Прокладки предотвращают передачу высокочастотных колебаний подвески на кузов.
Не допуская контакта «сталь по «стали», прокладки также исключают стуки и скрипы.
Нижний виток пружины имеет меньший диаметр.
Пружины задней подвески по жесткости делятся на классы.
Класс пружины маркируется краской. С правой и левой сторон автомобиля должны устанавливаться пружины одного класса.
При замене рекомендуется устанавливать пружины такого же класса, какие были установлены на автомобиле.
В нижнюю проушину амортизатора запрессован резинометаллический шарнир, через центральную втулку которого проходит болт, соединяющий амортизатор с рычагом подвески.
Шток амортизатора крепится к кузову через две резиновые подушки (одна снизу опоры, другая – сверху) и две металлические шайбы.
Между подушками на штоке амортизатора установлена распорная втулка, не позволяющая подушкам сильно деформироваться при затягивании гайки штока.
На штоке амортизатора установлен буфер хода сжатия, к которому крепится чехол.
Буфер служит для ограничения хода колеса вверх.
Предотвращает деформацию и поломку элементов подвески, а также исключает передачу ударных нагрузок на кузов.
Подшипники задних колес двухрядные.
Роль ступицы заднего колеса выполняет тормозной барабан, в отверстии которого с натягом установлено наружное кольцо подшипника.
Внутренние кольца подшипника установлены на цапфе (оси) заднего колеса — с небольшим зазором.
В барабане подшипник фиксируется стопорным кольцом
В процессе эксплуатации подшипник не требует пополнения смазки.
Углы установки задних колес заданы конструктивно геометрией балки и в эксплуатации регулировке не подлежат.
Углы можно лишь проверить на специальном стенде и сравнить с контрольными значениями.
В том случае, если значения углов установки задних колес не соответствуют контрольным значениям, необходимо проверить состояние элементов задней подвески.
Возможные неисправности задней подвески автомобиля 4х2
Шум и стук в подвеске при движении автомобиля:
Неисправен амортизатор - Замените амортизатор
Ослабление крепления амортизатора или износ втулки проушин амортизатора - Затяните болт с гайкой нижнего крепления амортизатора или замените втулки
Износ сайлентблоков продольных рычагов подвески - Замените сайлентблоки
Осадка или поломка пружины - Замените пружину
Выход из строя подшипника ступицы колеса - Замените подшипник
Увод автомобиля от прямолинейного движения:
Неодинаковое давление воздуха в шинах - Установите нормальное давление в шинах
Шины колес имеют разный износ или рисунок протектора - Замените шины
Нарушен угол развала - Устраните причину нарушения угла развала
Осадка или поломка одной из пружин - Замените пружину
Деформация продольных рычагов - Замените сайлентблоки
Повышенный или чрезмерный износ протектора шин:
Давление воздуха в шинах не соответствует норме - Установите нормальное давление
Нарушены параметры установки колес - Устраните причины нарушение параметров установки колес
Перегрузка автомобиля - Не допускайте перегруза автомобиля
Нарушение балансировки колес - Отбалансируйте колеса
Задняя подвеска автомобиля 4х4
Задняя подвеска — независимая, многорычажная с цилиндрическими витыми пружинами и телескопическими амортизаторными стойками, служащими для гашения колебаний, поглощения толчков и ударов, действующих на кузов автомобиля через его колеса.
Амортизаторные стойки включают в себя упругие элементы — пружины, которые предотвращают отрыв колес от дороги, обеспечивая постоянное сцепление с дорогой.
Амортизаторы стоек препятствуют колебаниям кузова, что соответственно сказывается на безопасности и комфортабельности движения.
Амортизаторная стойка внизу крепится к кулаку двумя болтами с гайками, а верхняя опора стойки крепится к кузову гайкой.
Правая и левая амортизаторные стойки взаимозаменяемые.
Кулак через сайлент-блоки соединен двумя поперечными рычагами с подрамником задней подвески и одним продольным рычагом — с кронштейном, закрепленным на кузове.
Тормозные и тяговые силы при движении автомобиля воспринимаются продольными рычагами, а силы в направлении перпендикулярной продольной оси автомобиля — поперечными рычагами подвески.
Левый и правый кулаки задней подвески — невзаимозаменяемые.
В кулаке установлен двухрядный радиально-упорный шариковый подшипник закрытого типа, который закреплен в кулаке стопорным кольцом.
Во внутренних кольцах подшипника с натягом установлена ступица колеса.
Внутренние кольца подшипника стягиваются (через ступицу) гайкой на хвостовике корпуса наружного шарнира привода колеса.
В эксплуатации подшипник не регулируется и не требует пополнения смазки.
Гайки крепления ступиц колес одинаковые, с правой резьбой.
Для повышения поперечной устойчивости и уменьшения углов крена кузова установлен стабилизатор поперечной устойчивости.
Концы штанги стабилизатора через стойки с шаровыми шарнирами соединены с амортизаторными стойками.
Стойки стабилизатора взаимозаменяемые.
Штанга стабилизатора крепится двумя скобами через резиновые разрезные подушки к подрамнику задней подвески.
Штанга изготовлена из пружинистой стали.
Из углов установки задних колес регулируется только их схождение.
Задний поперечный рычаг подвески соединяется с подрамником болтом, имеющим эксцентриковый поясок и эксцентриковую шайбу.
Поворотом этого болта регулируется схождение колеса.
При вращении болта с шайбой изменяется его положение в отверстии подрамника: при смещении болта к продольной оси автомобиля уменьшается вылет заднего поперечного рычага и, следовательно, уменьшается угол схождения колеса; при смещении болта от оси — угол увеличивается.
Угол развала колес задан конструктивно геометрией подвески и в эксплуатации регулировке не подлежит.
Угол можно лишь проверить на специальном стенде и сравнить с контрольными значениями.
В том случае, если значения углов не соответствуют контрольным значениям необходимо проверить состояние элементов задней подвески.
Возможные неисправности задней подвески автомобиля 4х4
Шум и стук в подвеске при движении автомобиля:
Неисправен амортизатор - Замените амортизатор
Ослабление крепления амортизаторной стойки или износ подушек верхнего крепления стойки - Затяните верхнее крепление амортизаторной стойки или замените подушки
Износ сайлентблоков продольных рычагов подвески - Замените сайлентблоки
Осадка или поломка пружины - Замените пружину
Выход из строя подшипника ступицы заднего колеса - Замените подшипник
Увод автомобиля от прямолинейного движения:
Неодинаковое давление в шинах - Установите нормальное давление в шинах
Шины колес имеют разный износ или рисунок протектора - Замените шины
Нарушен угол развала - Устраните причину нарушения угла развала
Осадка или поломка одной из пружин - Замените пружину
Деформация продольных рычагов - Замените балку задней подвески
Износ сайлентблоков продольных рычагов - Замените сайлентблоки
Повышенный или неравномерный износ протектора шин:
Давление воздуха в шинах не соответствует норме - Установите нормальное давление
Нарушены параметры установки колес - Устраните причины нарушение параметров установки колес
Перегрузка автомобиля - Не допускайте перегрузки автомобиля
Нарушение балансировки колес - Отбалансируйте колеса
Обратите внимание на систему выпуска отработавших газов.
Посторонние стуки, издаваемые ею, часто принимают за стук в задней подвеске.
Применение нестандартных деталей или обрыв элементов подвески глушителя может вызвать сильный стук, особенно при перегазовках.
Для проверки остановите двигатель, осмотрите систему выпуска, проверьте надежность крепления и подвеску глушителя.
Взявшись за конец выхлопной трубы, покачайте глушитель вверх-вниз и из стороны в сторону – стуков быть не должно.