Разборку двигателя мы рассмотрели в статье – Разборка двигателя.
В этой статье мы рассмотрим дефектацию деталей и подготовку основных деталей к сборке.
Блок цилиндров
Блок цилиндров двигателя ВАЗ-2112 тоже имеет номер "21083" как и у двигателей 2110 и 2111, но они невзаимозаменяемы: отверстия под винты головки цилиндров имеют резьбу М10х1,25 (в отличие от М12х1,25 для блоков двигателей 2110 и 2111) и меньшую глубину.
Другое отличие связано с более напряженным тепловым режимом двигателя 2112 по сравнению с двигателями 2110 и 2111.
Для охлаждения поршней во время работы двигателя их днища омываются снизу маслом через специальные форсунки, запрессованные во вторую, третью, четвертую и пятую опоры коренных подшипников.
Цилиндры расточены непосредственно в блоке.
Номинальный диаметр 82 мм при ремонте может быть увеличен на 0,4 или 0,8 мм.
Класс цилиндра маркируется на нижней плоскости блока латинскими буквами в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А – 82,00-82,01, В – 82,01-82,02, С – 82,02-82,03, D – 82,03-82,04, Е – 82,04-82,05.
Максимально допустимый износ цилиндра составляет 0,15 мм на диаметр.
Тщательно вымойте блок цилиндров и очистите масляные каналы.
Продув и просушив сжатым воздухом, осмотрите блок цилиндров.
Трещины в опорах или других местах блока цилиндров не допускаются.
Если имеется подозрение на попадание охлаждающей жидкости в картер, то на специальном стенде проверьте герметичность блока цилиндров.
Для этого, заглушив отверстия охлаждающей рубашки блока цилиндров, нагнетайте в нее воду комнатной температуры под давлением 0,3 МПа (3 кгс/см 2).
В течение двух минут не должно наблюдаться утечки воды из блока цилиндров.
Если наблюдается попадание масла в охлаждающую жидкость, то без полной разборки двигателя проверьте, нет ли трещин у блока цилиндров в зонах масляных каналов.
Для этого слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения, снимите головку цилиндров, заполните рубашку охлаждения блока цилиндров водой и подайте сжатый воздух в вертикальный масляный канал блока цилиндров.
В случае появления пузырьков воздуха в воде, заполняющей рубашку охлаждения, замените блок цилиндров.
Проверьте плоскость разъема блока цилиндров с головкой с помощью линейки и набора щупов.
Линейка устанавливается по диагоналям плоскости и в середине в продольном направлении и поперек.
Допуск плоскостности составляет 0,1 мм.
Проверьте, не превышает ли износ цилиндров максимально допустимый – 0,15 мм.
Измерение цилиндров нутромером
Диаметр цилиндра измеряется нутромером в четырех поясах, как в продольном, так и в поперечном направлении двигателя.
Для установки нутромера на ноль применяется калибр 67.8125.9502.
В зоне пояса 1 цилиндры практически не изнашиваются.
Поэтому по разности замеров в первом и остальных поясах можно судить о величине износа цилиндров.
Если максимальная величина износа больше 0,15 мм — расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера, оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование.
Затем отхонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке выбранного ремонтного поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,025–0,045 мм.
Проверка поршня
Очистите поршень от нагара и удалите все отложения из смазочных каналов поршня и шатуна.
Тщательно осмотрите детали.
Трещины любого характера на поршне, поршневых кольцах, пальце, на шатуне и его крышке не допускаются.
Если на рабочей поверхности вкладышей имеются глубокие риски, то замените вкладыши новыми.
Зазор между поршневыми кольцами и канавками проверяйте набором щупов, как показано на рисунке, вставляя кольцо в соответствующую канавку.
Номинальный (расчетный) зазор для верхнего компрессионного кольца составляет 0,04–0,075 мм, для нижнего – 0,03–0,065 мм и для маслосъемного – 0,02–0,055 мм.
Предельно допустимые зазоры при износе – 0,15 мм.
Зазор в замке поршневых колец проверяйте набором щупов, вставляя кольца в калибр, имеющий диаметр отверстия, равный номинальному диаметру кольца с допуском ±0,003 мм.
Для колец нормального размера диаметром 82 мм можно применять калибр 67.8125.9502. Зазор должен быть в пределах 0,25–0,45 мм для всех новых колец.
Предельно допустимый зазор при износе 1 мм.
Коленчатый вал
Коленчатый вал двигателя 2112 отличается от коленчатого вала двигателей 2110 и 2111 формой противовесов и повышенной прочностью.
Поэтому не допускается установка коленчатого вала от двигателей 2110 и 2111 в двигатель 2112.
Для подачи масла от коренных шеек к шатунным в коленчатом вале просверлены каналы, выходные отверстия которых закрыты запрессованными заглушками.
На переднем конце коленчатого вала на сегментной шпонке установлен зубчатый шкив привода распределительного вала, к нему крепится шкив привода генератора, который также является демпфером крутильных колебаний коленчатого вала.
На зубчатом венце шкива два зуба из 60 отсутствуют – впадины служат для работы датчика положения коленчатого вала.
Осмотрите коленчатый вал. Трещины в любом месте коленчатого вала не допускаются.
На поверхностях, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не допускаются царапины, забоины и риски.
Установите коленчатый вал крайними коренными шейками на две призмы и проверьте индикатором биение:
- – коренных шеек и посадочной поверхности под ведущую шестерню масляного насоса (не более 0,03 мм);
- – посадочной поверхности под маховик (не более 0,04 мм);
- – посадочной поверхности под шкивы и поверхностей, сопрягающихся с сальниками (не более 0,05 мм).
Измерьте диаметры коренных и шатунных шеек.
Шейки следует шлифовать, если их износ больше 0,03 мм или овальность шеек более 0,03 мм, а также, если на шейках есть задиры и риски.
Шлифуйте шейки с уменьшением диаметра до ближайшего ремонтного размера.
При шлифовании выдерживайте размеры галтелей шеек, аналогичные указанным на рисунке 6 для нормальных размеров коленчатого вала.
Овальность и конусность коренных и шатунных шеек после шлифования должна быть не более 0,005 мм.
Смещение осей шатунных шеек от плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек, после шлифования должно быть в пределах ±0,35 мм.
Для проверки установите вал крайними коренными шейками на призмы и выставьте вал так, чтобы ось шатунной шейки первого цилиндра находилась в горизонтальной плоскости, проходящей через оси коренных шеек.
Затем индикатором проверьте смещение в вертикальном направлении шатунных шеек 2, 3 и 4 цилиндров относительно шатунной шейки 1-го цилиндра.
Прошлифовав шейки, отполируйте их с помощью алмазной пасты или пасты ГОИ.
После шлифования и последующей доводки шеек удалите заглушки масляных каналов, а затем обработайте гнезда заглушек фрезой А. 94016/10, надетой на шпиндель А. 94016.
Тщательно промойте коленчатый вал и его каналы для удаления остатков абразива и продуйте сжатым воздухом.
Оправкой А.86010 запрессуйте новые заглушки и зачеканьте каждую в трех точках кернером.
На первой щеке коленчатого вала маркируйте величину уменьшения коренных и шатунных шеек (например, К 0,25; Ш 0,50).
Вкладыши. На вкладышах нельзя производить никаких подгоночных операций.
При задирах, рисках, или отслоениях замените вкладыши новыми.
Зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала проверяют расчетом (промерив детали).
Удобно для проверки зазора пользоваться калиброванной пластмассовой проволокой. В этом случае метод проверки следующий:
- – тщательно очистите рабочие поверхности вкладышей и соответствующей шейки и положите отрезок пластмассовой проволоки на ее поверхность;
- – установите на шейке шатун с крышкой или крышку коренного подшипника (в зависимости от вида проверяемой шейки) и затяните гайки или болты крепления.
Гайки шатунных болтов затягивайте моментом 51 Нм (5,2 кгс·м), а болты крепления крышек коренных подшипников моментом 80,4 Нм (8,2 кгс·м);
- – снимите крышку и по шкале, нанесенной на упаковке, по сплющиванию проволоки определите величину зазора.
Номинальный расчетный зазор составляет 0,02–0,07 мм для шатунных и 0,026–0,073 мм для коренных шеек.
Если зазор меньше предельного (0,1 мм для шатунных и 0,15 мм для коренных шеек), то можно снова использовать эти вкладыши.
При зазоре большем предельного замените на этих шейках вкладыши новыми.
Если шейки коленчатого вала изношены и шлифуются до ремонтного размера, то вкладыши замените ремонтными (увеличенной толщины).
Упорные полукольца. Так же как и на вкладышах, на полукольцах нельзя производить никаких подгоночных операций.
При задирах, рисках или отслоениях заменяйте полукольца новыми.
Полукольца заменяются также, если осевой зазор коленчатого вала превышает максимально допустимый – 0,35 мм.
Новые полукольца подбирайте номинальной толщины или увеличенной на 0,127 мм, чтобы получить осевой зазор в пределах 0,06–0,26 мм.
Проверьте свободный осевой ход коленчатого вала.
Для этого поверните блок цилиндров задней стороной вверх и установите на нее стойку с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась во фланец коленчатого вала.
Перемещая вал вверх и вниз (например, отвертками), замерьте индикатором свободный осевой ход вала
Маховик
Проверьте состояние зубчатого обода и в случае повреждения зубьев замените маховик.
Если маховик имеет цвета побежалости на поверхности 3 необходимо проверить натяг обода на маховике.
Обод не должен проворачиваться при крутящем моменте 590 Н·м (60 кгс·м) или сдвигаться в осевом направлении под усилием 3,9 кН (400 кгс).
На поверхности 1 маховика, прилегающей к фланцу коленчатого вала, и на поверхности 3 под ведомый диск сцепления не допускаются царапины и задиры.
Допуск неплоскостности поверхности 3 составляет 0,06 мм.
Царапины и задиры на поверхности 3 удалите проточкой, снимая слой металла толщиной не более 1 мм.
При этом проточите также и поверхность 2, не затрагивая зубчатый обод и выдерживая размер (0,5 ±0,1) мм.
При проточке необходимо обеспечить параллельность поверхностей 2 и 3 относительно поверхности 1.
Допуск непараллельности 0,1 мм.
Установите маховик на оправку, центрируя его по посадочному отверстию с упором на поверхность 1, и проверьте биение плоскостей 2 и 3.
В местах, указанных стрелками на рисунке, индикатор не должен показывать биений, превышающих 0,1 мм.