После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить.
Очистить камеры сгорания от нагара.
Осмотреть головку блока. Если есть трещины на перемычках между седлами клапанов или на стенках камер сгорания, следы прогара, заменить головку блока.
Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку.
Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки, посередине вдоль, а затем поперек и щупами измерить зазор между плоскостью головки и линейкой.
Если зазор превышает 0,1 мм, головку заменить.
Осмотреть клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня клапан заменить.
Незначительные риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой.
Порядок притирки клапанов смотрим в статье – «Разборка и сборка ГБЦ».
Проверить состояние пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины заменить.
Проверить состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п.
Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.д.) можно вывести притиркой клапанов. Более значительные дефекты устраняют шлифовкой.
При шлифовке выдержать размеры седла, указанные на рисунке.
После шлифовки проверить биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение 0,05 мм.
После шлифовки седел притереть клапаны.
Затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц.
Проверить зазор между направляющими втулками и клапанами.
Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана.
Предельно допустимый зазор равен 0,25 мм.
Если зазор превышает указанный, нужно заменить клапан и направляющую втулку.
Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания.
Перед установкой новые втулки нужно охладить в двуокиси углерода («сухой лед»), а головку блока нагреть до 160–175 °С.
Затем вставить втулку в головку блока так, чтобы она выступала со стороны клапанных пружин над головкой блока на 20 мм.
Втулка должна вставляться в головку свободно или с небольшим усилием. После установки развернуть отверстие во втулке до диаметра 9,0+0,022 мм.
Затем прошлифовать седло клапана, центрируя инструмент по отверстию во втулке.
Проверить головку блока на отсутствие трещин можно следующим образом. Подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подачи сжатого воздуха.
Заглушить все отверстия в головке блока деревянными пробками. Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм.
В местах образования трещин будут выходить воздушные пузыри.
Прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в оси коромысел, в коромыслах и в регулировочных винтах.
Проверить плотность посадки втулок в коромыслах.
Если втулка сидит не плотно, ее нужно заменить, так как во время работы двигателя она может провернуться и перекрыть отверстие для подачи масла к штанге толкателя.
Размеры и посадки деталей головки блока цилиндров указаны в таблицах.
Номинальные размеры головки блока цилиндров
Наименование детали |
Номинальный диаметр, мм |
Наименование сопрягаемых деталей |
Номинальный диаметр, мм |
---|---|---|---|
Направляющая втулка клапана |
17,0 +0,066 17,0 +0,047 |
Головка блока цилиндров |
17,0 +0,025 17,0 -0,010 |
Впускной клапан |
9,0 -0,050 9,0 -0,075 |
Направляющая втулка |
9,0 +0,022 |
Выпускной клапан |
9,0 -0,075 9,0 -0,090 |
Направляющая втулка |
9,0 +0,022 |
Седло впускного клапана |
49,0 +0,125 49,0 +0,100 |
Головка блока |
49,0 +0,017 49,0 +0,010 |
Седло выпускного клапана |
42,0 +0,125 42,0 +0,100 |
Головка блока |
42,0 +0,017 42,0 +0,010 |
Ось коромысел клапанов |
22,0 -0,007 22,0 -0,021 |
Стойка оси коромысел |
22,0 +0,030 22,0 +0,008 |
Ось коромысел клапанов |
22,0 -0,007 22,0 -0,021 |
Втулка коромысла клапана |
22,0 +0,028 22,0 +0,007 |
Втулка коромысла |
23,4 +0,07 23,4 +0,04 |
Коромысло клапана |
23,25 +0,045 |
Заглушка |
17,0 +0,115 17,0 +0,080 |
Ось коромысел клапанов |
17,0 ±0,035 |
Посадка сопрягаемых деталей головки блока цилиндров
Наименование детали |
Зазор, мм |
Натяг, мм |
||
---|---|---|---|---|
min |
max |
min |
max |
|
Направляющая втулка клапана |
— |
— |
0,022 |
0,076 |
Впускной клапан |
0,05 |
0,97 |
— |
— |
Выпускной клапан |
0,075 |
0,117 |
— |
— |
Седло впускного клапана |
— |
— |
0,083 |
0,135 |
Седло выпускного клапана |
— |
— |
0,083 |
0,135 |
Ось коромысел клапанов |
0,015 |
0,051 |
— |
— |
Ось коромысел клапанов |
0,014 |
0,049 |
— |
— |
Втулка коромысла |
— |
— |
0,145 |
0,220 |
Заглушка |
— |
— |
0,145 |
0,150 |