Автомобиль Renault Duster оборудован двумя независимыми тормозными систе­мами: рабочей и стояночной

Первая, осна­щенная гидравлическим приводом с ваку­умным усилителем, обеспечивает тормо­жение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке.

Ра­бочая система двухконтурная с диагональ­ным соединением тормозных механизмов передних и задних колес.

Один контур гид­ропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных ме­ханизмов, другой - левого переднего и правого заднего.

рис. 1. Элементы тормозной системы автомобиля 4х2: 1 - плавающая скоба, 2 - шланг тормозов переднего колеса, 3 - диск тормозов переднего колеса, 4 - трубка тормозов переднего колеса, 5 - бачок гидропривода, 6 - блок АБС, 7 - вакуумный усилитель, 8 - педальный узел, 9 - педаль тормоза, 10 - задний трос стояночного тормоза, 11 - трубка тормозного механизма заднего колеса, 12 - тормозной механизм заднего колеса, 13 - барабан тормозного механизма заднего колеса, 14 - рычаг стояночного тормоза, 15 - датчик сигнализатор недостаточного уровня рабочей жидкости, 16 - главный тормозной цилиндр

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку авто­мобиля с достаточной эффективностью.

В гидравлический привод включен ваку­умный усилитель.

Автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов (АБС).

На автомобиль устанавливают стояноч­ную тормозную систему с тросовым приво­дом на тормозные механизмы задних колес.

рис. 2. Тормозной механизм переднего колеса в сборе: 1 - диск тормозного механизма, 2 - щит тормозного механизма, 3 - болт крепления направляющей колодок к поворотному кулаку, 4 - втулки направляющих пальцев, 5 - штуцер прокачки гидропривода тормозов, 6 - направляющая колодок, 7 - суппорт, 8 - тормозные колодки

Тормозной механизм переднего коле­са дисковый, с автоматической регулиров­кой зазора между колодками и диском, с плавающей скобой.

Подвижная скоба образуется суппортом с однопорш­невым рабочим цилиндром.

Направляющая колодок прикреплена болтами к поворот­ному кулаку.

Подвижная скоба прикреплена болтами к направляющим пальцам, уста­новленным в отверстия направляющей коло­док.

Направляющие пальцы смазаны консис­тентной смазкой и защищены резиновыми чехлами.

В полости рабочего цилиндра уста­новлен поршень с уплотнительным кольцом.

За счет упругости этого кольца поддержива­ется оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском.

При торможении поршень под воздействием давления жидко­сти прижимает внутреннюю колодку к диску, в результате силы реакции суппорт переме­щается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, при этом сила прижа­тия колодок оказывается одинаковой.

При растормаживании поршень за счет упругос­ти уплотнительного кольца отводится от ко­лодки, между колодками и диском образует­ся небольшой зазор.

рис. 3. Внутренние тормозные колодки: а - левая внутренняя колодка, б - правая внутренняя тормозная колодка

Тормозные механизмы левого и правого передних колес невзаимозаменяемые.

Также невзаимозаменяемые внутренние тормозные колодки. Они отличаются расположением выемок на антивибрационно-противоскрипной стальной пластике.

На внутренних колодках нанесены метки — стрелки, указывающие направление вращения колеса.

Если при установке перепутать колодки местами, то при торможении они будут скрипеть.

Главный тормозной цилиндр типа «тандем» гидравлического привода тормо­зов установлен в подкапотном пространст­ве непосредственно на вакуумном усилите­ле тормозов.

Он состоит из двух отдельных камер, со­единенных с независимыми гидравличес­кими контурами.

Первая камера связана с правым передним и левым задним тор­мозными механизмами, вторая - с левым передним и правым задним.

На главный цилиндр через резиновые соединительные втулки установлен бачок, внутренняя полость которого разделена перегородками на три отсека.

Каждый из двух основных отсеков питает одну из камер главного тормозного цилиндра, а третий отсек питает главный цилиндр гидропривода выключения сцепления.

При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают перемещаться, рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются, и начинается вытеснение тормозной жидкости.

В пробке бачка установлен датчик уров­ня тормозной жидкости.

При падении уровня жидкости ниже допустимого в комбинации приборов загорается сигнальная лампа не­исправного состояния тормозной системы.

Фланец для соединения с вакуумным усилителем тормозов уплотнен резиновым кольцом.

рис. 4. Вакуумный усилитель: 1 - толкатель, 2 - защитный чехол с фильтром, 3 - шпилька крепления вакуумного усилителя, 4 - корпус усилителя

Вакуумный усилитель, уста­новленный между механизмом педали и главным тормозным цилиндром, при тор­можении за счет разрежения во впускной трубе двигателя через шток и поршень пер­вой камеры главного цилиндра создает до­полнительное усилие, пропорциональное усилию от педали.

Шланг, соединяющий вакуумный усили­тель с впускной трубой, выполнен за одно целое с обратным клапаном, вставленным через резиновую втулку в корпус усилите­ля.

Клапан удерживает разрежение в уси­лителе при его падении во впускной трубе и препятствует попаданию топливовоздуш­ной смеси в вакуумный усилитель.

рис. 5. Элементы тормозного механизма заднего колеса автомобиля 4х4: 1 - чашка пружины, 2 - прижимная пружина колодки, 3 - опорная стойка, 4 - передняя колодка, 5 - верхняя стяжная пружина, 6 - колесный цилиндр, 7 - распорная планка, 8 - пружина регулятора, 9 - задняя колодка с рычагом привода стояночного тормоза, 10 - пружина троса стояночного тормоза, 11 - нижняя стяжная пружина

Тормозной механизм заднего колеса барабанный с автоматической регулиров­кой зазора между колодками и барабаном.

Тормозные колодки приво­дятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром с двумя поршнями.

Оптимальный зазор между барабаном и колодками поддерживается механичес­ким регулятором, установленным на рас­порной планке.

По мере износа накладок колодок серьга поворачивает гайку регу­лятора и его резьбовой наконечник удли­няется, компенсируя увеличивающийся зазор между распорной планкой и ребром передней колодки.

рис. 6. Тормозной механизм заднего колеса со снятым барабаном автомобиля 4х4: 1 - опорная стойка, 2 - чашка пружины, 3 - прижимная пружина колодки, 4 - передняя колодка, 5 - верхняя стяжная пружина, 6 - распорная планка с регулятором зазоров, 7 - колесный цилиндр, 8 - задняя тормозная колодка, 9 - пружина регулятора, 10 - рычаг привода стояночного тормоза, 11 - трос стояночного тормоза, 12 - нижняя стяжная пружина, 13 - тормозной щит

Тормозные механизмы задних колес автомобилей 4х2 и 4х4 практически одинаковые.

Отличия связаны только с конструкцией тормозных барабанов.

На полноприводных автомобилях тормозной барабан крепится к ступице, а на переднеприводных автомобилях тормозной барабан сам является частью узла подшипника заднего колеса и в него запрессован подшипник.

рис. 7. Тормозной механизм заднего колеса со снятым барабаном автомобиля 4х2: 1 - тормозной щит, 2 - задняя тормозная колодка с рычагом привода стояночного тормоза, 3 - прижимная пружина колодки, 4 - чашка пружины, 5 - опорная стойка, 6 - верхняя стяжная пружина, 7 - колесный цилиндр, 8 - распорная планка с регулятором зазоров, 9 - пружина регулятора, 10 - передняя колодка, 11 - трос стояночного тормоза, 12 - нижняя стяжная пружина

Механизм автоматической регулировки зазора состоит из составной распорной планки колодок, рычага регулятора и его пружины.

Он начинает работать при увеличении зазора между колодками и тормозным барабаном.

рис. 8. Элементы механизма автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном автомобиля 4х4: 1 - витая пружина резьбового наконечника, 2 - резьбовой наконечник распорной планки, 3 - пружинный рычаг регулятора, 4 - распорная планка, 5 - витая пружина распорной планки, 6 - пластинчатая пружина, 7 - храповая гайка

При нажатии педали тормоза под действием поршней колесного цилиндра колодки начинают расходиться и прижиматься к барабану, при этом выступ рычага регулятора перемещается по впадине между зубьями храповой гайки.

При определенном износе колодок и нажатии педали тормоза рычагу регулятора хватает хода, чтобы повернуть храповую гайку на один зуб, тем самым, увеличивая длину распорной планки и одновременно уменьшая зазор между колодками и барабаном.

Так постепенное удлинение распорной планки автоматически поддерживает зазор между тормозным барабаном и колодками.

Колесные цилиндры тормозных механизмов задних колес одинаковые.

Передние колодки тормозных механизмов задних колес одинаковые, а задние различаются — на них зеркально-симметрично установлены несъемные рычаги привода стояночного тормоза.

рис. 9. Распорные планки с механизмом автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном автомобиля 4х4: а - тормозного механизма левого колеса, б - тормозного механизма правого колеса

Распорная планка и храповая гайка тормозных механизмов левого и правого колес (автомобиля 4х4) различаются.

На храповой гайке и на наконечнике распорной планки левого колеса выполнена правая резьба, а на храповой гайке и на наконечнике распорной планки правого колеса — левая резьба.

Рычаги регуляторов тормозных механизмов левого и правого колес зеркальносимметричные.

Автомобиль оснащается антиблокировочной системой тормозов (АБС).

Жидкость из главного тормозного цилиндра поступает в блок АБС, а из него подводится к тормозным механизмам всех колес.

рис. 10. Блок АБС: 1 - блок управления, 2 - отверстие для подсоединения трубки тормозного механизма переднего правого колеса, 3 - отверстие для подсоединения трубки заднего тормозного механизма левого колеса, 4 - отверстие для подсоединения трубки тормозного механизма заднего правого колеса, 5 - отверстие для подсоединения трубки тормозного механизма переднего левого колеса, 6 - отверстие для подсоединения трубки главного тормозного цилиндра, 7 - насос, 8 - гидравлический блок

Блок АБС, закрепленный в моторном отсеке на правом лонжероне около щитка передка, состоит из гидравлического блока, модулятора, насоса и блока управления.

АБС действует в зависимости от сигналов датчиков скорости вращения колес индуктивного типа.

рис. 11. Ступичный узел переднего колеса: 1 - отверстие для датчика скорости вращения колеса, 2 - задающий диск

Датчик скорости вращения переднего колеса расположен в ступичном узле колеса — вставлен в отверстие поворотного кулака.

рис. 12. Датчик скорости вращения переднего колеса

Задающим диском датчика скорости вращения переднего колеса является защитная шайба подшипника ступицы, расположенная на одной из двух торцевых поверхностей подшипника.

рис. 13. Задающий диск датчика скорости вращения заднего колеса автомобиля 4х4 напрессован на корпус наружного шарнира привода колеса

Эта шайба темного цвета выполнена из магнитного материала.

На другой торцевой поверхности подшипника расположена обычная защитная шайба светлого цвета.

рис. 14. Расположение задающего диска и датчика скорости заднего колеса автомобиля 4х2: 1 - барабан тормозного механизма, 2 - датчик скорости вращения заднего колеса, 3 - задающий диск датчика скорости

Датчик скорости вращения заднего колеса автомобиля 4х2 закреплен на щите тормозного механизма, а задающим диском датчика является кольцо из магнитного материала, напрессованное на буртик тормозного барабана.

Датчик скорости вращения заднего колеса автомобиля 4х4 расположен ступичном узле колеса — вставлен отверстие кулака.

При торможении автомобиля блок управления АБС определяет начало блокировки колеса и открывает соответствующий электромагнитный клапан модулятора для сброса давления рабочей жидкости в канале.

Клапан открывается и закрывается несколько раз в секунду, поэтому убедиться в том, что АБС работает, можно по слабому дрожанию педали тормоза в момент торможения.

При возникновении неисправности АБС тормозная система сохраняет работоспособность, но при этом возможна блокировка колес.

В этом случае в память блока управления записывается соответствующий код исправности, который считывается с помощью специального оборудования в сервисном центре.

рис. 15. Элементы стояночного тормоза автомобиля 4х2: 1 - рычаг, 2 - передний трос, 3 - уравнитель тросов, 4 - левый задний трос, 5 - правый задний трос, 6 - тормозной механизм заднего колеса, 7 - барабан

Привод стояночного тормоза — ручной, механический, тросовый, на задние колеса.

Он состоит из рычага, переднего троса с регулировочной гайкой на его наконечнике, уравнителя, двух задних тросов и рычагов в тормозных механизмах задних колес.

Рычаг стояночного тормоза, закрепленный между передними сиденьями на туннеле пола, соединен с передним тросом.

К заднему наконечнику переднего троса крепится уравнитель, в отверстия которого вставлены передние наконечники задних тросов.

Задние наконечники тросов соединены с рычагами привода стояночного тормоза, закрепленными на задних колодках.

В процессе эксплуатации (до полного износа колодок задних тормозных механизмов) регулировка привода стояночного тормоза не требуется, т. к. удлинение распорной планки тормозного механизма компенсирует износ колодок.

Привод стояночного тормоза необходимо регулировать только в случае замены тросов или рычага стояночного тормоза.

Возможные неисправности тормозной системы и методы исправления

  • - Причина неисправности

Способ устранения

Увеличенный рабочий ход педали тормоза:

  • - Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных ци­линдров

Замените вышедшие из строя рабочие тормозные цилин­дры, промойте и просушите колодки, диски и барабаны

  • - Воздух в тормозной системе.
  • - Повреждены резиновые уплотнительные кольца в глав­ном тормозном цилиндре          

Удалите воздух, прокачав систему.

Замените главный цилиндр

  • - Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов

Замените шланги и прокачайте систему.

  • - Повышенное биение тормозного диска (более 0,03 мм)

Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозил дисков передник колес менее 19,8 мм

Недостаточная эффективность торможения:

  • - Замасливание накладок колодок тормозных механизмов

Промойте и просушите колодки

  • - Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах

Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените

  • - Полный износ накладок тормозных колодок

Замените тормозные колодки

  • - Перегрев тормозных механизмов

Немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам

  • - Применение низкокачественных колодок

Применяйте оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тор­мозных систем

  • - Нарушение герметичности одного из контуров (сопро­вождается провалом педали тормоза)

Замените поврежденные детали, прокачайте систему

  • - Нарушение положения педали тормоза

Определите причину увеличения полного хода и замените поврежденные детали

  • - Нарушение регулировки выступания штока вакуумного усилителя тормозов

Обратитесь в сервис для регулировки усилителя

  • - Нарушения в работе антиблокировочной системы тор­мозов (АБС)

Обратитесь в сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов

  • - Неполное растормаживание всех колес

Замените главный тормозной цилиндр

  • - Отсутствует свободный ход педали тормоза
  • - Увеличено выступание штока вакуумного усилителя тормозов

Обратитесь в сервис для регулировки усилителя

  • - Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

Промойте и прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали

  • - Заклинивание поршней главного цилиндра

Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр

Притормаживание одного колеса при отпущенной педали:

  • - Излом или ослабление стяжных пружин колодок стояночного тормоза

Замените пружину

  • - Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса

Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гид­ропривода тормозов

  • - Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей

Замените рабочий цилиндр и прокачайте гидропривод тормозов

  • - Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления

Затяните болты крепления, при необходимости замени­те поврежденные детали

  • - Неправильная регулировка стояночной тормозной системы

Отрегулируйте стояночную тормозную систему

  • - Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов

Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении:

- Заклинивание поршня рабочего цилиндра

Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре

- Закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засорения

Замените или прочистите трубку

- Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и на­кладок тормозных колодок

Очистите детали тормозных механизмов

- Нарушены углы установки колес

Отрегулируйте углы установки колес

- Разное давление в шинах

Установите необходимое давление в шинах

- Не работает один из контуров тормозной системы (со­провождается снижением эффективности торможения)

Замените поврежденные детали и прокачайте систему.

Если это не приведет к желаемому результату, обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов (если она установлена на автомобиль)

Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении:

- Неисправен вакуумный усилитель

Замените усилитель

- Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослаблено его крепление

Замените шланг

- Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

Замените цилиндры, промойте и прокачайте систему

Писк или вибрация тормозов:

- Замасливание фрикционных накладок

Зачистите накладки металлической щеткой с применением теплой воды с моющими средствами.

Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки

- Износ накладок или инородные включения в них

Замените колодки

- Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) тормозного диска

Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 19,8 мм

Выберите язык