Антиблокировочная система тормозов (АБС) состоит из датчиков частоты вращения колес, выключателя на педали тормоза, гироэлектронного модуля управления и сигнальных ламп в комбинации приборов
Она включает в себя систему распределения тормозных усилий (EBD) и систему самодиагностики, выявляющую неисправности компонентов системы.
АБС служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях и тем самым предотвращает блокировку колес.
Система АБС обеспечивает следующие преимущества:
- - объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе и при экстренном торможении;
- - сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением курсовой устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе и в повороте.
В случае неисправности системы предусмотрены функции диагностики и поддержания работы при отказах системы.
Гидроэлектронный модуль управления получает информацию о скорости движения автомобиля, направлении движения и дорожных условиях от датчиков частоты вращения колес и датчика положения дроссельной заслонки.
После включения зажигания блок управления подает напряжение на датчики частоты вращения колес, в которых используется эффект Холла.
Датчики генерируют выходной сигнал в виде импульсов.
Сигнал изменяется пропорционально частоте вращения импульсного кольца датчика.
На основе этой информации блок управления определяет оптимальный режим торможения колес.
Различают следующие режимы работы антиблокировочной системы:
- режим нормального торможения
При нормальном торможении впускной клапан открыт, выпускной клапан закрыт.
При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость под давлением подается в рабочий цилиндр и приводит в действие тормозные механизмы колес.
При отпускании педали тормоза тормозная жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр через впускной и обратный клапаны;
- режим экстренного торможения
Если при экстренном торможении начинается блокировка колеса, модуль выдает на электродвигатель насоса команду на уменьшение подачи тормозной жидкости, затем напряжение подается на каждый электромагнитный клапан.
Впускной клапан закрывается, и подача тормозной жидкости из главного цилиндра и насоса перекрывается; выпускной клапан открывается, и тормозная жидкость поступает из рабочего цилиндра в главный, а затем в бачок, что вызывает снижение давления;
- режим поддержания давления
При максимальном снижении давления в рабочем цилиндре модуль выдает команду на поддержание давления тормозной жидкости, напряжение подается на впускной клапан и не подается на выпускной клапан.
При этом впускной и выпускной клапаны закрыты, и тормозная жидкость из рабочего цилиндра не уходит;
- режим повышения давления
Если модуль определяет, что колесо не заблокировано, то напряжение на электромагнитные клапаны не подается, тормозная жидкость через входной клапан поступает в рабочий цилиндр, давление в котором возрастает.
Для диагностики и ремонта антиблокировочной системы тормозов требуются специальное оборудование и оснастка, поэтому в случае выхода ее из строя обращайтесь на специализированную станцию технического обслуживания.
Здесь описана только замена датчиков частоты вращения колес и гидроэлектронного модуля.
Однако имейте в виду, что для удаления воздуха, который может попасть в систему клапанов гидроэлектронного модуля при неквалифицированном снятии, требуется специальное оборудование.
Вот почему не рекомендуем снимать модуль без крайней необходимости.
Снятие блока АБС
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник
Помечаем расположение трубок подходящих к гидроблоку
В подкапотном пространстве с правой стороны рожковым ключом на 11 или специальным ключом для штуцеров тормозных трубок откручиваем штуцеры шести тормозных трубок и отсоединяем трубки от гидравлического блока.
Приподняв фиксатор колодки жгута проводов
Отсоединяем колодку от блока управления
Выводим тормозную трубку из держателя 1 и жгут проводов из держателя 2 кронштейна блока АБС
Головкой на 13 откручиваем два болта крепления кронштейна блока АБС к кузову и снимаем блок АБС с кронштейном.
Блок АБС крепится к кронштейну через две резиновые втулки.
Если втулки потрескались или резина потеряла эластичность, втулки заменяем.
Отвернув ключом на 10 две гайки крепления блока АБС к кронштейну, разделяем блок и кронштейн.
Устанавливаем блок АБС в обратном порядке.
Прокачиваем систему гидропривода тормозов (статья - Замена и прокачка гидропривода тормозов и сцепления Рено Дастер).
Снятие датчика скорости переднего колеса
Поднимаем переднюю часть автомобиля
Снимаем подкрылок переднего колеса
Надежно фиксируем автомобиль на подставке
Вынимаем держатель колодки жгута проводов из отверстия в брызговике кузова
Колодка жгута проводов датчика со снятым держателем
Нажимаем на фиксатор и отсоединяем колодку переднего жгута проводов от колодки проводов датчика
Выводим резиновую муфту жгута проводов датчика из пластмассового держателя, расположенного на брызговике
И еще две муфты - из кронштейна, расположенного на амортстойке
Ключом TorxT-30 откручиваем винт крепления датчика к поворотному кулаку
Вынимаем датчик скорости вращения колеса из поворотного кулака
Перед установкой очищаем место установки датчика, а также сам датчик.
Устанавливаем датчик в обратном порядке
Снятие датчика скорости вращения заднего колеса
Вывешиваем заднюю часть автомобиля и снимаем колесо.
Фиксируем автомобиль на подставке.
Плоской отверткой откручиваем две пластмассовые гайки крепления защитного кожуха жгута проводов датчика.
Головкой на 10 откручиваем две гайки крепления кожуха
Отводим кожух от арки и вынимаем жгуты проводов из держателей кожуха
Нажав на фиксатор, отсоединяем колодку заднего жгута проводов от колодки жгута проводов датчика
Выводим резиновую муфту жгута проводов датчика из держателя на рычаге задней подвески.
Ключом TorxT-30 откручиваем винт крепления датчика
Вынимаем датчик из отверстия кулака
Устанавливаем датчик в обратном порядке.