В статье рассмотрим подготовку блока цилиндров, коленчатого вала и поршневой для сборки двигателя
Не допускаются: трещины, обломы, вмятины, забоины, смятие граней, повреждение резьбы более двух витков, наличие на зубьях звездочек следов износа и наклепа (осмотр визуальный).
Детали, техническое состояние которых не удовлетворяет требованиям: ремень привода вспомогательного оборудования, цепь привода ГРМ, натяжитель цепи привода ГРМ, башмак натяжителя цепи привода ГРМ, успокоитель цепи привода ГРМ, прокладка головки цилиндров, болты крепления головки цилиндров, фильтр фазорегулятора распределительного вала, болт крепления шкива коленчатого вала, гайки шпилек крепления выпускного коллектора, шпильки крепления выпускного коллектора, масляный фильтр, болты крепления маховика, болты крепления крышек шатунов, болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала, вкладыши коренных подшипников коленчатого вала, вкладыши шатунных подшипников, цепь привода масляного насоса, натяжитель цепи масляного насоса подлежат обязательной замене.
Все уплотнительные детали подлежат замене
Подготовка блока цилиндров
Классы диаметров отверстий коренных шеек коленчатого вала приведены в таблице 1
Классы диаметров коренных шеек указаны на блоке цилиндров, рисунок 1
Максимальный диаметр «D» цилиндров, при котором требуется замена блока цилиндров – 78,10 мм.
Измерение диаметра цилиндра производить по трем поясам в продольном и поперечном направлениях, как показано на рисунке 2.
Предельный размер определяем по наиболее изношенному цилиндру с помощью нутромера НИ 50-100-1
С помощью поверочной линейки и набора щупов измеряем неплоскостность поверхности блока цилиндров, сопрягаемой с головкой
Измерение производим, как показано на рисунке 3
Максимально допустимая неплоскостность поверхности блока цилиндров сопрягаемой с головкой цилиндров 0,1 мм на 100 мм длины
Проверяем усилитель блока цилиндров
Измерения производим, как показано на рисунке 4
Максимальная неплоскостность сопрягаемых поверхностей усилителя блока цилиндров со стороны блока цилиндров и со стороны поддона картера 0,1 мм на 100 мм длины.
Коленчатый вал
Маркировка размерных групп шатунных и коренных шеек коленчатого вала нанесена на фланце под установку маховика, рисунок 5.
Измерение производим с помощью микрометра типа МК 75-1
Классы диаметров отверстий коренных шеек коленчатого вала
Буква на блоке цилиндров обозначающая диаметры коренных подшипников коленчатого вала |
Диаметр отверстия коренных шеек коленвала в блоке цилиндров, мм |
---|---|
А |
51.997 - 51,998 |
В |
51.998 - 51,999 |
С |
51,999 - 52,000 |
D |
52,000 - 52,001 |
Е |
52.001 - 52,002 |
F |
52.002 - 52,003 |
G |
52.003 - 52,004 |
Н |
52.004 - 52,005 |
J |
52.005 - 52,006 |
К |
52.006 - 52,007 |
L |
52,007 - 52,008 |
М |
52.008 - 52,009 |
N |
52.009 - 52,010 |
Р |
52.010 - 52,011 |
R |
52,011 - 52,012 |
S |
52,012 - 52,013 |
Т |
52.013 - 52,014 |
U |
52.014 - 52,015 |
V |
52,015 - 52,016 |
W |
52,016 - 52,017 |
Классы диаметров шатунных шеек коленчатого вала приведены в таблице 2:
Буква, класс диаметра шатунных шеек на коленчатом вале |
Диаметры шатунных шеек коленчатого вала, мм |
---|---|
А |
39.970 - 39.971 |
В |
39.969 - 39,970 |
С |
39.968 - 39,969 |
D |
39.967 - 39,968 |
Е |
39,966 - 39,967 |
F |
39.965 - 39,966 |
G |
39,964 - 39,965 |
Н |
39.963 - 39,964 |
J |
39,962 - 39,963 |
К |
39.961 - 39,962 |
L |
39.960 - 39,961 |
М |
39,959 - 39,960 |
N |
39.958 - 39,959 |
Р |
39,957 - 39,958 |
R |
39.956 - 39.957 |
S |
39,955 - 39,956 |
T |
39,954 - 39,955 |
U |
39,953 - 39,954 |
Классы диаметров коренных шеек коленчатого вала приведены в таблице 3
Буква, класс диаметра коренных шеек на коленчатом вале |
Диаметры шатунных шеек коленчатого вала, мм |
---|---|
А |
47,978 - 47,979 |
В |
47,977 - 47,978 |
С |
47,976 - 47,977 |
D |
47,975 - 47,976 |
Е |
47,974 - 47,975 |
F |
47,973 - 47,974 |
G |
47,972 - 47,973 |
Н |
47,971 - 47,972 |
J |
47,970 - 47,971 |
К |
47,969 - 47,970 |
L |
47,968 - 47,969 |
М |
47,967 - 47,968 |
N |
47,966 - 47,967 |
Р |
47,965 - 47,966 |
R |
47,964 - 47,965 |
S |
47,963 - 47,964 |
Т |
47,962 - 47,963 |
U |
47,961 - 47,962 |
V |
47,960 - 47,961 |
W |
47,959 - 47,960 |
Проверяем радиальное биение коренных шеек коленчатого вала с помощью призмы, индикатора типа ИЧ-10, штатива ШМ-ПВ-8
Радиальное биение не должно быть более 0,01 мм
Подготовка и осмотр поршней
На поршнях не допускаются сколы и трещины любого характера, прогары, разрушение перегородок
Наружный диаметр D, рисунок 5, поршня, замеренный на расстоянии L=10 мм, должен составлять 77,948 – 77,958 мм (микрометр типа МК 100-1).
Диаметр отверстия под поршневой палец должен составлять 19,008 – 19,014 мм (нутромер типа НИ 18-50-1).
Проверка шатунов
Диаметр D, рисунок 6, отверстия под поршневой палец в верхней головке шатуна должен составлять 18,958 – 18,978 мм (нутромер типа НИ 18-50-1).
По диаметру отверстия D1 в нижней головке шатуны делятся на несколько классов.
Класс шатуна и номер цилиндра промаркированы на крышке и на корпусе шатуна.
Буква, класс отверстия в нижней головке шатуна |
Диаметры отверстий в нижней головке шатуна, мм |
---|---|
А |
43.000 - 43,001 |
В |
43.001 - 43,002 |
С |
43,002 - 43,003 |
D |
43,003 - 43,004 |
Е |
43,004 - 43,005 |
F |
43,005 - 43,00б |
G |
43,006 - 43,007 |
Н |
43,007- 43,008 |
J |
43,008 - 43,009 |
К |
43,009 - 43,010 |
L |
43,010 - 43,011 |
М |
43,011 - 43,012 |
N |
43.012 - 43,013 |
Классы диаметров отверстий в нижней головке шатуна приведены в таблице 4 (нутромер типа НИ 18-50-1)
Проверяем толщину нижней головки шатуна
Толщина нижней головки шатуна должна быть в пределах 18,748 – 18,800 мм (микрометр типа МК 25-1).
Проверка поршневых пальцев
Не допускаются следы износа и задиры на поршневых пальцах после выпрессовки (осмотр визуальный).
Проверить наружный диаметр поршневого пальца.
Наружный диаметр поршневого пальца должен быть в пределах 18,996 – 18,998 мм (микрометр типа МК 25-1).
Проверить длину поршневого пальца.
Длина поршневого пальца должна быть в пределах 53,4 мм (штангенциркуль типа ШЦ-1-125-0,1).
Подготовку головки цилиндров мы рассмотрели в предыдущей статье