После того как подготовили узлы, и детали для сборки блока цилиндров приступаем к сборке.
Сборка шатуна с поршнем рассмотрена в статье – «Сборка поршня».
Дефектация блока и коленчатого вала было рассмотрено в статье – «Подготовка блока и коленчатого вала».
Установка форсунок охлаждения поршней
Новые форсунки надо аккуратно запрессовать в отверстия блока цилиндров, данная операция усложняется тем, что форсунки малы, а доступ к посадочным отверстиям затруднен, поэтому мы рекомендуем использовать приспособления.
Установите на блок цилиндров пластину (2) приспособления Mot.1494, не затягивая два болта крепления (1) (см. рис. 1 и 2).
![Сборка блока цилиндров двигателя К4М](/images/stories/dvi/sbblo1.jpg)
При установке форсунок цилиндров 1 и 3 используется левое отверстие опоры (1) рисунок 1.
![Сборка блока цилиндров двигателя К4М](/images/stories/dvi/sbblo2.jpg)
При установке форсунок цилиндров 2 и 4 — правое отверстие (рисунок 2).
Все остальное проводится аналогично.
Установите кондуктор (3) в пластину (2). Для центровки пластины конец кондуктора должен войти в отверстие под форсунку.
- - Затяните два болта крепления (1).
- - Извлеките кондуктор (3).
![Сборка блока цилиндров двигателя К4М](/images/stories/dvi/sbblo3.jpg)
- Установите оправку (1) вместо кондуктора (см. рис. 3). Вставьте форсунку в оправку.
![Сборка блока цилиндров двигателя К4М](/images/stories/dvi/sbblo4.jpg)
Примечание. Обратите внимание на направление установки форсунки, наконечник форсунки должен быть направлен к центру цилиндра (см. по стрелке, рис. 4).
- Несколько раз ударьте молотком по оправке до соприкосновения буртика (см. 2, рис. 3) оправки с опорой.
![Сборка блока цилиндров двигателя К4М](/images/stories/dvi/sbblo5.jpg)
Проверьте, правильно ли ориентированы форсунки охлаждения днищ поршней.
Метка «А» соответствует форсункам цилиндров 2 и 4, а метка «В» соответствует форсункам цилиндров 1 и 3 (см. рис. 5).
Вкладыши подшипников коленчатого вала
Не рекомендуется повторное использование вкладышей подшипников коленчатого вала.
При работе в мягкий слой вкладышей вкрапляются твердые частицы износа, такие вкладыши впоследствии ускоряют износ шеек коленчатого вала.
Подбор коренных вкладышей
![Сборка блока цилиндров двигателя К4М](/images/stories/dvi/sbblo6.jpg)
Двигатель оснащен вкладышами (см. рис. 6) без ориентирующих элементов (без направляющего «усика»).
Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot1493-01.
Размеры вкладышей коренных подшипников
Установка
![Сборка блока цилиндров двигателя К4М](/images/stories/dvi/sbblo7.jpg)
- - Установите во все постели блока цилиндров вкладыши с канавками (см. рис. 7).
- - Установите вкладыши с канавками в крышки коренных подшипников 2 и 4, а вкладыши без канавок в крышки коренных подшипников 1, 3 и 5.
![Сборка блока цилиндров двигателя К4М](/images/stories/dvi/sbblo8.jpg)
На заводе для установки вкладышей коренных подшипников используют направляющее приспособление (см. рис.8).
Вкладыш ставят в приспособление и подают внутрь до упора передней кромки вкладыша в выступ приспособления.
Проверка зазора в коренных подшипниках
При проверке зазора ни в коем случае не поворачивайте коленчатый вал.
- - Удалите остатки масла с коренных шеек и опор блока цилиндров.
- - Установите коленчатый вал и упорные полукольца коленчатого вала на 3-й опоре (канавками к щекам коленчатого вала).
![Сборка блока цилиндров двигателя К4М](/images/stories/dvi/sbblo9.jpg)
- - Отрежьте несколько кусочков калиброванной пластиковой проволоки от мотка (см. 1, рис.9).
- - Положите проволоку по оси коренных шеек коленчатого вала (вне зоны отверстий для смазки опор).
![Сборка блока цилиндров двигателя К4М](/images/stories/dvi/sbblo10.jpg)
- - Установите на штатные места крышки коренных подшипников коленчатого вала (см. рис. 10).
- - Штатно затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке.
- При этом пластиковая проволока будет раздавлена — она займет весь зазор между вкладышем и шейкой коленчатого вала.
- - Снимите крышки коренных подшипников и выньте коленчатый вал из постели.
- - По ширине сплющенной калиброванной проволоки, с помощью штатного шаблона, определите зазор между вкладышами и коренными шейками (2) (см. Рис. 10).
- - Проверьте величину зазора, которая должна составлять 0,027—0,054 мм.
- - Очистите коленчатый вал, и вкладыши коренных подшипников от остатков калиброванной проволоки.
Проверка осевого зазора коленчатого вала
- - Смажьте моторным маслом вкладыши коренных подшипников коленчатого вала. Смазывается только поверхность, направленная к шейке вала.
- - установите коленчатый вал.
- - Проверьте наличие упорных полуколец на 3-й опоре (канавки полуколец должны быть направлены к щекам коленчатого вала).
Посадочные поверхности опоры блока цилиндров и крышки коренного подшипника № 1 должны быть чистыми, сухими, без следов масла.
Избыток герметика будет выдавлен при затяжке деталей.
Попадание капель застывшего герметика в масло или охлаждающую жидкость может закупорить некоторые узлы и агрегаты (двигатель, радиатор и т.д.).
![Сборка блока цилиндров двигателя К4М](/images/stories/dvi/sbblo11.jpg)
- - Нанесите состав RHODORSEAL 5661 полосками шириной 1 мм (см. по стрелке, рис. 11).
- - Установите крышки коренных подшипников коленчатого вала, установив крышку №1 со стороны маховика (см. рис. 10).
- - Затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке.
- - Проверьте осевое перемещение коленчатого вала, которое должно составлять:
- - новые полукольца, мм. 0,045—0,252;
- - старые полукольца, мм. 0,045—0,852.
- - Проверьте легкость вращения коленчатого вала.
Установка вкладышей шатунных подшипников
![Сборка блока цилиндров двигателя К4М](/images/stories/dvi/sbblo12.jpg)
Двигатель оснащен гладкими вкладышами без направляющих усиков (см. 4, рис. 12). Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot1492.
- - Выберите оправку (1) в соответствии с моделью двигателя (модель двигателя см. метки (2)).
- - Установите оправку в паз корпуса (3).
- - Установите шатун на приспособление Mot. 1492.
- - Наденьте верхнюю головку шатуна к опорному штифту и прижмите шатун по стрелке (а).
- - Установите вкладыш на оправку.
- - Подайте оправку с вкладышем в нижнюю головку шатуна (b).
- - Извлеките оправку из головки шатуна и повторите операции с остальными шатунами.
- - Установите крышку шатуна на штифты корпуса.
- - Установите шатунный вкладыш на оправку (с).
- - Подайте оправку с вкладышем в крышку шатуна (d).
- - Извлеките оправку из крышки шатуна и аналогично соберите остальные крышки шатунов.
Сборка шатунов с поршнями и установка колец, рассмотрена в статье - «Сборка ШПГ»
Моменты затяжки крепежных соединений
Узел - Момент затяжки, Нм
- Болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала 20+62˚±4˚
- Болты крепления крышек шатунов 20+40˚±6˚
- Болты крепления крышки водяного насоса 15
- Болты крепления водяного насоса 17
- Болты крепления шкива водяного насоса 20
- Болт крепления обводного ролика 50
- Болты маслоуспокоителя и масляного насоса 24
- Болты крепления поддона картера 14
- Датчик уровня масла 16-24
- Ниппель масляного фильтра (без охладителя) 10-20
- Ниппель масляного фильтра (с охладителем) 55-60
- Датчик детонации 20
- Датчик давления масла 30
- Масляный фильтр 10-14
- Болты крепления трубопровода подвода охлаждающей жидкости 9
- Болты крепления обычного маховика 50-55
- Болты крепления двойного демпфирующего маховика 18-22,+50˚±6˚
- Болтов М6 крепления кожуха сцепления 15±10%
- Болтов М7 крепления кожуха сцепления 20±10%
- Болтов М8 крепления кожуха сцепления 25±10%
Продолжение статьи по сборке блока цилиндров К4М в следующей статье.