После того как подготовили узлы, и детали для сборки блока цилиндров приступаем к сборке.

Сборка шатуна с поршнем рассмотрена в статье – «Сборка поршня». 

Дефектация блока и коленчатого вала было рассмотрено в статье – «Подготовка блока и коленчатого вала».

Установка форсунок охлаждения поршней

Новые форсунки надо аккуратно запрессовать в отверстия блока цилиндров, данная операция усложняется тем, что форсунки малы, а доступ к посадочным отверстиям затруднен, поэтому мы рекомендуем использовать приспособления.

Установите на блок цилиндров пластину (2) приспособления Mot.1494, не затягивая два болта крепления (1) (см. рис. 1 и 2).

рис. 1. Установка форсунок цилиндров 1 и 3: 1 - болт крепления, 2 - пластина, 3 - кондуктор

При установке форсунок цилиндров 1 и 3 используется левое отверстие опоры (1) рисунок 1.

рис. 2. Установка форсунок цилиндров 2 и 4: 1 - болт крепления, 2 - пластина, 3 - кондуктор

При установке форсунок цилиндров 2 и 4 — правое отверстие (рисунок 2).

Все остальное проводится аналогично.

Установите кондуктор (3) в пластину (2). Для центровки пластины конец кондуктора должен войти в отверстие под форсунку.

  • - Затяните два болта крепления (1).
  • - Извлеките кондуктор (3).
рис. 3. Установка форсунок цилиндров 1 и 3: 1 - оправка, 2 - буртик

- Установите оправку (1) вместо кондуктора (см. рис. 3). Вставьте форсунку в оправку.

рис. 4. Оправка для установки форсунки в блок цилиндров

Примечание. Обратите внимание на направление установки форсунки, наконечник форсунки должен быть направлен к центру цилиндра (см. по стрелке, рис. 4).

- Несколько раз ударьте молотком по оправке до соприкосновения буртика (см. 2, рис. 3) оправки с опорой.

рис. 5. Проверка положения форсунки для охлаждения днищ поршней: А - форсунки цилиндров 2 и 4, В - форсункам цилиндров 1 и 3

Проверьте, правильно ли ориентированы форсунки охлаждения днищ поршней.

Метка «А» соответствует форсункам цилиндров 2 и 4, а метка «В» соответствует форсункам цилиндров 1 и 3 (см. рис. 5).

Вкладыши подшипников коленчатого вала

Не рекомендуется повторное использование вкладышей подшипников коленчатого вала.

При работе в мягкий слой вкладышей вкрапляются твердые частицы износа, такие вкладыши впоследствии ускоряют износ шеек коленчатого вала.

Подбор коренных вкладышей

рис. 6. А - вкладыши коренного или шатунного подшипника, В - вкладыш коренного подшипника

Двигатель оснащен вкладышами (см. рис. 6) без ориентирующих элементов (без направляющего «усика»).

Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot1493-01.

Размеры вкладышей коренных подшипников

Размеры вкладышей коренных подшипников

Установка

рис. 7. Расположение вкладышей коренных подшипников коленчатого вала
  • - Установите во все постели блока цилиндров вкладыши с канавками (см. рис. 7).
  • - Установите вкладыши с канавками в крышки коренных подшипников 2 и 4, а вкладыши без канавок в крышки коренных подшипников 1, 3 и 5.
рис. 8. Приспособление Mot.1493-01: а - вкладыш, б - упорный выступ

На заводе для установки вкладышей коренных подшипников используют направляющее приспособление (см. рис.8).

Вкладыш ставят в приспособление и подают внутрь до упора передней кромки вкладыша в выступ приспособления.

Проверка зазора в коренных подшипниках

При проверке зазора ни в коем случае не поворачивайте коленчатый вал.

  • - Удалите остатки масла с коренных шеек и опор блока цилиндров.
  • - Установите коленчатый вал и упорные полукольца коленчатого вала на 3-й опоре (канавками к щекам коленчатого вала).
рис. 9. Проверка зазора в подшипнике калиброванной пластиковой проволокой: 1 - калиброванная сплющенная проволока, 2 - шаблон
  • - Отрежьте несколько кусочков калиброванной пластиковой проволоки от мотка (см. 1, рис.9).
  • - Положите проволоку по оси коренных шеек коленчатого вала (вне зоны отверстий для смазки опор).
рис. 10. Последовательность затяжки болтов крышек коренных подшипников
  • - Установите на штатные места крышки коренных подшипников коленчатого вала (см. рис. 10).
  • - Штатно затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке.
  • При этом пластиковая проволока будет раздавлена — она займет весь зазор между вкладышем и шейкой коленчатого вала.
  • - Снимите крышки коренных подшипников и выньте коленчатый вал из постели.
  • - По ширине сплющенной калиброванной проволоки, с помощью штатного шаблона, определите зазор между вкладышами и коренными шейками (2) (см. Рис. 10).
  • - Проверьте величину зазора, которая должна составлять 0,027—0,054 мм.
  • - Очистите коленчатый вал, и вкладыши коренных подшипников от остатков калиброванной проволоки.

Проверка осевого зазора коленчатого вала

  • - Смажьте моторным маслом вкладыши коренных подшипников коленчатого вала. Смазывается только поверхность, направленная к шейке вала.
  • - установите коленчатый вал.
  • - Проверьте наличие упорных полуколец на 3-й опоре (канавки полуколец должны быть направлены к щекам коленчатого вала).

Посадочные поверхности опоры блока цилиндров и крышки коренного подшипника № 1 должны быть чистыми, сухими, без следов масла.

Избыток герметика будет выдавлен при затяжке деталей.

Попадание капель застывшего герметика в масло или охлаждающую жидкость может закупорить некоторые узлы и агрегаты (двигатель, радиатор и т.д.).

рис. 11. Места нанесения герметика 5661
  • - Нанесите состав RHODORSEAL 5661 полосками шириной 1 мм (см. по стрелке, рис. 11).
  • - Установите крышки коренных подшипников коленчатого вала, установив крышку №1 со стороны маховика (см. рис. 10).
  • - Затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке.
  • - Проверьте осевое перемещение коленчатого вала, которое должно составлять:
  • - новые полукольца, мм. 0,045—0,252;
  • - старые полукольца, мм. 0,045—0,852.
  • - Проверьте легкость вращения коленчатого вала.

Установка вкладышей шатунных подшипников

рис. 12. Применение приспособления Mot1492 при установке вкладышей шатунных подшипников: 1 - оправка, 2 - маркировка, 3 - корпус приспособления, 4 - вкладыш шатунного подшипника

Двигатель оснащен гладкими вкладышами без направляющих усиков (см. 4, рис. 12). Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot1492.

  • - Выберите оправку (1) в соответствии с моделью двигателя (модель двигателя см. метки (2)).
  • - Установите оправку в паз корпуса (3).
  • - Установите шатун на приспособление Mot. 1492.
  • - Наденьте верхнюю головку шатуна к опорному штифту и прижмите шатун по стрелке (а).
  • - Установите вкладыш на оправку.
  • - Подайте оправку с вкладышем в нижнюю головку шатуна (b).
  • - Извлеките оправку из головки шатуна и повторите операции с остальными шатунами.
  • - Установите крышку шатуна на штифты корпуса.
  • - Установите шатунный вкладыш на оправку (с).
  • - Подайте оправку с вкладышем в крышку шатуна (d).
  • - Извлеките оправку из крышки шатуна и аналогично соберите остальные крышки шатунов.

Сборка шатунов с поршнями и установка колец, рассмотрена в статье  - «Сборка ШПГ»

Моменты затяжки крепежных соединений

Узел - Момент затяжки, Нм

  • Болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала 20+62˚±4˚
  • Болты крепления крышек шатунов 20+40˚±6˚
  • Болты крепления крышки водяного насоса 15
  • Болты крепления водяного насоса 17
  • Болты крепления шкива водяного насоса 20
  • Болт крепления обводного ролика 50
  • Болты маслоуспокоителя и масляного насоса 24
  • Болты крепления поддона картера 14
  • Датчик уровня масла 16-24
  • Ниппель масляного фильтра (без охладителя) 10-20
  • Ниппель масляного фильтра (с охладителем) 55-60
  • Датчик детонации 20
  • Датчик давления масла 30
  • Масляный фильтр 10-14
  • Болты крепления трубопровода подвода охлаждающей жидкости 9
  • Болты крепления обычного маховика 50-55
  • Болты крепления двойного демпфирующего маховика 18-22,+50˚±6˚
  • Болтов М6 крепления кожуха сцепления 15±10%
  • Болтов М7 крепления кожуха сцепления 20±10%
  • Болтов М8 крепления кожуха сцепления 25±10%

Продолжение статьи по сборке блока цилиндров К4М в следующей статье.