Чтобы предупредить внезапный отказ системы тормозов автомобиля нужно при каждом техническом осмотре проверять герметичность деталей тормозной системы и исправность тормозных механизмов.
Все резиновые детали, не зависимо от их состояния, нужно заменять через 100 000 км пробега или через 5 лет эксплуатации автомобиля.
Тормозную жидкость нужно заменять через 90 км пробега или через 6 лет эксплуатации по рекомендациям завода.
Но желательно заменять тормозную жидкость через 2 года эксплуатации.
Осмотр части гидропривода, работающей под давлением нужно проводить с помощником.
Он должен нажать на педаль тормоза четыре-пять раз и удерживать ее нажатой пока осматривается гидропривод.
При обнаружении нарушения герметичности соединений подтяните хомуты, заглушки, гайки.
Шланги и трубопроводы с механическими повреждениями замените.
Если негерметичны рабочие цилиндры, отремонтируйте или замените их.
Потребуются специальные ключи для гаек трубопроводов или ключи на 8, 11, 14.
Осматриваем бачок главного тормозного цилиндра
Осматриваем соединения трубопроводов
Проверяем, нет ли утечек жидкости из соединений тормозных трубок со шлангами.
Осматриваем тормозные шланги.
На шлангах не должно быть трещин, надрывов и потертостей.
При нажатии на педаль тормоза, на шланге не должно быть вздутия.
Осматриваем соединения шлангов с рабочими цилиндрами и клапана для выпуска воздуха тормозных механизмов передних колес
Осматриваем соединения шлангов с рабочими цилиндрами и клапана для выпуска воздуха тормозных механизмов задних колес
Проверяем крепление трубопроводов в держателях.
Ослабление или поломка держателей приводит к вибрации и, как следствие, к поломке трубопроводов.
Проверяем состояние трубопроводов и шлангов, а также их соединения на балке задней подвески, крепление трубопроводов к кузову автомобиля и к балке задней подвески, соединение трубопроводов с регулятором тормозных сил в гидроприводе задних тормозов.
Проверка и регулировка педали тормоза
По положению педали тормоза, можно судить об исправности тормозной системы.
Если педаль находится от пола на расстоянии, большем нормативного, возможно неполное растормаживание колес при отпускании педали.
Если педаль находится слишком низко, возможно снижение эффективности тормозов, вызванное уменьшением рабочего хода педали.
Потребуются инструменты: линейка, пассатижи, ключ на 13.
Нажимаем на педаль тормоза до упора и измеряем расстояние от накладки педали до пола
(линейка должна быть установлена перпендикулярно плоскости пола)
Отпускаем педаль и повторно измеряем расстояние от накладки педали до пола в свободном состоянии.
Это расстояние должно быть 100-105 мм.
Разность размеров при двух измерениях и является полным рабочим ходом педали, который должен быть 60-65 мм.
Если расстояние не соответствует, указанным интервалам, регулируем его, изменяя длину толкателя вакуумного усилителя тормоза.
Отсоединяем вилку толкателя от педали тормоза
Ослабляем затяжку контргайки «Б» вилки.
И удерживая толкатель «В» от проворачивания, вращаем вилку «А» в нужную сторону.
Один оборот вилки изменяет положение педали тормоза примерно на 5 мм.
Проверяем свободный ход педали тормоза, для этого перемещаем педаль рукой до момента прекращения перемещения педали без сопротивления.
Определяем по линейке свободный ход, который должен составлять 8-10 мм.
Несоответствие свободного хода указанному может быть вызвано:
- повышенным люфтом в соединении вилки толкателя вакуумного усилителя и педали.
Это может быть следствием износа пальца вилки в отверстии в вилке и педали;
- неправильно отрегулировано расстояние от площадки педали до пола в свободном состоянии;
- неправильно отрегулирован размер «Х» между торцом регулировочного болта штока вакуумного усилителя тормозов и фланцем его корпуса для присоединения главного тормозного цилиндра.
Если рабочий ход педали больше 8-10 мм, то это указывает на наличие воздуха в гидроприводе тормозов или на предельный износ накладок тормозных колодок, тормозных дисков или барабанов. Удалите воздух из гидропривода или замените колодки, диски или тормозные барабаны.
Если нажатая до упора и удерживаемая в этом положении педаль постепенно перемещается к полу, это указывает на утечку жидкости из гидропривода или на неисправность главного тормозного цилиндра.
Проверка работы вакуумного усилителя тормозов
При неисправном вакууме возрастает усилие на педали тормоза.
Для проверки вакуумного усилителя понадобится резиновая груша и отвертка.
При выключенном двигателе нажимаем пять-шесть раз на педаль тормоза.
Удерживая педаль тормоза в нажатом положении, запускаем двигатель.
Педаль тормоза должна переместиться вперед.
Если этого не произошло проверяем плотность посадки наконечника вакуумного шланга на штуцере впускной трубы и плотность посадки штуцера обратного клапана вакуумного шланга в корпусе вакуумного усилителя
Для проверки обратного клапана снимаем вакуумный шланг в сборе, для чего:
- сжимаем фиксатор и отсоединяем вакуумный шланг от штуцера впускной трубы;
- отверткой вынимаем штуцер обратного клапана из корпуса вакуумного усилителя;
- снимаем шланг в сборе с обратным клапаном.
Надеваем на штуцер обратного клапана, которым клапан вставляется в усилитель, резиновую грушу и сжимаем ее. Воздух должен выйти через клапан.
Отпускаем грушу. Если она осталась в сжатом состоянии, значит, клапан исправен.
В противном случае заменяем обратный клапан. При отсутствии груши можно продуть клапан ртом.
Устанавливаем детали в обратном порядке.
Проверка износа тормозных колодок и барабанов
Потребуется штангенциркуль или линейка
Устанавливаем автомобиль на подъемник или смотровую канаву
Снимаем переднее колесо
Проверяем через отверстие в корпусе тормозной скобы состояние накладок колодок.
Если толщина накладок вместе с основанием меньше допустимого значения, указанного в таблице, заменяем колодки.
Размеры тормозных колодок, дисков и барабанов
Автомобиль с двигателем K7J
Передние тормозные механизмы:
- Диаметр тормозного диска 238 мм
- Толщина тормозного диска 12 мм
- Максимально допустимое биение тормозного диска 0,07 мм
- Минимально допустимая толщина тормозного диска 10,6 мм
- Толщина фрикционной накладки тормозной колодки, включая основание 18 мм
- Минимально допустимая толщина фрикционной накладки тормозной колодки, включая основание 6 мм
Задние тормозные механизмы
- Диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 180,25 мм
- Максимально допустимый диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 181,25 мм
- Минимально допустимая толщина фрикционной накладки тормозной колодки, включая основание 3,5 мм
Автомобиль с двигателем K7M
Передние тормозные механизмы:
- Диаметр тормозного диска 259 мм
- Толщина тормозного диска 12 мм
- Максимально допустимое биение тормозного диска 0,07 мм
- Минимально допустимая толщина тормозного диска 10,6 мм
- Толщина фрикционной накладки тормозной колодки, включая основание 18 мм
- Минимально допустимая толщина фрикционной накладки тормозной колодки, включая основание 6 мм
Задние тормозные механизмы
- Диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 180,25 мм
- Максимально допустимый диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 204,45 мм
- Минимально допустимая толщина фрикционной накладки тормозной колодки, включая основание 3,5 мм
Автомобиль с двигателем K4M
Передние тормозные механизмы:
- Диаметр тормозного диска 259 мм
- Толщина тормозного диска 20,7 мм
- Максимально допустимое биение тормозного диска 0,07 мм
- Минимально допустимая толщина тормозного диска 17,7 мм
- Толщина фрикционной накладки тормозной колодки, включая основание 18 мм
- Минимально допустимая толщина фрикционной накладки тормозной колодки, включая основание 6 мм
Задние тормозные механизмы
Диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 203,3 мм
Максимально допустимый диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 204,45 мм
Минимально допустимая толщина фрикционной накладки тормозной колодки, включая основание 3,5 мм
Измеряем толщину тормозного диска
Если его толщина меньше допустимого значения, заменяем тормозной диск
На автомобиле с двигателем K4M установлены вентилируемые тормозные диски
Для проверки износа тормозных колодок заднего тормозного механизма снимаем заднее колесо и тормозной барабан.
Измеряем толщину накладки вместе с основание. Если толщина меньше допустимого, заменяем колодки.
Измеряем диаметр рабочей поверхности тормозного барабана. Если диаметр больше допустимого, барабан заменяем.
Проверка стояночного тормоза
Ручник должен удерживать автомобиль на уклоне 25% при перемещении рычага в салоне автомобиля на 5-7 зубцов храпового устройства.
Находим эстакаду или погрузочный пандус высотой H = 1,25 м при длине въезда L = 5 м.
Такое соотношение соответствует уклону 25%
Если нет такой эстакады, устанавливаем автомобиль на ровной площадке.
Рычаг переключения передач устанавливаем в нейтральное положение, поднимаем полностью рычаг стояночного тормоза.
Выходим из автомобиля и пробуем сдвинуть его с места.
Если вам это удалось, необходимо срочно отрегулировать или отремонтировать стояночный тормоз.