Проверку технического состояния ремня нужно проводить при каждом техническом обслуживании автомобиля

Срок замены ремня, независимо от состояния его 60 тысяч км пробега или четыре календарных года, в зависимости оттого, что наступит раньше.

Обрыв ремня может привести к значительному ремонту двигателя.

Поршни двигателя и клапаны могут получить значительные повреждения.

Клапана или обрываются или гнутся, а поршня разрушаются. Также получают повреждения шатуны.

При осмотре ремня нужно обращать внимание, чтобы не было трещин, порезов, отслоений.

Поверхность ремня не должна иметь следов масла.

На двигателях F4R и K4M шкивы не имеют установочных меток, поэтому нужно иметь специальные приспособления для установки распределительных валов в положение ВМТ первого цилиндра и специальный палец для фиксации коленчатого вала в ВМТ первого цилиндра.

Приспособления конечно можно изготовить самим по рисункам, приведенным в этой статье.

Подготавливаем автомобиль для выполнения задания.

Устанавливаем его на подъемник или смотровую канаву.

Снимаем правую опору силового агрегата для этого:

Подставляем под поддон картера через деревянный или резиновый брусок домкрат.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Извлекаем из держателей, расположенных на кронштейне опоры топливные трубки

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Вынимаем держатель жгута проводов из отверстия кронштейна опоры

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Головкой на 16 откручиваем три болта крепления кронштейна опоры к верхней крышке привода ГРМ

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Откручиваем три болта крепления опоры к кузову

Снимаем правую опору

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Снимаем правый грязезащитный щиток (статья – Снятие защиты двигателя, подкрылков и брызговиков Рено Дастер)

Проверка и замена ремня на двигателе K4M 1,6 л

Привод ГРМ двигателя К4М: 1 - зубчатый шкив коленчатого вала, 2 - ремень привода ГРМ, 3 - натяжной ролик, 4 - зубчатый шкив распределительного вала привода выпускных клапанов, 5 - зубчатый шкив распределительного вала впускных клапанов, 6 - опорный ролик, 7 - зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости

Расположение и схема установки ремня показана на рисунке 6.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Головкой на 13 откручиваем три болта и две гайки крепления верхней крышки привода ГРМ

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Снимаем верхнюю крышку

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Головкой на 18 проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке и осматриваем ремень ГРМ

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

При нормальном натяжении ремня указатель 1 должен совпадать с выемкой указателя 2 натяжного ролика

Если подвижный указатель смещен относительно неподвижного указателя, то подтягиваем ремень.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Ослабляем ключом на 13 затяжку гайки крепления натяжного ролика и шестигранником на 6 поворачиваем ролик по часовой стрелке, натягивая ремень до совмещения указателей.

Удерживая в этом положении, затягиваем гайку крепления ролика.

Для замены ремня снимаем ремень вспомогательных агрегатов (статья – Проверка и замена ремня вспомогательных агрегатов Renault Duster)

Снимаем верхнюю крышку привода ГРМ

Включаем пятую передачу и помощник нажимает на педаль тормоза

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Головкой на 18 откручиваем болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Извлекаем болт с шайбой

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Снимаем шкив привода вспомогательных агрегатов

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Головкой на 8 откручиваем четыре болта крепления нижней крышки привода ГРМ

Снимаем крышку

Устанавливаем коленчатый и распределительные валы в положение верхней мертвой точки первого цилиндра. Для этого выкручиваем все свечи.

Вкручиваем болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов на место, установив набор подходящих шайб.

Для определения положения распределительных валов необходимо извлечь заглушки из отверстий в левом торце головки цилиндров.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Снимаем воздухозаборник с резонатором

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

В центре заглушки протыкаем отверткой отверстие

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Извлекаем заглушку из отверстия в блоке цилиндров. Также извлекаем другую заглушку

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке, пазы на торцах распределительных валов должны занять горизонтальное положение, и смещены вниз относительно осей распределительных валов

Для фиксации распределительных валов в этом положении можно изготовить приспособление из металлической пластины толщиной пять миллиметров.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Размеры приспособления показаны на рисунке

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Устанавливаем приспособление в пазы валов

Проверяем нахождение коленчатого вала в положении ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров. Для этого:

Снятие пробки отверстия под фиксатор ВМТ: 1 - пробка отверстия под фиксатор ВМТ

Откручиваем пробку головкой E14

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Вставляем установочный палец в отверстие (показано со снятым поддоном)

При нахождении коленчатого вала в положении ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров, установочный палец 1 должен ввернуться в отверстие до конца резьбы и упереться в отфрезерованную площадку 2 на щеке коленчатого вала.

После этого коленчатый вал будет невозможно провернуть.

Если при вворачивании установочного пальца он упрется, а торец регулировочной гайки на пальце при этом не соприкоснется с торцом бобышки отверстия в блоке цилиндров (между гайкой и бобышкой останется зазор), то нужно немного провернуть (вынув приспособление из пазов распределительных валов) коленчатый вал против часовой стрелки.

Затем нужно ввернуть установочный палец в отверстие блока цилиндров до конца (до соприкосновения торцов гайки пальца и бобышки отверстия в блоке) и провернуть коленчатый вал по часовой стрелке до упора площадки щеки вала в палец.

Устанавливаем приспособление для фиксации распределительных валов, если оно было снято.

В качестве установочного пальца можно применить болт М10

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

На болт накручиваем две регулировочные гайки и законтриваем их так, чтобы длина резьбовой части болта была равна 75 мм.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Поворачиваем ролик против часовой стрелки, уменьшая натяжение привода ГРМ

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Снимаем ремень с натяжного ролика

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Снимаем ремень со шкивов насоса охлаждающей жидкости, коленчатого и распределительных валов

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Маркировка ремня (количество зубьев 131, ширина 25,4 мм)

При замене ремня желательно заменить натяжной и опорный ролик, для этого откручиваем гайку крепления натяжного ролика

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Снимаем натяжной ролик со шпильки корпуса насоса охлаждающей жидкости

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Ключом TORXT50 откручиваем винт крепления опорного ролика

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Снимаем опорный ролик и его втулку.

Установка ремня ГРМ

Ремень ориентируем так, чтобы стрелки на ремне совпадали с направлением движения ремня по часовой стрелке.

Устанавливаем ремень на зубчатые шкивы коленчатого вала, насоса охлаждающей жидкости, шкивы распределительных валов.

Затем одновременно надеваем ремень на натяжной ролик и устанавливаем ролик на шпильку корпуса насоса охлаждающей жидкости.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

При монтаже натяжного ролика вставляем отогнутый конец 1 кронштейна ролика в углубление 2 корпуса насоса охлаждающей жидкости.

Регулируем натяжение ремня, как описано выше.

Выкручиваем фиксирующий палец из отверстия в блоке цилиндров и снимаем приспособление для фиксации распределительных валов.

Прокручиваем коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке, пока пазы на распределительных валах не займут положение соответствующее верхней мертвой точки 1-го поршня.

Закручиваем пробку в отверстие блока цилиндров.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Легкими ударами молотка с пластмассовым бойком запрессовываем новые заглушки в отверстия головки блока цилиндров.

Собираем детали в обратном порядке.

Болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов заменяем новым и затягиваем моментом 40 Нм, затем доворачиваем на 110˚.

Болт крепления кронштейна натяжного ролика ремня привода вспомогательных агрегатов закручиваем моментом 21 Нм.

Болт крепления опорного ролика ремня привода ГРМ затягиваем моментом 50 Нм.

Гайку крепления натяжного ролика ремня привода ГРМ затягиваем моментом 28 Нм.

Болт М8 крепления верхней крышки привода ГРМ затягиваем моментом 22 Нм.

Болт М10 крепления верхней крышки привода ГРМ затягиваем моментом 44 Нм.

Болт крепления нижней крышки привода ГРМ затягиваем моментом 8 Нм.

Проверка и замена ремня ГРМ на двигателе F4R 2,0 л

Выполняем подготовительные операции, как было описано в начале статьи.

Привод ГРМ двигателя F4R: 1 - зубчатый шкив коленчатого вала, 2 - ремень привода ГРМ, 3 - опорный ролик ремня, 4 - натяжной ролик ремня, 5 - зубчатый шкив распределительного вала выпускных клапанов, 6 - исполнительный механизм системы изменения фаз газораспределения, 7 - шкив насоса охлаждающей жидкости

Схема установки ремня показана на рисунке 1

Снимаем правую опору, как описано выше

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Головкой на 13 откручиваем три болта и две гайки крепления верхней крышки привода ГРМ

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Снимаем крышку

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Головкой на 18 проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке и оцениваем состояние ремня

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

При нормальном натяжении ремня подвижный указатель 1 должен совпадать с выемкой неподвижного указателя

Если подвижный указатель смещен, то ремень подтягиваем

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Накидным ключом на 10 ослабляем затяжку гайки крепления натяжного ролика и шестигранником на 6 поворачиваем ролик по часовой стрелке, натягивая ремень до совмещения меток.

Затягиваем гайку в этом положении.

Для замены ремня ГРМ снимаем ремень вспомогательных агрегатов (статья – Проверка и замена ремня вспомогательных агрегатов Renault Duster).

После этого откручиваем шкив привода ремня вспомогательных агрегатов, как было описано выше.

Если при этом болт крепления шкива не удается открутить, то вал необходимо застопорить.

Для этого:

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Головкой на 13 откручиваем болт крепления пластмассового держателя жгутов проводов к картеру сцепления

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Вынимаем болт

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Поддеваем плоской отверткой пистон крепления держателя жгутов проводов и извлекаем его из отверстия корпуса термостата

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

отводим держатель со жгутами проводов от картера сцепления.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Вставляем через окно в картере сцепления отвертку между зубьями венца маховика

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Головкой на 18 откручиваем болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Головкой на 8 откручиваем пять болтов крепления нижней крышки привода ГРМ

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Снимаем крышку

Для проворачивания коленчатого вала вкручиваем на место болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов, установив втулку или шайбы между болтом и торцом вала.

Выкручиваем все свечи зажигания для облегчения прокручивания коленчатого вала.

Извлекаем заглушки распределительных валов, как было описано выше.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке, пока пазы не займут горизонтальное положение и будут расположены вниз относительно осей распределительных валов.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Головкой Е-14 выкручиваем из отверстия блока цилиндров заглушку

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Извлекаем заглушку

Вставляем в отверстие блока цилиндров установочный палец

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

При нахождении коленчатого вала в положение ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров палец должен войти в прямоугольный паз на щеке коленчатого вала и заблокировать вал.

При попытке повернуть коленчатый вал в ту или иную сторону он должен не двигаться.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

При правильном положении паз 1 на его носке должен расположиться между двумя ребрами 2 крышки блока цилиндров.

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

При сборке двигателя положение коленчатого вала в ВМТ 1-го и 4-го цилиндров удобно контролировать по совпадению впадины 1 задающего диска (для датчика положения коленчатого вала) на маховике с приливом 2 на блоке цилиндров (3 – отверстие для болта верхнего переднего крепления коробки передач).

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Устанавливаем в пазы распределительных валов приспособление для фиксации

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Шестигранником на 6 поворачиваем ролик против часовой стрелки, ослабляя натяжение ремня

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Снимаем ремень привода ГРМ

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Маркировка ремня привода ГРМ (количество зубьев – 126, ширина 25,4 мм)

Заменяем натяжной и опорный ролики для этого:

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Открутив гайку крепления снимаем натяжной ролик со шпильки головки блока цилиндров

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Головкой на 16 откручиваем болт крепления опорного ролика к блоку цилиндров

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

Снимаем опорный ролик и его установочную втулку

Проверка и замена ремня ГРМ автомобиля Renault Duster

При установке натяжного ролика вставляем отогнутый конец 1 его кронштейна в углубление 2 головки блока цилиндров и наживляем гайку крепления ролика

Стрелки на ремне при установке ремня должны совпадать с направлением движения ремня (по часовой стрелке).

Заводим переднюю ветвь ремня под шкив насоса охлаждающей жидкости, а заднюю ветвь ремня – под натяжной и опорный ролик.

Регулируем натяжение ремня привода ГРМ, как описывалось выше.

Вынимаем установочный палец из отверстия в блоке цилиндров и снимаем приспособление для фиксации распределительных валов.

Проворачиваем коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке до момента, пока пазы на торцах распределительных валов не займут нужного положения.

Проверяем фазы газораспределения и натяжение ремня и при необходимости повторяем регулировки.

Устанавливаем на место резьбовую пробку и запрессовываем новые заглушки распределительных валов, как показано для двигателя 1,6 л.

Собираем детали в обратном порядке.

Болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов заменяем новым и затягиваем моментом 40 Нм, затем доворачиваем на 110˚.

Болт крепления кронштейна натяжного ролика ремня привода вспомогательных агрегатов закручиваем моментом 21 Нм.

Болт крепления опорного ролика ремня привода ГРМ затягиваем моментом 50 Нм.

Гайку крепления натяжного ролика ремня привода ГРМ затягиваем моментом 28 Нм.

Болт М8 крепления верхней крышки привода ГРМ затягиваем моментом 22 Нм.

Болт М10 крепления верхней крышки привода ГРМ затягиваем моментом 44 Нм.

Болт крепления нижней крышки привода ГРМ затягиваем моментом 8 Нм.