На автомобили ГАЗель Некст, оснащенные механической коробкой передач, устанавливают сухое однодисковое сцепление с центральной диафрагменной нажимной пружиной.
Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач.
Оно предназначено для разъединения и соединения маховика, расположенного на коленчатом валу двигателя, и первичного вала коробки передач.
Сцепление состоит из ведомого (фрикционного) диска, кожуха сцепления с нажимным диском и диафрагменной пружиной, а также механизма выключения сцепления.
Нажимной диск смонтирован в стальном штампованном кожухе, прикрепленном болтами к маховику двигателя.
Ведомый диск установлен на шлицах первичного вала коробки передач и зажат диафрагменной пружиной между маховиком и нажимным диском.
Гидравлический привод выключения сцепления состоит из главного и рабочего цилиндров, педали сцепления, трубопровода гидропривода выключения сцепления и соединительного шланга.
Педаль сцепления соединена с главным цилиндром с помощью толкателя, который снабжен регулировочным узлом.
В исходное положение педаль возвращает пружина.
Датчик информирует электронный блок системы управления двигателем о положении педали сцепления в каждый конкретный момент.
Главный цилиндр соединен шлангом с бачком, установленным на главном тормозном цилиндре (бачок общий для обоих главных цилиндров).
В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость.
Возможные неисправности сцепления и способы устранения
Причина неисправности (Способы устранения)
Неполное выключение сцепления (сцепление ведет):
- Затрудненное перемещение ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач
Зачистите шлицы
- Коробление ведомого диска
Замените ведомый диск
- Лепестки диафрагменной пружины не лежат в одной плоскости или изношенны
Замените нажимной диск
- Воздух в системе гидравлического привода сцепления
Прокачайте систему
Неполное включение сцепления (пробуксовка, снижение динамики разгона):
- Снижение усилия диафрагменной пружины
Замените нажимной диск в сборе
- Износ фрикционных накладок, рабочих поверхностей маховика и нажимного диска
Замените ведомый диск. Замените маховик или нажимной диск
- Замасливание фрикционных накладок ведомого диска
Устраните причины попадания масла на фрикционные накладки.
Замените ведомый диск
- Затрудненное перемещение ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач
Зачистите шлицы
- Лепестки диафрагменной пружины лежат в одной плоскости или изношены
Замените нажимной диск
- Медленный возврат поршня рабочего цилиндра в исходное положение при полностью отпущенной педали сцепления; засорение компенсационного отверстия главного цилиндра или разбухание манжеты
Очистите от загрязнения цилиндр или замените манжету
Неполное включение сцепления (ощутимые рывки при включении):
- Износ фрикционных накладок
Замените ведомый диск
- Замасливание фрикционных накладок ведомого диска
Устраните причины попадания масла на фрикционные накладки.
Замените ведомый диск
- Лепестки диафрагменной пружины лежат не в одной плоскости или изношены
Замените нажимной диск
- Потеря упругости пластинчатых пружин и демпферных пружин ведомого диска
Замените ведомый диска
Повышенный шум и вибрация при работе сцепления:
- Поломка или потеря упругости демпферных пружин ведомого диска
Замените ведомый диск
- Отсутствие смазки или дефекты подшипника выключения сцепления (выжимной подшипник)
Замените подшипник или муфту с подшипником
- Износ фрикционной шайбы ведомого диска
Замените ведомый диск
Не удерживается давление в приводе выключения сцепления (при плавном нажатии педаль доходит до упора, а сцепление не выключается):
- Загрязнение главного цилиндра или большой износ его зеркала
Промойте или замените главный цилиндр
- Износ или повреждение манжеты поршня главного цилиндра
Замените манжету
- Подтекание жидкости через манжету рабочего цилиндра привода выключения сцепления, нарушение герметичности трубопровода
Замените манжету или рабочий цилиндр, подтяните крепление трубопровода
- Наличие воздуха в гидравлическом приводе выключения сцепления
Прокачайте привод, удалите воздух
Повышенный шум в сцеплении при работе двигателя:
- Отсутствие смазки или дефекты выжимного подшипника
Замените подшипник или муфту с подшипником
- Слабая затяжка соединений гидравлического привода выключения сцепления
Затяните соединения
Скрип втулок педали сцепления:
- Отсутствие смазки в пластмассовых втулках педали сцепления
Смажьте втулки графитной смазкой
- Износ пластмассовых втулок педали сцепления
Замените втулки
- Поломка или потеря упругих свойств возвратной пружины
Замените пружину
Замена жидкости и прокачка сцепления
Ввиду того, что гидропривод выключения сцепления и рабочая тормозная система объединены одним бачком, замена рабочей жидкости в гидроприводе выключения сцепления происходит при смене тормозной жидкости в гидроприводе тормозов.
Согласно рекомендации завода-изготовителя заменять жидкость следует через тридцать тысяч, км пробега или 2 года эксплуатации (в зависимости оттого, что наступит раньше)
В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость DOT-4.
Эта жидкость гигроскопична (быстро впитывает влагу из воздуха).
Образовавшийся в главном и рабочем цилиндрах конденсат вызывает коррозию деталей и отказ гидропривода, поэтому рекомендуем заменять жидкость независимо от пробега.
Снимаем защитный колпачок с клапана удаления воздуха на рабочем цилиндре сцепления.
Надеваем на клапан шланг и опускаем его конец в емкость с небольшим количеством тормозной жидкости.
Просим помощника резко нажать на педаль сцепления четыре-пять раз с интервалом одна – две секунды, а затем удерживать ее нажатой.
Выкручиваем клапан на ¾ оборота.
Из шланга в емкость будет вытекать старая (грязная) жидкость.
Как только жидкость перестанет вытекать, закручиваем клапан выпуска воздуха.
Постоянно следите за уровнем жидкости в бачке, не допуская ее снижения до метки «MIN» на стенке бачка, так как при более низком уровне вы можете не заметить момент полного осушения секции гидропривода выключения сцепления в бачке и в систему попадет воздух.
В этом случае гидропривод придется прокачивать. При необходимости доливайте новую тормозную жидкость.
Таким образом, обеспечивается постепенное вытеснение старой жидкости новой без осушения гидросистемы.
Повторяем операцию до полной замены жидкости (из шланга должна вытекать чистая жидкость без пузырьков воздуха).
После замены жидкости надеваем защитный колпачок на клапан выпуска.
Доливаем тормозную жидкость до уровня 15-20 мм от верхней кромки бачка. Закрываем бачок пробкой.