Система состоит из электронного блока управления, микропереключателя, клапана экономайзера принудительного холостого хода, электромагнитного клапана, соединительных шлангов и проводов (рис. 1)
Блок управляет работой электромагнитного клапана в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.
На режиме холостого хода блок управления подает напряжение на выводы электромагнитного клапана, который открывается и пропускает разрежение из задроссельного пространства карбюратора к экономайзеру. Клапан экономайзера в свою очередь открывает канал холостого хода.
При повышении частоты вращения свыше 1600 мин–1, блок отключает питание обмотки электромагнитного клапана.
При этом пространство над диафрагмой экономайзера через клапан соединяется с атмосферой, разрежение падает, и клапан экономайзера под действием пружины перекрывает канал холостого хода.
Когда частота вращения снижается до 1300 мин–1, блок управления вновь подает напряжение на электромагнитный клапан.
Клапан открывается, пропуская разрежение к диафрагме экономайзера и, клапан экономайзера открывает канал холостого хода.
Электромагнитный клапан обесточивается при выключении зажигания, тем самым исключается самовоспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах.
Микропереключатель установлен на карбюраторе.
При открывании дроссельной заслонки он подает напряжение на электромагнитный клапан, минуя блок управления.
Проверка и замена электромагнитного клапана системы ЭПХХ
Выключаем зажигание и снимаем наконечники проводов с выводов электромагнитного клапана
Снимаем шланги с патрубков клапана, пометив их положение
Крестовой отверткой откручиваем винт крепления клапана и наконечника провода «массы»
Проверяем работу клапана, для чего подаем напряжение 12 В (постоянного тока) на выводы клапана.
Ртом создаем давление в его боковом патрубке.
У исправного клапана воздух должен выходить через второй патрубок, а при снятии напряжения — через воздушный фильтр клапана.
Неисправный клапан заменяем.
Устанавливая клапан, убедитесь в правильности подсоединения шлангов к нему: боковой патрубок соединяется с экономайзером, а центральный — с задроссельным пространством карбюратора.
Подсоединяем наконечники проводов к выводам клапана в произвольном порядке.
Проверка и замена блока управления
Проверку блока управления ЭПХХ рекомендуется проводить автомобильным тестером с функцией тахометра
Отсоединяем провода от микропереключателя карбюратора
Снимаем с наконечников проводов изоляционные трубки
Подсоединяем к выводам электромагнитного клапана зажимы вольтметра
Вместо вольтметра можно использовать контрольную лампу
Подсоединяем тестер (тахометр) к двигателю и пускаем двигатель
Вольтметр должен показать наличие напряжения
Увеличиваем частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Когда частота достигнет 1600 мин–1, блок должен отключить подачу электропитания на клапан, а после падения частоты вращения до 1200 мин–1 — вновь включить.
Неисправный блок питания заменяем.
При выключенном зажигании, под панелью приборов, отсоединяем колодку проводов от блока управления
Крестовой отверткой откручиваем два винта крепления блока
Устанавливаем новый блок в обратном порядке
Регулировка положения микропереключателя
Отсоединяем наконечник провода от микропереключателя.
Подсоединяем к его выводам омметр.
При отпущенной педали «газа» контакты микропереключателя должны быть разомкнуты (омметр должен показывать большое сопротивление), при легком нажатии на педаль — замкнуты (сопротивление, показываемое омметром, близко к нулю).
Для регулировки отверткой ослабляем два винта крепления микропереключателя
Перемещая микропереключатель, добиваемся его оптимального положения, после чего затягиваем винты