После того как разобрали двигатель нужно тщательно отмыть все детали бензином и удалить нагар.
Перед сборкой двигателя нужно продефектировать блок цилиндров, головку блока цилиндров и все основные детали для сборки двигателя.
Проверить герметичность рубашки охлаждения блока, для этого заглушить в блоке все отверстия деревянными пробками, кроме одного, к которому подвести шланг для подачи сжатого воздуха.
Опустить блок в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм.
В местах негерметичности будут выходить воздушные пузыри.
Таким же образом проверить герметичность масляных каналов блока.
При обнаружении негерметичности блок необходимо заменить.
Основные размеры блока цилиндров двигателя ВАЗ-2123
Маркировка размерного класса цилиндров на блоке
Измеряем нутромером диаметр цилиндров в четырех поясах (на расстоянии 8, 15, 50, 90 мм от верхней плоскости блока) и двух направлениях (параллельном и перпендикулярном оси коленчатого вала).
Если износ превышает 0,15 мм, необходимо блок расточить до ремонтного размера на 0,4 или 0,8 мм.
Схема измерения цилиндров нутромером
В зоне 1 цилиндры практически не изнашиваются.
По разности замеров в первом и остальных поясах можно судить о величине износа цилиндров
Чтобы определить износ юбки поршня, микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.
Измеряем микрометром диаметры шатунных шеек коленчатого вала
Измеряем диаметры коренных шеек коленчатого вала
Шейки коленчатого вала шлифуют до ближайшего ремонтного размера, если их овальность больше 0,03 мм, а также, если на шейках присутствуют задиры и риски.
После шлифовки нужно удалить заглушки с масляных каналов и удалить остатки абразива и отложений.
Устанавливаем новые заглушки
Поверхности маховика, сопрягаемые с коленчатым валом и с ведомым диском сцепления, должны быть без царапин, задиров и совершенно плоскими.
Если на рабочей поверхности 3 маховика под ведомый диск сцепления имеются царапины, то нужно проточить эту поверхность, снимая слой металла толщиной не более 1 мм.
Затем проточите поверхность 2, выдержав размер 0,5±0,1 мм и обеспечивая параллельность поверхностей 2 и 3 относительно поверхности 1.
Допуск непараллельности составляет 0,1 мм.
После проточки устанавливаем маховик на оправку, центрируя его по посадочному отверстию с упором на поверхность 1, проверяем биение плоскостей 3 и 2.
В крайних точках индикатор не должен показывать биений, превышающих 0,1 мм.
Обращаем внимание на плотность посадки зубчатого венца и на состояние его зубьев.
Если венец можно переместить на маховике или зубья сильно изношены, замените маховик в сборе с венцом.
Замена венца достаточно сложна и требует наличия определенных навыков у исполнителя, а также применения специального инструмента.
Устанавливаем маховик и снятые узлы и детали в порядке, обратном снятию.
Маховик может быть установлен на коленчатый вал в двух противоположных положениях, определяемых расположением крепежных отверстий.
На заводе-изготовителе его балансируют в сборе с коленчатым валом, поэтому он должен быть установлен строго в первоначальное положение.
Для правильной установки на маховике сделана метка в виде конусной лунки, которая должна быть сориентирована при установке в ту же сторону, что и шатунная шейка 4-го (1-го) цилиндра.
Если после снятия маховика коленчатый вал проворачивали, установите поршень 4-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия, затем еще на половину оборота и устанавливайте маховик на коленчатый вал, повернув его меткой вертикально вниз.
Болты крепления маховика затягивайте равномерно крест-накрест крутящим моментом – 60,96-87,42 Нм (6,22-8,92 кгс.м)