Разбираем головку блока для последующего ремонта или для замены.
При разборке нужно раскладывать запчасти головки по порядку с учетом их дальнейшего использования.
Снятие головки цилиндров было рассмотрено в статье – Как разобрать двигатель ЗМЗ-402.
Ключом на 13 отворачиваем гайки крепления корпуса термостата
Снимаем с головки корпус термостата
Ключом на 12 отворачиваем четыре болта крепления задней крышки головки
Снимаем заднюю крышку головки блока цилиндров.
Снимаем клапаны с помощью съемника. В этом съемнике предусмотрен упор для клапана.
Если такого съемника нет, то подкладываем под клапан подходящий упор, можно плотную резиновую шайбу или деревянный брусочек
Клапана нужно пометить или разложить по порядку, чтобы при сборке установить их на свои места.
Устанавливаем на головку специальное приспособление для сжатия пружин клапанов.
Сжимаем пружину клапана приспособлением. Если тарелка клапана подклинивает, то постукиваем по упору приспособления молотком.
Удерживая пружины сжатыми, пинцетом или тонкой отверткой извлекаем два сухаря.
Затем, постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разжимаем пружины клапана.
Убираем приспособление и снимаем тарелку клапана
Извлекаем две пружины
Щипцами аккуратно снимаем маслоотражательный колпачок с направляющей втулки.
При снятии немного подкручиваем колпачок, чтобы легче было снять. Осторожно втулка очень хрупкая!
Снимаем опорную шайбу.
Переворачиваем головку цилиндров.
Вынимаем клапан из головки блока.
Если износ втулки большой и превышает 0,25 мм, то поддеваем отверткой и снимаем стопорное кольцо.
Ударами молотка через оправку выбиваем втулку.
Новую втулку охлаждаем в сухом льду или в морозилке, а головку цилиндров нагреваем до температуры 150-190˚ С, и запрессовываем втулку.
Выступание втулки над головкой должно быть 20 мм
После запрессовки втулок их нужно развернуть специальной разверткой под необходимый размер.
После этого нужно притереть клапана к седлам для этого:
Наносим пасту для притирки на фаску клапана и устанавливаем его в соответствующую втулку головки.
Закрепляем на ножке клапана специальное приспособление для притирки.
Прижимаем клапан к седлу, и поворачиваем клапан в обе стороны.
Притирку продолжаем до тех пор, пока фаска клапана по всей длине и ширине не станет матовой и чистой.
Протираем клапана от остатка пасты
Устанавливаем с помощью оправки новые сальники клапанов
Собираем головку цилиндров в обратной последовательности.
Собирают головку блока в порядке, обратном разборке.
Перед установкой смазать моторным маслом маслоотражательные колпачки, стержни клапанов и ось коромысел клапанов.
Устанавливают клапаны в соответствии с метками, сделанными при разборке.
Прокладку корпуса термостата и прокладку задней крышки головки блока установить на герметик типа «Гермесил».
Более детальную дефектовку рассмотрим в статье – Осмотр и дефектовка головки блока.