Разборка блока цилиндров была рассмотрена в статье – «Разборка блока цилиндров».

После разборки блока цилиндров нужно определить возможность дальнейшего использования блока цилиндров, коленчатого вала и поршневой группы.

Проверка блока цилиндров

Неплоскостность посадочной поверхности блока цилиндров допускается не более 0,03 мм.

Шлифовка не допускается.

Схема проверки состояния посадочной поверхности головки блока цилиндров

Проверку нужно проводить согласно схеме на рисунке 1.

Определение диаметра цилиндра

Определение диаметра цилиндров (двигатели 1.4 и 1.6): 1 - отверстия, 2 - метка, соответствующая цилиндру № 1; 3 - метка соответствующая цилиндру № 4

Расстояние Х от оси отверстий (1) до посадочной поверхности блока цилиндров определяет группу диаметров цилиндра (подробнее см. таблицу).

Метка (2) соответствует цилиндру № 1, а метка (3) соответствует цилиндру № 4 (см. рис. 2).

Перед проверкой нужно установить крышки коренных подшипников коленчатого вала, установив крышку №1 со стороны маховика.

Последовательность затяжки болтов крышек коренных подшипников

После этого затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в порядке указанном на рисунке 3.

Замеряем, диаметры и снимаем крышки коренных подшипников коленчатого вала.

А - определение диаметра опор коленчатого вала, В - маркировка диаметра опор коленчатого вала

Диаметры (Х1 рисунок 4) опор коленчатого вала маркируются сверлением в зоне над масляным фильтром (рис.4 (В) по стрелке).

Положение (Х2) отверстий по отношению к посадочной поверхности блока цилиндров определяет диаметр опор коленчатого вала.

Коленчатый вал лежит в блоке цилиндров на пяти опорах.

Упорные полукольца, регулирующие осевой зазор, устанавливаются на опору №3.

Допускаемые параметры коленчатого вала:

Осевой люфт коленчатого вала при новых упорных полукольцах – 0,045 – 0,252 мм;

Осевой люфт коленчатого вала при приработавшихся упорных полукольцах – 0,027 – 0,054 мм.

Диаметральный зазор между коренными шейками коленчатого вала и подшипниками, мм – 0,027 – 0,054 мм.

Рис. 5. А - измерение диаметра коренных шеек коленчатого вала, В - измерение диаметра шатунных шеек

Измерение диаметров шеек коленчатого вала на рисунке 5.

Диаметры цилиндров

Диаметры опор коренных подшипников

Размер диаметров опор коренных подшипников в блоке цилиндров дан в таблице 2.

Размер вкладышей коренных подшипников дан в таблице 3.

Диаметры отверстий опор коренных подшипников в блоке цилиндров

Размеры вкладышей коренных подшипников

Размерные группы по диаметру коренных шеек

Размерные группы по диаметру шатунных шеек:

При замерах за результат принимают минимальный диаметр по периметру шейки.

Маркировка коленчатого вала

рис. 6. А - первый способ маркировки коленчатого вала, В - второй способ маркировки, С - третий способ маркировки

Расположение заводской маркировки и информация по маркировке на рисунке 6.

Метки несут следующую информацию:

  • 1 - размерные группы по диаметру коренных шеек;
  • 2 - размерные группы по диаметру коренной шейки № 1 со стороны маховика;
  • 3 - размерные группы по диаметру коренной шейки № 5 со стороны маховика;
  • 4 - размерные группы по диаметру шатунных шеек;
  • 5 - размерные группы по диаметру шатунной шейки № 1 со стороны маховика.