Разборка блока цилиндров была рассмотрена в статье – «Разборка блока цилиндров».
После разборки блока цилиндров нужно определить возможность дальнейшего использования блока цилиндров, коленчатого вала и поршневой группы.
Проверка блока цилиндров
Неплоскостность посадочной поверхности блока цилиндров допускается не более 0,03 мм.
Шлифовка не допускается.

Проверку нужно проводить согласно схеме на рисунке 1.
Определение диаметра цилиндра

Расстояние Х от оси отверстий (1) до посадочной поверхности блока цилиндров определяет группу диаметров цилиндра (подробнее см. таблицу).
Метка (2) соответствует цилиндру № 1, а метка (3) соответствует цилиндру № 4 (см. рис. 2).
Перед проверкой нужно установить крышки коренных подшипников коленчатого вала, установив крышку №1 со стороны маховика.

После этого затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в порядке указанном на рисунке 3.
Замеряем, диаметры и снимаем крышки коренных подшипников коленчатого вала.

Диаметры (Х1 рисунок 4) опор коленчатого вала маркируются сверлением в зоне над масляным фильтром (рис.4 (В) по стрелке).
Положение (Х2) отверстий по отношению к посадочной поверхности блока цилиндров определяет диаметр опор коленчатого вала.
Коленчатый вал лежит в блоке цилиндров на пяти опорах.
Упорные полукольца, регулирующие осевой зазор, устанавливаются на опору №3.
Допускаемые параметры коленчатого вала:
Осевой люфт коленчатого вала при новых упорных полукольцах – 0,045 – 0,252 мм;
Осевой люфт коленчатого вала при приработавшихся упорных полукольцах – 0,027 – 0,054 мм.
Диаметральный зазор между коренными шейками коленчатого вала и подшипниками, мм – 0,027 – 0,054 мм.

Измерение диаметров шеек коленчатого вала на рисунке 5.
Диаметры цилиндров
Положение отверстий, мм |
Метка размерной группы |
Диаметр цилиндров, мм |
---|---|---|
Х=17 |
А |
От 79,500 до 79,510 |
Х=27 |
В |
От 79,510 до 79,520 |
Х=37 |
С |
От 79,520 до 79,530 |
Диаметры опор коренных подшипников
Размер диаметров опор коренных подшипников в блоке цилиндров дан в таблице 2. Размер вкладышей коренных подшипников дан в таблице 3.
Диаметры отверстий опор коренных подшипников в блоке цилиндров
Положение отверстия 2 и 3, мм |
Метка класса |
Диаметр опор коленчатого вала Х1, мм |
---|---|---|
Х2=17 |
1 |
От 51,936 до 51,942 |
Х2=27 |
2 |
От 51,942 до 51,949 |
Размеры вкладышей коренных подшипников
Группа по диаметру отверстий в блоке |
Размерные группы по диаметру коренных шеек и толщина вкладышей, мм |
||
---|---|---|---|
A или D |
B или E |
C или F |
|
1 |
Желтая метка C1=1,949—1,955 |
Голубая метка C1=1,946—1,952 |
Черная метка C1=1,943—1,949 |
2 |
Красная метка C4=1,953—1,959 |
Желтая метка C1=1,949—1,955 |
Голубая метка C2=1,946—1,952 |
Размерные группы по диаметру коренных шеек
Группа |
Диаметр коренных шеек, мм |
---|---|
A/D |
От 47,990 до 47,997 |
B/E |
От 47,997 до 48,003 |
C/F |
От 48,003 до 48,010 |
Размерные группы по диаметру шатунных шеек:
Группа |
Х3, мм |
Группа |
Х3, мм |
---|---|---|---|
A |
43,960 |
O |
43,971 |
B |
43,961 |
P |
43,972 |
C |
43,962 |
R |
43,973 |
D |
43,963 |
S |
43,974 |
E |
43,964 |
T |
43,975 |
F |
43,965 |
U |
43,976 |
G |
43,966 |
V |
43,977 |
H |
43,967 |
W |
43,978 |
J |
43,968 |
Y |
43,979 |
K |
43,969 |
Z |
43,980 |
L |
43,970 |
|
|
При замерах за результат принимают минимальный диаметр по периметру шейки.
Маркировка коленчатого вала

Расположение заводской маркировки и информация по маркировке на рисунке 6.
Метки несут следующую информацию:
- 1 - размерные группы по диаметру коренных шеек;
- 2 - размерные группы по диаметру коренной шейки № 1 со стороны маховика;
- 3 - размерные группы по диаметру коренной шейки № 5 со стороны маховика;
- 4 - размерные группы по диаметру шатунных шеек;
- 5 - размерные группы по диаметру шатунной шейки № 1 со стороны маховика.